Владимир, Суздаль и Гороховец ПОЛУЧИЛИ ПО СТАТУСУ

Благодаря июльскому совместному приказу Минкульта и Минрегиона, зарегистрированному Минюстом 21 сентября 2010 года, Владимир, Суздаль и Гороховец в числе 41 избранного населенного пункта РФ в который раз официально стали историческими поселениями. «Призыв» попытался выяснить, что это означает и дадут ли федеральные чиновники денег под региональные древности.

Владимир причислен кизбранным

- О присвоении статуса исторического поселения городу Владимиру мы узнали из официальных документов — приказа Минрегиона от 29 июля 2010 года, размещенного в информационной систе­ме, — пояснил уставшему от поиска сего документа в Интернете «Призы­ву» вице-мэр областного центра, начальник управ­ления строительства и архитектуры городской администрации Влади­мир Немков. — В области, кроме Владимира, такой же статус получили Суз­даль и Гороховец. Это со­бытие произошло впервые за историю Владимира.

Пока муниципальным чиновникам ясно одно: теперь проекты генераль­ных планов поселений и городских округов, проекты документации по планировке террито­рии, разрабатываемые для исторических по­селений, а также гра­достроительные регла­менты, устанавливаемые в пределах территорий объектов культурного на­следия и их зон охраны, необходимо будет согла­совывать с федеральным органом охраны объектов культурного наследия или, что тоже возможно, с субъектом РФ.

-  Генерального плана Владимира это не коснет­ся, потому что в составе этого стратегического документа установлены охранные зоны, которые меняться не будут, — уточнил Владимир Немков. — Сейчас разрабатываются Правила землепользова­ния и застройки, которые установят регламенты в охранных зонах, визу­альные связи, видовые точки, композиционное восприятие. Последний документ и будет подкор­ректирован в свете недав­них событий. Мы много чего в нем прописали, для того чтобы город соответствовал званию исторического поселе­ния, в том числе в сфере строительства зданий и сооружений, размещения рекламы, содержания объектов исторического наследия.

«Призыв» поинтересо­вался, не собирается ли мэрия вообще запретить возведение новых зда­ний в историческом ядре Владимира, как когда-то сделали власти Рима.

- Во Владимире мы не собираемся запрещать строительство в истори­ческом ядре, — сообщил чиновник. — Компенса­ционное строительство продолжится, но требо­вания к новым объектам повысятся.

Кроме того, считает Владимир Немков, по­мимо почетного статуса финансовая поддержка историческим поселе­ниям не помешает. Но сейчас бесполезно га­дать, появится ли вслед за приказом Минрегиона федеральная программа реконструкции истори­ческих поселений. Ко­роткий период времени действовала программа по реконструкции малых и средних исторических городов, куда Владимир из-за невысокой числен­ности населения попал с большим трудом. В итоге и эту программу свернули.

-  Остается только на­деяться, что федеральная помощь будет оказана, — резюмировал собесед­ник. — Но пока никакой информации у нас об этом нет.

Определимся втерминах

-  Когда я услышала по радио, что Владимир стал историческим горо­дом и что мэрия теперь будет стараться, то силь­но удивилась, — проком­ментировала заместитель директора областного де­партамента архитектуры и строительства, главный архитектор области Елена Каляева. — У меня есть постановление главы ад­министрации области от 1992 года. Список исторических населенных мест области в нем возглавляет город Владимир.

На самом деле мож­но отмотать пленку еще дальше и вспомнить постановление Госкомитета СМ РСФСР по делам строительства и коллегии МК РСФСР от 31 июля 1970 №36 «Об утверж­дении списка городов и других населенных мест РСФСР, имеющих архи­тектурные памятники, градостроительные ан­самбли и комплексы, яв­ляющиеся памятниками национальной культуры, а также сохранившиеся природные ландшафты и древний культурный слой земли, представляющие археологическую и историческую ценность».

Позднее появилось постановление коллегии Министерства культу­ры РСФСР от 19 февра­ля 1990 №12, коллегии Госстроя РСФСР от 28 февраля 1990 №3 и пре­зидиума Центрального совета ВООПИК от 16 февраля 1990 №12 (162) «Об утверждении нового Списка исторических на­селенных мест РСФСР». ВООПИК тогда насчита­ло 539 поселений, в том числе: 427 исторических городов, 51 поселок город­ского типа и 61 сельское поселение. Именно этот документ федерального значения и стал основой для разработки постановления главы администра­ции области 1992 года. Понятие «историческое поселение» тогда было скорее обиходным, чем юридическим.

В 1998 году был при­нят Градостроительный кодекс РФ, в котором словосочетание «истори­ческое поселение» полу­чает юридическое гражданство, но отнюдь не толкование.

В 2002 году в Федераль­ном законе №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия» появляется целая глава о том, что такое «историческое поселение», но не приводятся критерии отбора.

- Еще в 2003 году мы проводили Всероссий­скую конференцию по сохранению культурного наследия, обсуждали во­прос о том, что необхо­димо в срочном порядке определить критерии от­бора, и предлагали вари­анты, — рассказала Елена Каляева. — Процесс шел, но шел очень медленно, потому что статус истори­ческого города — это пре­жде всего обязательство.

Неясностей в поня­тийном аппарате было действительно много. Что такое историческое по­селение и каковы его признаки? Что должно быть при определении исторического поселения главным: его древность, сохранность планировки и застройки, наличие выдающихся ансамблей и памятников архитектуры, цельность образа, зна­чимость в политической и культурной истории страны?

Перед составлением перечня Минрегион и Росохранкультуры обра­тились к компетентному мнению СРО НП «Объ­единение градострои­тельного планирования и проектирования» и по­ручили ему разработку критериев. Как можно видеть, в итоге основны­ми позициями для вклю­чения в список истори­ческого поселения стали мировое признание его достопримечательностей, а также наличие в нем историко-архитектурного музея-заповедника фе­дерального значения и подчинения.

К примеру, на террито­рии исторического ядра г. Владимира, состав­ляющего 0,4% площади областного центра, сосре­доточено 44 памятника федерального и мирового значения. Про музей-заповедник, являющийся ньюсмейкером федераль­ного масштаба, сегодня известно даже ребенку.

Историческое наследие исчезаетпод давлением рынка

По словам Елены Ка­ляевой, совместный при­каз Минкульта и Минрегиона появился во ис­полнение постановления правительства о порядке согласования с Росохранкультурой генпланов и всей документации по планированию и застройке территорий историче­ских поселений РФ. Для органов власти правила игры усложняются, и это веление времени.

- К сожалению, сегодня прибыль стоит выше со­ображений патриотизма и любви к родному городу, -подчеркнула главный ар­хитектор области. — Предприниматели настойчиво добиваются своих це­лей. Это очень хорошо видно на примере таких городов, как Москва и Санкт-Петербург. То, что создавалось и охранялось веками, нарушается ради сиюминутной выгоды.

Получая земельный участок, бизнесмены правдами и неправда­ми стараются выжать из него по максимуму. Так нарастили этажи дома и общественные здания на ул. Семашко и Горького, так постепенно изменил­ся исторический облик ул. Второй Никольской, которая утратила аутен­тичность и присущий ей губернский стиль.

Несмотря на единодуш­ное ожидание ужесточе­ния условий строитель­ства в охранных зонах исторических поселений, администрации множе­ства городов РФ мечтают оказаться в заветном спи­ске. Недаром Минкульт и Минрегион оставили полгода на подготовку предложений по допол­нению перечня.

-  Попадание в список гарантирует в дальней­шем развитие туризма -одной из доходных статей регионального бюджета -с большой экономической отдачей, — констатировала Елена Каляева. — Поэтому все и борются за право включения.

Возможно, что причис­ление к министерскому списку повлечет за со­бой дальнейшее деление исторических поселений на федеральные и региональные. Таким образом государство оставляет за собой право поддерживать самые ценные для мирового сообщества объекты культурного на­следия, а ответственность за остальные переклады­вает на региональные и муниципальные власти.

Федеральная программа «Реконструкция и разви­тие исторических горо­дов» (подпрограмма «Ма­лые и средние города»), о которой уже упоминал Владимир Немков, про­существовала с 2002 по 2006 год. Сейчас реконструкция памятников и исторических поселений идет через программы «Культура» и «Развитие инженерной инфраструк­туры» (подпрограмма «Туристические центры России»).

За счет ранее действо­вавшей программы были разработаны проекты планировки историче­ских кварталов Влади­мира, отреставрирована часть объектов культур­ного наследия, рекон­струированы инженерные сети, но для центра го­рода этого недостаточно. Вполне логично после появления совместного приказа было бы ожидать увеличения финансовой поддержки, но никаких заявок на 2011 год феде­ральные ведомства пока не запрашивали.

Хаос и вакханалия

-  Сегодня в таких го­родах, как Владимир, Суздаль и Гороховец, нет однозначного и четкого алгоритма дей­ствий застройщика, -утверждает генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова. — То, что город имеет особую зо­нальность, должно быть известно любому горо­жанину. Сделать такую информацию доступной мог бы сайт городской администрации. Этому должны учить детей в школе.

Покупая земельный участок в историческом ядре, инвестор должен знать, что это наклады­вает на него определен­ные обязательства. В его распоряжении должны быть специально поша­гово разработанные инструкции, которым он будет неукоснительно следовать.

- Сейчас во Владимире царят хаос и вакханалия, — эмоционально продол­жила Светлана Мельни­кова. — Это касается всех видов деятельности, на­чиная с археологических раскопок. Почему у нас строители вздрагивают при слове «археология»? Потому что расценки на археологические работы завышены невероятно. Куда идут деньги от ар­хеологических работ — не­понятно.

Кстати, специалисты считают Федеральный закон №73-ФЗ «Об объ­ектах культурного на­следия» «довольно ка­чественным законом», но не подкрепленным необходимым пакетом подзаконных актов и на деле работающим плохо, чему немало способству­ет отсутствие практики наказаний за нарушение охранного законодатель­ства.

Как пишет в своей ста­тье научный сотрудник НИИ теории и истории архитектуры и градостро­ительства Российской академии архитектуры и строительных наук (НИ-ИТАГ РААСН), историк архитектуры и состави­тель одного из вариантов предварительного мини­стерского списка истори­ческих городов Андрей Чекмарев: «Неизвестно практически ни одного примера, когда бы орга­низации или люди, вино­вные в утрате или порче исторически ценной не­движимости, понесли хоть какое-то серьезное наказание. Сложившаяся ситуация лишь усиливает чувство вседозволенно­сти и безнаказанности в данной сфере».

-  Существующее по­ложение дел убивает чувство историзма Вла­димира, — отметила гене­ральный директор музея-заповедника. — Если раньше люди приходили к нам, приносили вещи, с интересом выслушивали наших специалистов, то сейчас они стараются всячески уклониться от возможных контактов, потому что это доставля­ет им лишние хлопоты.

Появившийся совмест­ный приказ Светлана Мельникова склонна считать декларацией намерений руководства страны выработать опре­деленный свод правил, на основе которых будут разработаны четкие ре­гламенты, контролируе­мые из центра.

Появление туристов в исторических поселени­ях приводит к бурному развитию транспортных, развлекательных, торго­вых услуг, которые долж­ны быть цивилизованны­ми. Между тем в Суздале вновь горячо обсуждается неразрешимая проблема организации торговых мест на центральной площади города.

- Мне кажется, что су­ществует какая-то необъ­яснимая, мистическая связь между банановыми республиками и Россией, потому что все сувениры России продаются на ящиках из-под бананов, -невесело шутит Светлана Мельникова. — Но ведь все давно уже приду­мано! Есть легкие пере­движные конструкции, есть плата за их аренду и есть ответственность арендаторов за содержа­ние своих рабочих мест в чистоте. Организовать эту систему — задача му­ниципалитета.

Хуже, чем есть, уже не будет

По мнению Андрея Чекмарева, интеллек­туальный туризм в со­временной России явно проигрывает спортивному и развлекательному.

«В нормальных условиях туристическая индустрия

-  сложный многоплано­вый механизм, объеди­няющий несколько раз­ных взаимосвязанных на­правлений деятельности,

-  пишет он в авторском разделе коллективной монографии «Архитек­турное наследие России в первом десятилетии XXI века». — У нас же его отсутствие сказывается не только в том, что па­мятники разрушаются в ожидании крайне необ­ходимой им реставрации, но и в неразвитости их популяризации, незадействованности обще­ственных ресурсов. По многим регионам до сих пор нет качественных путеводителей, не говоря уже о фундаментальных научных каталогах па­мятников. О наличии на своей территории ценных памятников старины ча­сто не знают ни местные жители, ни региональ­ные или муниципальные власти. Составленные специалистами паспор­та на объекты наследия остаются внутренней ин­формацией для органов охраны памятников».

Хорошо характеризует происходящее ситуация с Князь-Владимирским кладбищем, имеющим 200-летнюю историю, но до сих пор лишенным официального историко-мемориального статуса. Дело дошло до того, что вопрос о его сохранении был на днях включен в повестку дня очередного заседания Общественной палаты области.

Как утверждает в моно­графии Андрей Чекмарев, паспортизация объектов культурного наследия в России проводилась пунктирно и до сих пор не охватила весь массив имеющегося наследия. Парадоксальность ситуа­ции в том, что памятники одновременно и утрачи­ваются, и множатся, по­скольку выявляются все новые и новые объекты, не попавшие в орбиту прежних бессистемных обследований. Именно поэтому ни чиновники, ни краеведы, ни интел­лигенция не осознают происходящее как нацио­нальную культурную ка­тастрофу, не последнюю роль в которой играет процесс начавшейся реституции памятников религиозной культуры.

- Идеологию патрио­тизма по отношению к своему городу надо на­саждать с юных лет, — го­ворит Светлана Мельни­кова. — Здесь должна быть активная наступательная политика. Телевизионные проекты, акции — все, что угодно. Грамотной идеологической работы сегодня в этой сфере нет, так что, я думаю, с по­явлением совместного приказа двух министерств хуже, чем есть, во Влади­мире уже не будет.

Ольга РОМАНОВА

Возможно Вас также заинтересует:

  1. У Суздаля появился шанс войти в список ЮНЕСКО Вчера был опубликован судьбоносный для Суздаля документ, появления которого ждали...
  2. Гороховец «повзрослел» на 75 лет Все города, как и люди, имеют свой возраст, но не...
  3. Зарабатывали на «культурном наследии» Следственный комитет РФ по Владимирской области завершил расследование уголовного дела...
  4. Помним… Но забываем Иметь на своей территории памятники старины престижно, но невыгодно, считает...
  5. Малышевцы, кисляковцы и побочневцы получили новый ФАП В канун Дня России в старинной деревне Малышево Ковровского района...
Запись опубликована в рубрике Главная тема. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
Канальное кондиционирование Вклады Сбербанка России Флешка – полезная мелочь

Комментарии запрещены.