16+

Закон об образовании рождается в спорах

Каким должен быть федеральный закон «Об образовании»? Несмотря на то, что данный нормативно-правовой акт ориентировочно вступит в силу лишь в 2013 году, споры вокруг него не утихают на протяжении последних нескольких лет.

Свое видение данного законопроекта озвучили на «круглом столе», проведенном в рамках работы государственно-патриотического клуба регионального отделения партии «Единая Россия» работники образовательной сферы и региональные парламентарии.

Отраслевой закон «Об образовании» призван объединить существующие нормативно-правовые акты, а также включить в себя за коны о высшем и послевузовском образовании. Большинство участников «круглого стола» подтвердили необходимость появления подобного документа, но между тем нашли в нем множество недоработок. «Претензии» к законопроекту есть и у работников дошкольных образовательных учреждений, и у представителей высшей школы.

Чем студент виноват?

Директор прогимназии № 73 областного центра Наталья Нестерова усмотрела в проекте закона статью, гласящую о том, что в дошкольные учреждения нужно принимать детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

– Вы все прекрасно понимаете: для того, чтобы принять ребенка в сад с двух месяцев, необходимо создать специальные условия для его пребывания там, – сказала она. – Наши образовательные учреждения сейчас принимают детей с двухлетнего возраста, но из-за нехватки мест в детсадах прием ведется с трех лет, а гимназическое образование начинается с трех с половиной лет. Поэтому к данной норме необходимо добавить слова «при наличии соответствующих условий».

Директор Владимирского авиамеханического колледжа Николай Виноградов назвал ряд явных недоработок законопроекта. Например, одна статья документа гласит об общедоступности среднего профессионального образования, другая – предусматривает возможность проведения вступительных испытаний.

– Таким образом, в статье 12 мы говорим: приходи, мы тебя примем, а в статье 124, где конкретизированы условия поступления, мы говорим – нет, ты все-таки сначала будь добр пройти конкурс, – недоумевает директор. – Далее документ гласит: те, кто осваивает аккредитованные основные профессиональные программы за счет бюджетных средств, пользуются учебниками и учебными пособиями бесплатно. А чем виноват студент, поступивший на не аккредитованную специальность? Он тоже бюджетник. Такое ощущение, что некоторые пункты закона писали представители, которые в свое время сочиняли закон о воинской службе. Только там не аккредитованные имеют право на отсрочку.

Кроме этого, в законопроекте отсутствует понятие «социальная стипендия». Академическая стипендия опять же назначается только тем студентам, которые проходят обучение по аккредитованным образовательным программам. Сегодня такого разделения нет, и стипендию получают все студенты-бюджетники.

От университета до колледжа – один шаг

Самый главный вопрос – что будет с колледжами? Их изъяли из системы среднего профессионального образования и перевели в систему высшего образования. А окончательной ясности так и нет.

Этой темы коснулся и ректор Владимирского государственного университета Валентин Морозов.

– Понятие начального профессионального образования в законе отсутствует, – сказал он. – Мы давно говорим о том, что нужно возрождать систему НПО. Но не в том виде, в котором она была создана в прежнее время. Нам нужна мобильная система подготовки рабочих кадров, отвечающих интересам предприятий. Предприятию нужен квалифицированный рабочий, причем быстро и недорого. Судьба колледжей непонятна. В проекте прописано, что они будут готовить квалифицированных рабочих или специалистов среднего звена. Что за специалисты среднего звена? У нас есть бакалавр, магистр, и, думаю, на какое-то время будет оставлен специалист. Как мы будем взаимодействовать с нашими колледжами, тоже не совсем ясно.

В связи с принятием документа в нынешнем его виде сфера образования может лишиться и «вузовской науки», а как следствие – многих перспективных ученых. Сегодня существует три вида образовательных организаций высшего образования: институт, академия и университет. Законопроект предлагает другую систему: колледж, институт и университет. При этом колледж должен будет обеспечивать подготовку по направлению бакалавриат, институт будет осуществлять подготовку по бакалавриату и специалитету. А университет – это высшее звено, которое, помимо этих образовательных услуг, даст возможность заниматься научно-исследовательской деятельностью.

В этом случае может потеряться так называемая «вузовская наука», выразили опасение участники «круглого стола». А «вузовская наука» – это то, что дает возможность в XXI веке консолидировать не только научные исследования, но и ту триаду, которая нам хорошо знакома: это наука, образование и практика. Если мы убираем из институтов и колледжей науку, то мы потеряем ряд ученых. Много говорится о том, что будет два типа университетов: федеральный и национальный исследовательский. Будет одна из больших ментальных проблем – переход большинства вузов, которые в 90-е годы получили статус университета, в институты и даже колледжи.

Такие метаморфозы будут вызывать у людей неизбежное отторжение. Даже сейчас многие работодатели считают бакалавра «недоученным специалистом». Должно пройти много лет, чтобы колледж воспринимался абитуриентами и их родителями как высшее учебное заведение. С этим не смогут смириться и многие преподаватели.

В законопроекте почти не прописаны права студентов и аспирантов. По сути, согласно документу, учащийся имеет право на зачисление, получение высшего образования по избранному направлению и бесплатное получение студенческого билета и зачетки. Непонятно, сколько нужно будет платить и за общежитие. Если сейчас плата за общежитие по закону не должна превышать 5% от стипендии, то в новом нормативно-правовом акте никаких конкретных цифр не прописано.

Закон учтет мнение всех

Сейчас проект федерального закона «Об образовании» обсуждают во всех территориях страны. Все поступившие предложения от представителей образовательной сферы нашего региона будут собраны и обобщены в комитете по вопросам здравоохранения, образования, науки, культуры, спорта, туризма, СМИ, делам семьи и молодежи Законодательного Собрания Владимирской области для их дальнейшей передачи в Государственную Думу. 23 сентября закон «Об образовании» будут обсуждать в Совете Федерации РФ. От нашего региона к сенаторам отправятся председатель профильного комитета ЗС Галина Финашина и заместитель председателя профсоюзов работников образования Владимирской области Николай Синицын. А в начале октября этот вопрос вновь поднимут в Государственной Думе.

По словам председателя комитета по вопросам здравоохранения, образования, науки, культуры, спорта, туризма, СМИ, делам семьи и молодежи регионального парламента Галины Финашиной, данный законопроект призван объединить все нормативно-правовые документы в сфере образования в один документ.

– Внедрение ЕГЭ, новых образовательных стандартов, реструктуризация школьной системы образования, проблемы, существующие в дошкольных образовательных учреждениях, – все это находит отражение в данном проекте, – говорит она. – Он вызывает споры. На сегодняшнем заседании «круглого стола» мы заметили, что представители образовательной сферы вступают в полемику друг с другом. Можно представить, что происходит на федеральном уровне. Безусловно, законопроект требует кропотливой доработки. Время для этого есть. Я считаю, что еще два года, как минимум, его надо обсуждать на уровне субъектов, сублимировать общественное мнение и мнение специалистов и направлять разработчикам.

Юлия Денисова

Просмотры: