Катись, яблочко!

Вчера в России отметили день Преображения Господня - Яблочный Спас. Центром торжеств во Владимирской области в шестой раз стал суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, где возродили «народную» традицию этого праздника.

Вчера в России отметили день Преображения Господня – Яблочный Спас. Центром торжеств во Владимирской области в шестой раз стал суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, где возродили «народную» традицию этого праздника.

В этот день в церкви после литургии освящают все «плоды земные» нового урожая – не только яблоки, но и груши, сливы и даже виноград. Время от Преображения до Успеньева дня называли «лакомками» в отличие от «Петровок-голодовок». После праздничного освящения яблок совершались молебны в садах и начинался сбор урожая. Народ спешил на ярмарки: «Вовремя убрать – вовремя продать». К Спасскому празднику приурочивались не только ярмарки, но и гулянья. Популярным было и «столованье»: перед церковью ставились в ряд столы, совершалась праздничная трапеза – братчина.

В Спасо-Евфимиевом монастыре пять лет подряд после службы священники выходили на праздничную площадку и, к всеобщей радости, кропили святой водой корзины с фруктами, выставленные для всеобщего угощения, и разный плодово-медовый товар на лотках торговцев. Но на этот раз (видимо, в свете очередного витка конфликта между Владимирской епархией и музеем-заповедником, организующим суздальский праздник) традиция оказалась нарушена. Священники заявили, что отслужат литургию в соборе и освятят все плоды, которые верующие принесут в храм, но в народ не выйдут, потому что не хотят быть «свадебными генералами». Такое решение очень расстроило многих из собравшихся на празднике – люди ждали, что «батюшка придет святить яблочки». Но священнослужители остались непреклонны: кто хочет видеть батюшку – должен идти в церковь, а не на гулянья.

Зато представители церкви развеяли созревший недавно миф о том, что до Спаса есть яблоки запрещено. На самом деле освящение плодов на праздник Преображения – это не разрешение употреблять их в пищу. В церемонии – сакральный смысл: как незрелый плод наливается соком, так и человек по мере развития наполняется божественным светом.

После литургии священники покинули монастырь, а народ переместился на праздничную площадку. Туристы – в основном китайские и итальянские – с удовольствием фотографировались с «угощальными» яблоками, а потом аккуратно складывали их обратно в корзину. Отечественные гости охотно пробовали плоды и складывали их в сумки – про запас. Благо хватило на всех.

На сцене тем временем сменяли друг друга вокальный ансамбль «Благовест», гусляры Валерий Гаранин и Александр Леонов, дуэт «Светлица» с духовными стихами. Костромской фольклорный ансамбль «Карусель» показал старинные народные танцы «пыщугский трепак» и «вохомская метелица», московский ансамбль «Улица» сыграл на традиционных владимирских рожках. В это время на ярмарочных прилавках вовсю торговали пирожками с яблоками, свежим сотовым медом, солеными огурцами и помидорами, травяным чаем, а также рукоделиями из глины, войлока и лозы. Для малышей в «Спасском детинце» показали кукольное представление.

Хотя музей и церковь отмечали Преображение по отдельности, гости остались довольны праздником, особенно дети, которые нагрызлись свежих яблок до зелени в глазах. Кстати, Яблочный Спас в народе называют еще и «первыми осенинами» – в старину в этот день начинали готовиться к осени. В этом году природа тоже ясно сказала, что лето кончилось: тридцатиградусная жара последних двух месяцев наконец-то спала, а после обеда и вовсе зарядил дождь.

Марина Сычева

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике