16+

Появятся ли в Суздале огурцы в бетоне?

Суздаль – огуречная столица Владимирщины – в эту субботу отмечает День Огурца. Праздник уже десятый по счету, и на него, невзирая на аномальную жару, съедется немало гостей из всех краев.

Кто-то прибудет из-за любопытства, а кто-то одолеваемый большим желанием продать свежесобранные, а также засоленные и замаринованные особым фирменным способом огурцы. Огородникам, испокон веков выращивающим на суздальской земле небывалые урожаи, решили в городе-музее памятник поставить. Но похоже, что еще не скоро гости Суздаля и его обитатели смогут увидеть те самые огурцы в бетоне.

Все сестры в серьгах

Несколько лет назад мэр Суздаля Сергей Годунин решил воспеть хвалу своим землякам-труженикам. Администрацией города был объявлен конкурс на создание памятника суздальским садоводам и огородникам. Помню, как в кабинете Сергея Борисовича на окне стояли макеты скульптурных композиций в ожидании конкурсной комиссии. Я для себя тоже тогда отметила один, но… мое мнение не совпало с решением комиссии. Откровенно говоря, желающих участвовать в конкурсе было в буквальном смысле раз-два и обчелся. В итоге победил наш земляк Владимир Благовещенский, преподаватель Суздальского художественно-реставрационного училища. Оказалось, что он лучше других участников уловил образ суздальских огородников. Композицию составляют две фигуры: сгорбленный старичок, а напротив сидит старушка в платочке. На изготовление памятника, который будет выполнен, как отмечено в постановлении, «в художественном бетоне путем многослойной набивки специальной массой с красителем на специальном каркасе», из городского бюджета было запланировано выделить 3,5 млн руб.

Когда я озвучила эту цифру известному владимирскому скульптору Игорю Черноглазову, то он удивленно вскинул брови: «Дороговато что-то. Во Владимире Мемориал Победы дешевле обошелся». В беседе с ним затем выяснилось, что именно его бабулечка-огуречница привлекла тогда мое внимание. Работа была заявлена в конкурсе в соавторстве с Андреем Балашовым, но их проект с московским скульптором был признан лучшим в другой номинации (одновременно конкурсная комиссия оценивала еще макеты памятников поэту-маринисту Алексею Лебедеву. – Прим. автора). Как выясняется сейчас, многим членам профессионального жюри понравилось вылепленное изображение торгующей старушки, но решающее слово было за председателем. Сергей Годунин, озвучивая итоги конкурса перед телекамерами, не преминул сказать, что будет объявлен еще один конкурс на создание скульптурного образа бабушек-огуречниц. Нетрудно догадаться, кто бы мог победить в новом творческом состязании, если бы оно состоялось. Все, кто заходил в кабинет главы города, видели макет скульптуры той самой торгующей бабушки, стоявший у него на рабочем столе. Кстати, сам Игорь Черноглазов ориентировочно оценивает свою авторскую работу, выполненную в бронзе, в пять раз дешевле. Как ни крути, но получается, что бетон, из которого отливали памятник работы Благовещенского, дороже меди!

Сюрприза не получилось

Время шло, в Суздале появился памятник поэту-маринисту, наделав большого шума в прессе и среди культурного сообщества. По личному указанию главы города он был установлен совсем не на том месте, где планировалось ранее. Это скандальное событие ознаменовало День города-2008. На следующий год было запланировано преподнести суздальцам еще один сюрприз – установить памятник садоводам-огородникам.

В производственном помещении СПТУ № 23 был выгорожен участок, где и проходила заливка форм. Руководил работой сам Владимир Благовещенский, а в это время в сквере у Торговых рядов, недалеко от того места, где суздальцы традиционно торгуют всем, что вырастили на своих огородах, начали заливать площадку. Да вот незадача – вдруг по этому факту судебное дело завели! Вскрылось, что подготовительные работы по установке памятника на достопримечательном месте «Старинный Суздаль» велись без согласования проектной документации с Государственной инспекцией. Протокол о невыполнении законного предписания был передан на рассмотрение в мировой суд Суздальского района. Работы подрядчика были приостановлены, но потом опять возобновились по личному указанию главы города. Индивидуального предпринимателя Егорова, выполнявшего работы, мировой суд привлек к административной ответственности, оштрафовав на символическую сумму в 300 рублей. Сергей Годунин тогда на заседание суда не явился, а 16 июня горсовет отправил его в отставку. Кстати, в числе приводимых против мэра аргументов было и строительство памятника суздальским огуречникам в то время, когда в городе нет крытого рынка и те же самые огуречники торгуют просто на улице. Если помните, на памятник огородникам глава администрации запланировал три с половиной миллиона рублей. А на ремонт тротуара у Торговых рядов, где его собираются установить, не было заложено ни рубля. А е сл и повести вверх глаза от тротуарной плитки, то можно увидеть, что и сами Торговые ряды в довольно плачевном состоянии.

Тем временем скульптор Благовещенский свою работу выполнил согласно договору. Только вот ни думал ни гадал Владимир Кузьмич, что в маленьком городке не найдется места для его грандиозного творения.

Увидали – удивились

Собственно говоря, место бетонным изваяниям нашлось. Они стоят обернутые в целлофан все в тех же учебных мастерских СПТУ ¹ 23. Рядом машины, масло, производственная грязь.

– Из-за этих скульптур и влажную уборку уже год не делаем, – признается Василий Малашкин, директор учебного заведения – Уж скорее бы их поставили на место.

Только вот устанавливать эти монументы, как выяснилось, некуда. Потому что за то время, которое прошло с момента утверждения проекта до конечного результата, произошли удивительные метаморфозы. Сгорбленный дедушка-садовод превратился в довольно крупного мужчину в кепочке, своим могучим телом более напоминая сталевара, взявшего в руку лопату. А корзинку, которая у него в другой руке, он принес женщине, которая с блаженной улыбкой смотрит вдаль. Она тоже каким-то волшебным образом скинула годков двадцать. Наверное, это кот, сидящий на другом конце лавочки, ее заколдовал. Потому что вид у этого котейки уж больно сказочный! Так что теперь персонажей трое, но создается впечатление, что каждый из них может обойтись без двух других соседей. Мужчина без корзины мог бы стоять у заводской проходной, а из фигуры женщины, если убрать бетонные огурцы из-под руки, заменив их военным треугольником, получится очень трогательный образ матери. Кстати, работа суздальского скульптора чем-то напоминает героиню Антонины Максимовой, сыгравшей маму в кинофильме «Баллада о солдате» (а ведь снимали некоторые эпизоды неподалеку, в селе Спасском). Кот, с лавкой или без нее, мог бы стать всеобщим любимцем на детской площадке любого парка. Но более всего шокирует цвет всей скульптурной композиции. Получившийся вместо заявленного ранее светло-коричневого оттенка оранжево-красный цвет бетона бьет наотмашь. А размеры! Мужская фигура высотой в 2,5 метра – это просто каменный гость. В общем, нет того умиления, которое обычно вызывают городские скульптуры. Очевидно, что не соблюдена пропорция скульптурной композиции в соотношении с окружающими объектами на выбранной ранее площадке.

Проанализировав все увиденное, Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия администрации области и Владимиро-Суздальский музей-заповедник забили тревогу. Такому суровому реализму явно не место близ Торговых рядов, выдержанных в классическом стиле. Два заседания градостроительного комитета не прошли зря: скульптурную композицию было решено не устанавливать на территории Торгового посада.

Два российских вопроса

Новый глава города Ольга Гусева и ее сотрудники оказались в довольно щекотливом положении. Но, надо отдать им должное, они не стали искать виноватого, сконцентрировавшись на другом извечном российском вопросе «Что делать?». Деньги на памятник потрачены немалые, их уже не вернуть. Кстати, проект встал чуть дешевле, чем планировалось изначально.

 На памятник садаводам-огородникам было потрачено 2,7 млн рублей, – констатировал при встрече Роман Вавилин, заместитель главы администрации города. – Поэтому вопрос «Что с ним делать?» поднимается на заседании горсовета постоянно, на последнем решено было призвать к помощи горожан. Выбрано несколько мест в городе, пусть суздальцы помогут выбрать, где бы он мог быть установлен.

На мой вопрос «Какова позиция автора памятника в сложившейся ситуации?» Вавилин только пожал плечами: «В администрации он с тех пор не появлялся».

Владимир Кузьмич Благовещенский по-прежнему живет и работает в Суздале. Со мной, корреспондентом газеты «Призыв», он увидеться категорически отказался, но требования выдвинул серьезные: его встреча с прессой должна состояться в кабинете главы города на заседании градостроительного комитета. Желательно также присутствие бывшего мэра Годунина. Все это я ему устроить не могу, но благодарна уже за то, что хотя бы по телефону все же несколько комментариев он дал. По его словам, когда Ольга Гусева вступила в должность главы города, он отправил ей письмо, в котором требовал решить проблему с памятником, в противном случае он вынужден будет сложить с себя все обязательства. Время шло, но скульптору так никто и не ответил. Потому он и не скрывает, что с тех пор обижен на городскую власть. На мою реплику, что памятник стал не похож на образец, представленный на конкурс, он парировал, что «все утверждено Госкомиссией, по утвержденному и делал». При этом Благовещенский не отрицает тот факт, что его персонажи значительно помолодели, на это у него тоже есть аргумент – «это мое авторское видение. Да, в ходе работ были внесены поправки, это допустимо». А моя реплика о том, что памятник видоизменился совсем не в лучшую сторону, так это «непрофессиональное мнение обывателя, ничего не понимающего в монументальном искусстве».

А для кого тогда все это делается, Владимир Кузьмич? Разве не для обычных людей? Во имя чего вы сотворили этих бетонных «рабочего и колхозницу», которых сейчас не знают, куда пристроить? Обидно, что как-то несуразно все получилось с этим памятником, а идея была очень хорошей. Так что не увидеть многочисленным туристам красных бетонных огурцов. Для них – спелые, хрустящие, зеленые в пупырышках. Ой, вкусные! Никто не может точно сказать, сколько тонн огурцов привезут огородники на продажу. Всех гостей, возможно, и не накормят, но вот попотчуют-то каждого обязательно!

Кстати

Нельзя увидеть памятник, которого нет

Огуречные столицы – именно так называют города, которые славы своей добились выращиванием столь любимой в народе овощной культуры. В России их несколько, да и в соседних государствах таковые имеются. Самые продвинутые прославляют огурец, проводя праздники и воздвигая ему памятники.

Если в любой поисковой системе набрать «памятник огурцу», то откроется сразу несколько картинок. Огурец на вилке в Старом Осколе, стоящий на бочке – в подмосковных Луховицах, лежащий на бочке – в украинском Нежине. В белорусском Шклове огурчик-франт во фраке, а в кармашке у него денежки. Все шкловцы и гости города ему этот карманчик трут, чтобы и у них денежки водились.

Но сколько карман ни три, денег не прибавится, а потрудись – получишь. Люди, занимающиеся выращиванием огурцов, вкалывают в поте лица, наши суздальцы – тому пример. Пока памятника огурцу в городе-музее нет. Но есть праздник, который пользуется большой народной популярностью.

Суздальский Праздник Огурца за десять лет уже заслужил статус международного, а вот его старший брат – «Истобенский огурец» будет проводиться в 14-й раз. Именно истобяне были первыми, кто провел и узаконил в России Праздник Огурца. Случилось это в 1997-м году. Нина Терехова, бывшая в ту пору начальником районного управления культуры, придумала этот праздник, сидя на семинаре в Москве. Столичные массовики-затейники рассказывали провинциалам, как организуют и проводят в парках различные «съестные» праздники. Будь то мороженое или семечки – не важно, главное – привлечь как можно больше народа. Эта идея была перенята с зарубежных стран (заграница и тут пришла нам на помощь!). Вот тогда Нина Семеновна и задумала, что обязательно проведет в Оричском районе Праздник огурца.

Овощная культура не вызвала никаких сомнений – в их малоземелье истобяне интенсивно начали выращивать огурцы с середины XIX века. В самом начале боялись солить огурцы заранее, потому везли на рынок свежий огурец, а там уже засаливали. Потом начали солить их в бочках и хранить в речках с проточной водой. Это давало возможность сохранить огурец до весны, когда цена на продукт значительно повышалась. Дело было явно прибыльным, и постепенно многие истобяне и жители прилежащих деревень начали заниматься им.

Вернемся же к поисковой системе Интернета. Практически в каждой сопровождающей фотографии памятников огурцу статье есть грубая ошибка, но, похоже, информацию переписывают, не удосужившись проверить. Судя по этим записям, самый первый памятник огурцу воздвигли в том самом селе Истобенск Оричевского района Кировской области. Там в 2003-м году воздвигли шестиметровую скульптуру из бронзы, тем самым выразив свое почтение огурцу-кормильцу. Только вот фотографий с изображением этого масштабного монумента во всемирной паутине почему-то не представлено. Потому что этого памятника нет и в помине!

Газете «Призыв» объяснили в Оричевском районном управлении культуры, что макет у них в наличии действительно имеется, но продвигать этот проект не стали, довольствовались лишь эмблемой праздника. На ней изображен сидящий на бочке веселый огуречик, растягивающий меха гармони. Дело в том, что в начале 40-х годов XIX века в руках здешнего молодого мастера Данилы Нелюбина родилась первая кустарная гармонь. Здесь считают своим долгом хранить память замечательного земляка, активно участвуя в движении за возрождение гармони. А на народном празднике, который в этом году был перенесен из небольшого села в райцентр Оричи, проводится концерт «Нелюбинская гармонь». На вятской земле есть поговорка: «Когда играют гармони – огурец развивается всесторонне». Захотите убедиться – в следующую субботу там народное гулянье, ярмарка «Огуречный квартал», конкурс талантов «Молодо – не зелено». А через нашу газету истобяне и оричане суздальскому празднику большой привет и низкий поклон шлют.

Ольга Вознесенская

Просмотры: