Обложка пятницы

В Ставрово - театральный бум Несколько любительских коллективов спорят за звание "народного" На театральной сцене поселка Ставрово (существующей в воображении режиссеров и зрителей) сегодня накаляются страсти. Сразу три...

В Ставрово – театральный бум

Несколько любительских коллективов спорят за звание "народного"
На театральной сцене поселка Ставрово (существующей в воображении режиссеров и зрителей) сегодня накаляются страсти. Сразу три коллектива самодеятельных артистов готовы доказать властям, театральной общественности и себе тот факт, что звание "народный", полученное ставровским ТЮЗом, сегодня принадлежит им.

Ставим декорации, начинаем первый акт
Удивительно, но факт: традициям Мельпомены в ставровской глубинке насчитывается больше века. Казалось бы, откуда им взяться: не самый большой поселок, до губернского центра – тридцать верст, постоянных сценических подмосток отродясь не было. Но вот – кипят актерские страсти…
Первое театральное представление в Ставрово было дано в сентябре 1902 года – силами народной пожарной дружины. Зачинателем театрального движения был священник, отец Александр Архангельский, член священного Синода. Спустя более чем полвека, в 1965 году ставровский ТЮЗ поставил спектакль "Обелиск" по пьесе Геннадия Мамлина и получил звание "народный". О ставровских актерах сняли 20-минутный фильм, который показали по Центральному телевидению.
– Я увидел этот фильм, побежал записываться в ТЮЗ и получил свою первую роль, – вспоминает режиссер Владимир Степанов, работающий с самодеятельными актерами уже 30 лет. Сильное детское впечатление определило его призвание: он получил высшее театральное образование. И пришел в родной ТЮЗ. Сегодня он возглавляет две труппы самодеятельных актеров – "Ретро" и "Провинциалы". По его мнению, ни о каком расколе в коллективе речи быть не может.
– Так вышло, что не сложились отношения с администрацией ДК "Юность", сейчас – это центр досуга молодежи, – рассказывает он. – Театр – искусство коллективное, режиссер свободен в своих интерпретациях, выборе пьесы, в работе с актерами. Но в ДК все регламентировалось, была строгая отчетность за каждый гвоздик и деревяшечку. Мне показалось, что ставилась задача – выжить конкретного человека.
До 2002 года ставровский ТЮЗ базировался в ДК. Отметив юбилей – 100-летие театрализованного движения в Ставрово, театр покинул старое помещение Дома культуры. Артисты перебрались в нынешнее помещение центра досуга молодежи "Юность".
– Была своя база – костюмы, декорации. Нам дали репетиционную комнату, а костюмы заперли в общей костюмерной. Однажды приходим и видим – все, что было в нашей кладовке, выброшено прямо на улицу. Бросились за объяснениями к администрации и услышали, что, оказывается, таким образом избавились от хлама. Нам же обещали при необходимости купить новые вещи, – рассказывают артисты о взаимоотношениях с руководителем центра досуга Ларисой Завьяловой.
"Провинциалы" уверены, что "не сошлись с ней характером". Ситуация обострилась, когда готовилась премьера спектакля "Стакан воды". Рассказывает Олег Булычев:
– На народный коллектив идет целевое финансирование из местного бюджета. Это – две ставки – режиссер и, например, зав. постановочной частью, а также оплата декораций и костюмов. Приходим со сметой. Просим выделять ежемесячно сумму на подготовку спектакля, нам говорят: не сейчас, потом.
Время уходит, мы, видя это, начинаем писать письма, в том числе в администрацию. Глава поселка Алексей Трухин заверил, что средства будут выделены. Отношения с Ларисой Александровной ухудшаются. Денег по-прежнему нет, а спектакль все ближе. Мы находим спонсора. Когда костюмы уже заказаны, за неделю до спектакля, деньги выделены. Мы их отдали спонсору.
По словам актеров-"провинциалов", были еще как минимум два факта, которые приблизили момент их разлуки с "Юностью". В новом помещении не было сцены. Генеральный прогон спектакля и репетиции перед премьерой шли, по договоренности, на сцене заводского конференц-зала.
Актриса Галина Новикова вспоминает, как иногда трудно было попасть на репетицию.
– Хотя в расписании занятий значилось, что наш коллектив работает до 22.00, бывало, что в 9 часов вечера, в начале десятого вахтер просил нас покинуть помещение. Хуже того, раза 3-4 приходили на репетицию и разворачивались: на дверях замок висит. Попрыгаем-попрыгаем и уходим. Репетировали в квартирах, в собственных домах.
Роль бедных родственников стала утомлять артистов. По их словам, особенно обидно было невнимание руководителя "Юности" к ним, нежелание встретиться и поговорить с коллективом по душам, ее отсутствие на спектаклях. Отыграв премьеру "Стакана воды", "Провинциалы" приняли решение съезжать. С прошлого года они репетируют в конференц-зале (руководитель Галина Крылова). Поставили новый спектакль "Кадриль для коммунальной квартиры и лестничной площадки"".
– Но в то же время мы официально числились на базе центра досуга молодежи "Юность", – поясняет Олег Булычев. – Насколько мы понимаем, весь год наш коллектив финансировался. У нас возник вопрос: куда шли деньги? Мы попытались найти ответ, но тщетно!

Действие второе: сцена переезда
Пока актеры-"провинциалы" пытались разобраться в финансовых вопросах, в "Юности" стучали молотки. Летом здесь появилась новая сцена. И новый театральный коллектив. Неофициальное название – театр "Душевный". Его возглавил батюшка местного прихода, имеющий в прежней светской жизни профессиональное театральное образование и опыт работы в разных театрах страны.
– Сегодня с "людями", завтра с червями, так ради чего это все зачинать? – задает он вопрос и рассказывает, как у него в свою очередь несколько лет назад не сложились отношения с администрацией конференц-зала, которая тогда напрямую зависела от воли заводских боссов. По его словам, ему не дали поставить спектакль "Синяя птица".
Иное дело сегодня: в "Юности" он и его актеры чувствуют себя комфортно. Идут репетиции народной комедии "Выходили девки замуж".
И тут начинается самое интересное. В этой пьесе заняты два артиста из театра "Провинциалы". Так, значит, раскол (а вернее, раскольчик) был? Не сказала бы, и вот по какой причине. Актриса Нина Клюхина ушла из "Провинциалов" давно. Ее, по собственному признанию, перестала устраивать творческая атмосфера в театре. Алексей Огурцов, сейчас репетирующий главную роль в "Девках", сетует на невостребованность в прежнем коллективе. Поэтому предложение влиться в новый принял с удовольствием. В остальных ролях заняты, в том числе, и артисты коллектива "Ретро". О них разговор особый. "Провинциалы" неоднократно подчеркивали, что обмен артистами двух театров – дело привычное. Нужны характерные актеры старшего поколения – вперед, в "Ретро"! И наоборот. Складывается впечатление, что театральный коллектив в Ставрово, по сути, один. И костяк его, по моему ощущению, в "Провинциалах". И дело не только в том, что по списку актеров здесь больше. Ирина Синягина, Владимир Соловьев, Александр Соловьев, Андрей Васьков занимаются в театре по 10 и более лет. Удачно влилась в коллектив Галина Новикова. На ставровской сцене играют талантливые актеры. И, кстати, в минувшее воскресенье это отметили представители администрации района, приехавшие оценить уровень мастерства "Провинциалов", дававших сразу два спектакля в режиме нон-стоп.
– Они профессионалы, – дает оценку их игре представитель Собинской администрации Тамара Тарасова.
Но если игра актеров вызвала восторженные отклики зрителей, то работа режиссера воспринята прохладнее.

Ваш выход, директор!
К Ларисе Завьяловой мы пришли брать комментарий, представляя себе мучительницу муз, гонительницу Мельпомены. Нас встретила улыбчивая, привлекательная женщина. Ее взгляд на ситуацию отличается от "провинциального" иногда очень радикально.
– Посмотрите, какой чудесный зал теперь есть у нас, – Лариса Александровна приглашает нас на экскурсию. – Камерный, уютный, всего на 117 мест. Для театра – это отличный вариант.
По ее словам, с мая нынешнего года идут репетиции. Забегая вперед, замечу, что на одной из них присутствовали и мы. Впечатление от работы режиссера (того самого батюшки) самое благоприятное. Вдумчиво, щепетильно разбирается и проигрывается пьеса. От процесса получают удовольствие и актеры, и режиссер.
О работе с "Провинциалами" у Ларисы Александровны менее приятное впечатление. Она рассказывает:
– Предыдущий режиссер (Степанов. – авт.) бросил труппу и ушел в образование. По-человечески его можно понять, были на то веские причины. Некоторое время функции режиссера исполнял один из актеров. Увы, это еще одно доказательство того, что режиссерская работа – удел профессионалов. Я им предлагала другого режиссера, у нас тут скудный выбор культработников, это не город. "Провинциалы" сказали: "Нам не надо!" Не знаю, кто им нужен: На мой взгляд, прошлый год у них пролетел впустую.
Такой категоричный вывод Лариса Завьялова делает не случайно. Именно в прошлом году театр должен был подтвердить звание "народный". Эта процедура проходит раз в три года. Руководитель учреждения, при котором работает театр, собирает пакет документов: характеристика на режиссера, репертуарный план за три предшествующих года, характеристика на коллектив, сколько прошло выездных спектаклей, повторов. Это, в принципе, плановые показатели. Но они должны быть реальными. Пакет документов отправляется в районный отдел культуры, оттуда – ходатайство в областной департамент культуры. Его представители, руководствуясь документами, либо выносят решение, либо приезжают с комиссией.
– В 2007 году мне нечего было показать, – считает Лариса Александровна.
: А где же деньги на костюмы, декорации и зарплату режиссера – кто ее получал в прошлом году? – этот вопрос "провинциалов" мы озвучили руководителю "Юности". По ее словам, на полставки режиссера ТЮЗа была оформлена Надежда Седова, руководитель театральной группы-студии "Диалог", полставки оставались вакантными. Что же касается околотеатральной истории со "Стаканом воды", то Лариса Завьялова поясняет, что раньше средства получить было нереально: культура поселка живет по квартальному финансированию.

Вы полагаете, все это будет носиться?
Ну, Бог с ними, с тряпками и деревяшками, а что же теперь? Кто в Ставрово действительно "народный"? В ноябре этот вопрос рассмотрели в районной администрации и решили объявить фестиваль "Театральная зима-2009". Каждый коллектив приглашается к участию и до февраля должен представить спектакль. "Провинциалы" уже выступили, но комиссия расценила это как "фальстарт" – коллективу предложено подготовиться основательнее, продумав режиссуру и выбор пьесы. Однако это не означает, что из состязания "Провинциалы" выбыли – комиссия, в составе которой и представители областного департамента культуры, готова отсмотреть их повторный спектакль! Причем, как пояснил нам один из членов комиссии, это не обязательно должна быть премьера.
К февральской премьере готовятся артисты "Душевного" театра. Когда тряхнут стариной актеры из "Ретро", пока не ясно. Но, как стало нам известно, уже готовится заявка на новый коллектив – тот самый, что при центре досуга молодежи "Юность". Вопрос только один: какой репертуарный план за последние три года может быть у него? Ведь и артисты, и руководитель центра сообщили: вместе они только с мая.
Еще один нюанс. В "Юности" сейчас три театральные студии.
Может ли решение комиссии о присвоении звания народного театра удовлетворить все стороны? Это возможно только при одном развитии событий – объединении "Душевного" и "Провинциалов". Но актеры к этому не готовы.
– Мы против них не имеем ничего, – говорили в обеих труппах.
Но объединяться, это значит оставлять без работы одного из режиссеров. Для многих актеров это неприемлемо.
А получить звание "народный" может только один. Больше ставок районный бюджет не потянет. Ох, и нелегкое же решение предстоит вынести комиссии!
: Как ни странно это признавать, но пока кипят закулисные разборки, ставровские театралы могут наслаждаться. Зрители снова (и не раз!) соберутся, чтобы отдохнуть не за рюмкой чая. Ставровский театр, разменяв второй век, не растерял самобытности самодеятельных актеров. Итак, внимание: Занавес: Начали!

Светлана САЛАТАЕВА
Фото Р.Новикова и автора

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике