Большой дороге «сделали ноги»

Жители деревни Выползово Петушинского района буквально в одночасье оказались… на обитаемом острове невезения. С одной стороны от цивилизации их отделяет река, с другой — лес, с третьей — болото. А единственную дорогу, ведущую к деревне… разобрали и увезли в неизвестном направлении…

Все вокруг колхозное, все вокруг мое

До революции Выползово было вполне зажиточной деревней, стоявшей аккурат на Владимирском тракте: собственная мельница, кирпичный заводик, трактир для проезжих, часовенка и около сорока домов, в каждом из которых было не меньше шести детей. Первый удар по деревне нанесла Великая Отечественная война: из тех, кто ушел на фронт, одни не вернулись, другие осели в городах. Но и после войны, когда страну восстанавливали после разрухи, в деревне было неплохо: местный совхоз «Петушинский» сажал овес, рожь, гречиху и картофель, выращивал коров и свиней, продавал молоко, пилил лес. Практически все местные ходили сюда на работу. Именно совхоз и построил дорогу от деревни Анкудиново до Выползово: где-то в 70-х на место разбитой колеи были уложены бетонные плиты. Такими же замостили пути к коровникам и другим подсобным помещениям: так было удобнее подвозить корма и забирать молоко.

Второй удар — 90-е, когда развалилось все, в том числе и совхоз. Правда, он не сгинул совсем, а разделился на два СПК. К одному из них — «Анкудиновскому» — отошли земли с дорогой на Выползово. Работы в деревне стало меньше, возможностей сделать карьеру в «большом мире» — больше, поэтому вся молодежь из Выползово разъехалась. И если сейчас ты пытаешься добраться до этой деревни, кажется, что война прошла здесь совсем недавно: дорогу разбомбили, дома сожгли, людей забрали в плен…

Хроника этой необъявленной войны выглядит так: примерно три года назад земли бывшего СПК «Анкудиновский» перешли к ООО «Луч». Сначала местные даже обрадовались: новый собственник поднимет хозяйство. И действительно, скоро на селе началась совсем другая жизнь. Но совсем не такая светлая, о какой мечтали деревенские жители.

- Новый хозяин обещал выплатить всем работникам долги по зарплате, поэтому все они выступали за продажу СПК. Но «Луч» продержался где-то год, — рассказывает Любовь Лукашова, специалист Пекшинского сельского поселения. — Сначала бизнесмен поувольнял всех местных, стал возить работников откуда-то из Сушнево. Потом отвез на мясокомбинат стадо — а там было около сотни коров. Потом стал вывозить и продавать технику, какие-то металлические конструкции… Сейчас уже ничего ценного не осталось — одни руины. Также оказалось, что в его собственности находятся и две закольцованные водонапорные скважины, от которых получала воду деревня Анкудиново. Жители с ходатайствами дошли до главы района, в результате одну из скважин безвозмездно передали населению. Но когда летом в водонапорную башню ударила молния и она вышла из строя, люди попросили разрешения временно использовать вторую скважину — «Луч» отказал. Правда, мужики — с благословения одного местного депутата — сами к ней врезались, пока первую башню ремонтировали. А теперь эта история с дорогой.

Нет бумаги — нет дороги

Обитатели деревни вспоминают, что сперва рабочие начали разбирать бетонные плиты возле бывших совхозных коровников. «Мы говорим: только нашу дорог у не трогайте! — объясняет Наталья Васильева, жительница д.Выползово.
- Они отвечают: нет, не бойтесь. А потом выходим на дорогу — а дороги уже и нет! Кстати, когда начали выворачивать первые плиты, мы попросили отвезти несколько к нам на горку. Там очень скользкое место, машине не заехать, поэтому все мы скидывались и покупали щебень для ее укрепления. Хотели еще и положить плиты на участок, который постоянно затапливает. За это с нас попросили около 45 тысяч рублей»… Эта сделка сорвалась, но кому-то подержанные бетонные плиты определенно понадобились. «Куда их увезли, сказать сейчас невозможно, -поделилась Наталья Васильева, — но у нас есть одно предположение. Недалеко от Петушков недавно открыли заправку с кафе. Площадку под ней выложили плитами, а потом залили асфальтом. И все мы думаем: не наша ли это дорога?»

В поисках справедливости и своей исчезнувшей дороги жители Выползово кинулись в милицию, прокуратуру, Пекшинскую сельскую и Петушинскую районную администрации. Их дальнейший путь усыпан бумажными листами, из которых в первую очередь выяснилось, что дороги в деревню… никогда и не было. Полиция отказывается возбуждать уголовное дело по факту демонтажа бетонных плит. «В настоящее время на основании договора купли-продажи участок с проходящей по нему дорогой передан в собственность ООО «Луч», руководителем которого является Новичков С.М., — говорится в полученной из полиции бумаге. — ООО «Луч» является собственником вышеуказанного земельного участка и расположенных на нем помещений, соответственно и бетонных плит… В действиях гр-на Новичкова С.М. отсутствуют признаки состава преступления, так как в его действиях не было умысла на хищение, а был умысел на свободное использование своего имущества…» (орфография сохранена. — Прим. ред.).

Но кто и каким образом умудрился передать в частные руки землю вместе с единственной дорогой, ведущей в деревню?Позднее выяснилось, что перед тем, как исчезнуть с лица земли в 2011 году, дорога испарилась из официальных документов в 2010-м. «Согласно постановлению главы Петушинского района от 17.05.2010 года № 363 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения МО Петушинской район», в перечне автомобильных дорог муниципального значения автомобильная дорога, о которой идет речь, не числится. Земельный участок… ранее принадлежал СПК «Анкудиновский».
Указанная автомобильная дорога являлась подъездным путем к данному СПК».

- И нас еще спрашивают: почему же вы не возмущались в 70-х, когда совхоз прокладывал дорогу по своим землям? — говорит Наталья Васильева. — По-моему, это просто издевательство.

В этой истории есть еще одна загадка. В любой сделке участвуют две стороны. Кто купил земли бывшего СПК «Анкудиновский» вместе с дорогой, известно — это ООО «Луч». Но продавца не смогли назвать ни в администрации Пекшинского сельского поселения, ни в администрации Петушинского района: этот вопрос чиновники перекладывают друг на друга.

- Я не считаю, что общественная дорога оказалась в частных руках, — говорит Татьяна Перегудова, глава МО Пекшинское сельское поселение. — Но вообще-то мы в этом не участвовали. Могу только предположить, что продавец — это бывший директор СПК. Полагаю, что вывезенные бетонные плиты числились в акте приема-передачи имущества. О том, что их демонтировали, я узнала совсем недавно. Само собой, я не могла пред положить, что деревня Выползово останется без дороги. А почему я вообще должна была об этом думать? В этой деревне всего 10 домов, постоянно проживающих людей нет, одни дачники. А в нашем сельском поселении 57 населенных пунктов, в том числе такие, где по 160 постоянных домовладений, а дороги у них тоже не попа ли в реестр. Конечно, нехорошо, что люди не могут проехать в деревню. Но чтобы решить этот вопрос, нужно время и деньги, а наш бюджет — всего 11 миллионов 800 тысяч рублей. Мы не сможем выделить средства даже на то, чтобы загрунтовать эту дорогу. С собственником земли тоже не можем договориться. Я слышала, что сейчас это даже не Новичков, а пожилая женщина, зарегистрированная в Рязанской области. Но я думаю, что жители деревни преждевременно беспокоятся, так или иначе их вопрос решится.

Выжившие и выживаемые

- Уже несколько раз мы слышали: вы дачники, у вас нет никаких прав, — говорит Кирилл Борисоглебский, житель д.Выползово. — Как будто дачник — это не человек, а существо второго сорта. Хотя здесь, в Выползово, мое родовое гнездо, мой прадед построил в деревне первый каменный дом, когда его прежний, деревянный, несколько раз сгорел. Да и времени здесь я провожу не меньше, чем в столице. Мог бы насовсем сюда переехать и даже прописку оформить. Я даже собирался открыть здесь свое дело, тем более что видел, сколько вокруг пустующей земли. Но оказалось, что земли давно распроданы, и просят за участки в Пе-тушинском районе сейчас больше, чем за землю в ближнем Подмосковье, мне, например, предлагали гектар за миллион. Думаю, мы — последние жители Выползово, которые готовы хоть что-то тут делать. Если нас выживут — а когда в деревню будет не проехать, так и получится — она вообще разрушится и исчезнет.

В Выползово сейчас около десятка жилых домов. И живут здесь, действительно, в основном дачники. Правда, многие из них приезжают рано весной и уезжают поздней осенью. На природу, где свежий воздух, лес, река и овощи с грядки, привозят детей и престарелых родителей, то есть тех, кто больше других нуждается в помощи. Здесь живут и инвалиды, и пенсионеры, и многодетная семья. В Выползово смирились с тем, что ближайший магазин находится в Анкудиново, а к врачу приходится ехать аж в Петушки. Но есть такие вещи, на которые имеет право рассчитывать любой человек. И как раз в них жителям Выползово отказали.

Сейчас дорога до деревни больше похожа на полосу препятствий. Пока мы пытаемся проехать до Выползово, полноприводная «Нива» несколько раз чуть ли не по капот зарывается в лужи. У въезда — самодельная табличка с названием деревни, иначе не поймешь, что уже закончились хляби и началась жизнь.

- Мы и так далеко от цивилизации, а когда дожди, или слякоть, или сошел снег и разлилась река — вообще отрезаны от мира. В деревне сгорел дом, потому что пожарные не смогли проехать — застряли, -перечисляет Наталья Васильева. — «Скорая помощь» к нам тоже не доезжает. В лучшем случае останавливается у большой вечной лужи в Анкудиново. Был случай: мой сын упал с дерева. Как на грех, никого с машиной в деревне в тот момент не было. Пришлось на руках тащить ребенка чуть не в Пекшу. Я уже не говорю о том, что никакие автобусы в Выползово не ходят, а таксисты отказываются сюда приезжать даже за повышенную плату. Зимой единственным способом добраться на «большую землю» остаются лыжи — большие, охотничьи.

Здесь, пожалуй, уже давно поняли, что надеяться можно только на себя. В одной половине деревни стоит самодельная вышка с запасом воды — на случай, если где-то вдруг загорится. Другой край ближе к реке — метров пятьдесят, поэтому жители в экстренной ситуации побегут туда. Про трактора, опашку территории и другие противопожарные мероприятия здесь даже не думают. «В поле стоял один трактор сломанный, ржавел, — вспоминает Кирилл Борисоглебский, — я прихожу в СПК: «Продайте! Вам не нужен, а я починю, в деревне пригодится». Не продали. Дело кончилось тем, что в поле пришли рабочие с автогеном, разрезали трактор и частями вывезли».

Есть альтернатива, которой нет

Еще совсем недавно жителей Выползово больше всего беспокоило, вернут ли им исчезнувшую бетонную дорогу и смогут ли они добираться до деревни по рытвинам, заменившим плиты. Но теперь у них появилась и новая проблема. Все инстанции, куда люди обращались за помощью, явно дали понять: бывшие совхозные земли теперь в частных руках и собственник вправе делать здесь, что угодно. Не так давно поползли слухи, что на месте СПК новый владелец собирается строить конезавод. Жители деревни боятся, что в следующий раз на дороге их встретит запертый шлагбаум.

В ответах, полученных селянами из полиции, поселковой и районной администраций, несколько раз упомянута «альтернативная дорога в Выползово, проезд по которой ничем не
ограничен». Эту дорогу мне показали. На самом деле их даже две. Первая — точно такая же изрытая ямами и ухабами полоса земли, но ведет она не через главную улицу д.Анкудиново, а вокруг, через руины бывших коровников и свинарников. Раньше здесь тоже были бетонные плиты, теперь ничего. Вторая дорога идет через поля ООО «Рождество». По сути, это обычный проселок, который под дождем превращается в грязевое болото. Но главное -обе дороги точно так же проходят через земли, считающиеся частной собственностью. И еще непонятно, считаются ли они дорогами на бумагах.

Единственный выход в этой ситуации — провести общественные слушания и назначить в отношении дороги на Выползово сервитут (этот юридический термин означает право беспрепятственного пользования чужой собственностью, в данном случае — земельным участком, по которому проходит дорога. — Прим. ред.). Но и здесь пока не все гладко. «Вопрос об установлении сервитута будет решаться, — заверил Александр Курбатов, председатель комитета по управлению имуществом администрации Петушинского района. — В ноябре его обсудит наш Совет народных депутатов. Кто и кому продал землю, как там оказалась проданной дорога — нам это неизвестно. Но свое дело мы сделаем: свободный проезд до деревни обеспечим».

Но жители Выползово опасаются, что слушания решатся не в их пользу. «Если участок признают муниципальной дорогой,кому-то придется принимать ее на баланс, содержать, то есть следить за ней, расчищать зимой, засыпать ямы щебнем, — предполагает Наталья Васильева. — А кому нужны эти проблемы, если можно сослаться на несуществующую «альтернативу»? Тем более когда речь идет о каких-то дачниках!»

…Последнюю попытку разобраться в этой запутанной истории мы делаем в Петушинской районной прокуратуре -там Наталье Васильевой, Кириллу Борисоглебскому и другим выползовским активистам вроде бы обещали показать результаты прокурорской проверки, проведенной по их запросу. Единственный человек, которого нам удается застать,
- помощник районного прокурора Станислав Заруцкий. И он нам не рад: жителям деревни объясняет, что материалы проверки предъявит только по письменному заявлению с резолюцией прокурора — не раньше, чем через три дня. «Почему нам не сказали об этом, когда мы подавали заявление, или потом, по телефону, — недоумевает Кирилл Борисоглебский, — сюда, в прокуратуру, неудобно добираться что из Москвы, что из Выползово». От комментариев «Призыву» отказывается, ссылаясь на отсутствие у журналиста некого «разрешения на ведение деятельности на территории прокуратуры». «Отвечать я не обязан, ничего говорить не буду, можете писать в вышестоящие инстанции, это ваше право», -резюмировал помощник прокурора перед всей нашей группой.

- Ну, вот и поговорили, — разводит руками Наталья Васильева. — В который раз! Не знаю, насколько нас хватит. Но пока мы сдаваться не собираемся.

Кстати

Это уже не первый случай, когда люди страдают от странных и непродуманых сделок. Например, в д. Горушка того же Петушинского района было продано под строительство коттеджного поселка поле, по которому шла дорога в деревню. Местным жителям предлагают ездить в райцентр по федеральной трассе -этот путь на 15 километров длиннее. Дорога, которой селяне пользовались долгие годы, также не попала ни в какой реестр. А составители таких документов, похоже, не несут никакой ответственности перед законом.

Марина Сычева

Возможно Вас также заинтересует:

  1. На большой дороге и опасности немаленькие Автолюбителей на дорогах подстерегает масса опасностей. И отнюдь не все...
  2. Большой волк спасет русскую деревню? У Джастина Ирвина, коренного американца, есть второе имя - Сунг-Маниту...
  3. Руки-ноги береги! Скользкая тема о вывихах и переломах в России возникает каждую...
  4. Встать на ноги райцентру поможет бульонный кубик Во Владимирский регион пришел еще один крупный иностранный инвестор. На...
  5. В ожидании большой воды Буквально за ближайшую неделю лед на реках и озерах Владимирской...
Запись опубликована в рубрике Главная тема. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
Где остановиться в Москве? Болгария Для чего нам нужен склад

Комментарии запрещены.