В образовании никогда не было просто. Так что нечего и привыкать

Такое неожиданное резюме своему выступлению на большом августовском педсовете подвел директор областного департамента образования Михаил Корешков.

На традиционную конференцию в преддверии нового учебного года во Владимир съехались почти 600 участников: руководители администраций городов и районов области, руководители и специалисты муниципальных управлений образования, председатели профсоюзных комитетов работников образования, директора школ, профессиональных училищ, детских садов, интернатов, учреждений дополнительного образования, руководители методических служб. Среди почетных гостей — архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий и замминистра образования Исаак Калина. И пока в фойе все желающие с удовольствием рассматривали шедевры, сотворенные руками детей из профессиональных училищ области, в конференц-зале шли серьезные разговоры о качестве владимирского образования и подготовке к новому учебному году.

Есть за что похвалить

Держал Михаил Корешков речь перед коллегами, руководствуясь законами психологии: сначала долго и с удовольствием хвалил педагогов, потом так же долго и обстоятельно их критиковал. В общем, метод кнута и пряника — в действии.

По мнению руководителя департамента, владимирской системе образования есть чем гордиться. Эффективность работы педагогов прежде всего оценивается успешностью детей. А тут существуют две независимые оценки. Первая — результаты ЕГЭ. В сравнении с цифрами по России мы третий год уверенно занимаем призовые места в этой турнирной таблице. Стабильно высокие результаты по русскому языку, литературе, химии, информатике, биологии, английскому. Особенно порадовала теперь провальная в прошлом году математика. Вторая независимая оценка — результаты всероссийских и международных мероприятий (конкурсов, олимпиад, фестивалей). Они у нас достойные — более 120 ребят и более 30 детских коллективов поднялись на высокий уровень. Здесь и всероссийские олимпиады, и мероприятия уровня страны разной направленности — патриотической (с уникальным полком Ставровской школы Собинского района), археологической (с лучшими в России школьными участками школ округа Муром), технической (со стабильно высокими результатами специалистов ДТЮ города Владимира), спортивной (с воспитанниками детско-юношеских спортивных школ Владимира, Суздальского и Юрьев-Полького районов), политической (с законотворческими инициативами нескольких школ города Владимира), исследовательской (с серьезными научными изысканиями студентов владимирских техникумов). Были еще и всероссийские конкурсы профмастерства, где лучшими стали ребята из профессиональных лицеев № 1, 35, 36, 37, 39, 51, Покровского и Вязниковского колледжей.

Успешность владимирских педагогов также очевидна, и подтверждается она в первую очередь через успешность учеников. Среди лучших педагогов названы Марина Бычкова, учитель школы № 7 города Кольчугино, подготовившая самое большое количество победителей всероссийских олимпиад по химии и создавшая на деньги, полученные от гранта, фонд поддержки талантливых учеников по своему предмету; Александр Гаврилин, доктор наук, проректор института повышения квалификации работников образования, разработчик концепции воспитательного пространства нашего региона; Нина Заворыкина, учитель школы № 9 города Вязники, победитель всероссийского конкурса «Учитель России-2009»; Татьяна Григорян, учитель школы № 33 города Владимира, получившая золотую медаль третьего всероссийского конкурса педагогического мастерства, посвященного 170-летию со дня рождения Менделеева.

Пользуясь августовским совещанием, директор департамента поклонился ветеранам педагогической отрасли, которые не только высоко держат планку владимирской педагогической школы, но и буквально закрыли своим телом брешь во многих школах территорий, образовавшуюся в связи с нехваткой молодых учителей. За активность, результативность и молодой задор спасибо Татьяне Александровне Варкановой, учителю биологии Небыловской школы Юрьев-Польского района, Альбине Григорьевне Алексеевой, директору Никологорской школы Вязниковского района, Евгении Николаевне Беляевой, учителю физики школы-интерната № 1 города Владимира, Нине Ивановне Седовой, учителю русского языка школы № 6 округа Муром.

Выздороветь до того, как начнут лечить

- В целом вы молодцы, — порадовал коллег главный педагог области, но на этом его комплименты закончились. — Есть эффективная работа, есть творческий задор, есть результат. Но все не так просто. Ведь эффективность — это достижение результата с наименьшими затратами. Поэтому хвалить вас, уважаемые коллеги, прекращаю и начинаю ругать.

В основе любого результата обычно стоит цена вопроса. Итак, в какую сумму обошелся имеющийся результат? Проблема в том, подчеркнул директор департамента, что педагогическое сообщество всегда было далеко от экономических вопросов. В результате наша область заняла 22-е место среди всех субъектов по неэффективным расходам в области образования. В 2008 году эта сумма вылилась в 1 млрд 400 млн рублей. Эти деньги можно было направить на повышение зарплаты учителям, на увеличение учебных расходов, на целевые программы развития регионального образования. За счет чего неэффективно расходовались средства? Не выполняются три главных параметра — наполняемость класса, количество учащихся, приходящихся на одного учителя, и количество административно-хозяйственного персонала. В шести крупных городских территориях: Коврове, Муроме, Радужном, Кольчугине, Собинке, Юрьев-Польском — наполняемость классов сильно снижена, а она должна быть не менее 25 человек. Количество учащихся на одного учителя превысили все территории, особенно округ Муром, Гороховецкий, Камешковский, Ковровский районы. Излишний административно-хозяйственный персонал «съел» более 800 млн рублей. Например, в Гороховецком, Гусь-Хрустальном, Ковровском районах в школах на одного учителя — а это главная фигура в образовательном процессе — приходилось по три человека административно-хозяйственного персонала. Вот уж, действительно, один с плошкой и семеро с ложкой, вот на кого шли деньги, направленные на зарплаты учителям.

Еще одна проблема — в том, что учителя не хотят учиться и повышать свою квалификацию. А как же быть с тем, что учитель формирует ученика? Неудивительно, что низкие баллы по математике, русскому, предметам по выбору у выпускников школ Юрьев-Польского, Ковровского, Муромского, Камешковского, Гороховецкого, Гусь-Хрустального районов. Это следствие недостаточной профессиональной компетенции учителя. А она порождается спадом повышения уровня квалификации педагогических работников области. Директора школ не находят способов ни морального, ни материального стимулирования учителя, чтобы он повышал квалификацию, или просто пускают все на самотек.

Педагогическое сообщество нашего региона насчитывает более 10 тыс. человек и находится в процессе второй волны сокращений. Первая волна коснулась городов и была связана с демографическими проблемами, сегодняшняя волна идет в сельской школе. Это происходит из-за управленческого просчета, констатировал чиновник. К современному руководителю сегодня предъявляются высокие требования. Результаты аттестации, которую проходили директора школ в прошлом году, неутешительны. Они показали, что большое затруднение у руководителей вызывают финансово-хозяйственная деятельность и нормативно-правовые основы системы образования. Проведенные в 2009 году исследования показали, что у руководителей не сформированы такие умения, как обеспечение административно-хозяйственной деятельности, планирование и принятие решений, взаимодействие с родителями. А между тем система испытывает потребность в руководителе новой фармации. В связи с этим велика ответственность института повышения квалификации работников образования, который обязан восполнить недостаток квалифицированных кадров путем переподготовки — 500 руководителей школ и учреждений профобразования должны быть подготовлены к работе в новых условиях к первому сентября следующего учебного года.

- Эти недостатки не дают нам повода для удовлетворенности, — заметил директор департамента в завершение. — Что же делать, чтобы неэффективность стала эффективной? Надо постараться выздороветь до того, как начнут лечить. Здесь ключевой будет роль муниципалитета. Именно здесь должны выстраиваться все практические шаги для реализации стратегических направлений развития образования. А вообще, у нас на носу новый учебный год. В образовании никогда не было простых лет, так что нечего и привыкать. Но наша педкорпорация всегда славилась общностью интересов, подвижничеством, цивилизованностью и активностью, поэтому в этот непростой год хочу вам пожелать, как всегда, единства планов, свободы и любви!

Ирина Дубиневич

Возможно Вас также заинтересует:

  1. Учитель — не просто призвание. Это судьба Владимирский государственный гуманитарный университет - главная кузница педагогических кадров области...
  2. Госзакупки в образовании: зло или благо? Заказы на поставку продуктов питания и выполнение работ посредством...
  3. Закон об образовании рождается в спорах Каким должен быть федеральный закон «Об образовании»? Несмотря на то,...
  4. Отметили лучших учителей города Во владимирском Городском дворце культуры состоялась торжественная церемония, посвященная...
  5. Воспитание исторического сознания — не просто акция Всего месяц тому назад в нашей области побывал президент РФ,...
Запись опубликована в рубрике Регион 33. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
Люстры и светильники в интернет магазине Проблема выбора Недвижимость в Мюнхене

Комментарии запрещены.