Владимирская областная топливная ассоциация: Вместе легче решать проблемы

Сейчас время консолидации. Мода на одиноких волков прошла. Вместе легче отстаивать общие интересы, бороться с произволом и проводить самостоятельную политику, что и доказывает своей ежедневной деятельностью Владимирская областная...

Сейчас время консолидации. Мода на одиноких волков прошла. Вместе легче отстаивать общие интересы, бороться с произволом и проводить самостоятельную политику, что и доказывает своей ежедневной деятельностью Владимирская областная топливная ассоциация – ВОТА.

В связи с завершением 2008 года и в свете последних событий на мировых рынках "Призыв" расспросил об итогах работы ассоциации ее президента – директора ООО "Ростех" Рустама Вишнякова и членов ассоциации – директора ООО "ВТК" Александра Кучму, директора ООО "Бриз" Александра Кострюкова.
– Когда и с какой целью была создана Владимирская областная топливная ассоциация?
Рустам Вишняков: Операторы розничной торговли Владимирской области официально зарегистрировали свое объединение в 2000 году. Нам было важно наладить диалог с областной администрацией, Законодательным Собранием, органами местного самоуправления для согласования методики расчета единого налога на вмененный доход и корректирующих коэффициентов. В то время эта задача была выполнена: введенные корректирующие коэффициенты хотя бы частично учитывали фактическую доходность АЗС.
– Какие задачи ассоциация решала в последующие годы?
Александр Кучма: Совсем недавно по России, и соответственно по Владимирской области, прокатился ничем не обоснованный бум лицензирования. Вначале владельцы АЗС получали лицензии на эксплуатацию АЗС, затем были переведены из разряда торгующих организаций в производственные по причине хранения торговых запасов и ввели лицензирование АЗС как пожароопасных производственных объектов, после этого стали требовать еще и лицензию на АЗС как на взрывоопасный производственный объект.
В 2006 – 2007 годах мы приняли участие в кампании по отмене лицензирования АЗС, организованной Российским топливным союзом и Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства "Опора России". Совместные усилия и твердая позиция членов Российского топливного союза, не испугавшихся уголовного преследования за вменяемое незаконное ведение предпринимательской деятельности, увенчались успехом – постановлением правительства лицензирование было отменено.
– Сколько членов сегодня насчитывает топливная ассоциация и какую долю рынка они занимают?
– Сегодня в ассоциации девять независимых розничных операторов топливного рынка. В общей сложности они владеют более 100 АЗС, что составляет более 30% розничного рынка Владимирской области. Всего во Владимирской области около 290 коммерческих АЗС, около 20 АГЗС и около 15 хранилищ нефтегазопродуктов.
– Количество членов ассоциации будет увеличиваться?
Рустам Вишняков: Если кто-то захочет – двери открыты. Конечно, мы будем смотреть на репутацию и принцип ведения бизнеса.
– А сколько на рынке области крупных нефтяных компаний и какие отношения складываются у вас с ними?
– На рынке области представлены: ООО "Лукойл-Волганефтепродукт" (48 АЗС – 16,55% рынка), "Татнефть АЗС-Запад" (11 АЗС – 3,79%). А отношения у нас с ними дружественно-конкурирующие.
– Есть ли какие-нибудь особенности потребления дизельного топлива и бензина в нашей области?
Александр Кострюков: За последние несколько лет изменился процент потребления высоко-октановых бензинов АИ-92 и АИ-95, увеличилось потребление качественного топлива и существенно уменьшилось потребление суррогатов. Это объясняется ужесточением требований к качеству ГСМ, увеличением количества автомашин импортного производства и повышением уровня жизни покупателей.
– Кто сегодня контролирует качество нефтепродуктов в области?
Рустам Вишняков: Контролем качества нефтепродуктов на территории области официально занимаются два государственных органа – "Ростехрегулирование" и "Роспотребнадзор" и был один муниципальный – комитет по защите прав потребителей администрации г. Владимира, но сейчас он из-за кризиса вроде расформирован. Есть еще псевдообщественные организации, пытающиеся выдать себя за защитников потребителей, но их деятельность направлена на извлечение собственной выгоды.
Хотя, я считаю, самым лучшим контролером качества является потребитель, который "голосует" рублем. Суррогатного топлива никогда бы не было, если бы на него не было покупателей. Люди хотят подешевле и покачественнее – так не бывает. Поговорку про бесплатный сыр вы знаете.
– А как изменилась динамика потребления в третьем и четвертом кварталах 2008 года в связи с финансово-экономическим кризисом?
– В третьем квартале принципиальных изменений не было. А вот с ноября потребление дизельного топлива снизилось на 30-40%, а высокооктановых бензинов – более чем на 20%. Обычно динамика была иная: до Нового года и особенно перед самым праздником потребление возрастало, а после Нового года падало. Сейчас на фоне спада экономики заметно уменьшилась интенсивность грузоперевозок и активность использования личного автотранспорта.
– Возможно, поднять уровень потребления смогло бы более существенное снижение цен на топливо, ведь цена на нефть упала более чем в 3 раза. Как вы объясните тот факт, что в Америке цены на бензин в 2 раза ниже, чем в нефтедобывающей России?
Александр Кучма: Одна из причин в том, что у многих владельцев АЗС все еще не закончились старые запасы топлива, продавать которые по более низким ценам себе в убыток они не могут, поэтому есть некий лаг в снижении цен на бензин в рознице.
Рустам Вишняков: Сравнивать стоимость нефтепродуктов в России и США нельзя в принципе. Совершенно другая система налогообложения. Если в нашей стране "нефтянка" – бюджетообразующая отрасль, на которую "навешано" много дополнительных налогов, то в США это обычная отрасль, и налоги на "нефтянку" у них такие же, как, например, на производство хлебобулочных изделий. С этой точки зрения нас можно сравнивать с Европой – там на "нефтянку" тоже "навешаны" дополнительные налоги.
Далее, в США и западных странах выход "светлых" (т.е. дизтоплива и бензина) из нефти в 2 раза выше, чем у нас, за счет крекинга "темных" нефтепродуктов. Кроме того, у них гораздо меньше издержки при производстве нефтепродуктов: например, количество работающих на заводах в несколько раз ниже, чем у нас, за счет полной автоматизации.
– А почему у нефтедобывающих стран Ближнего Востока цены на бензин в несколько раз ниже, чем у нас?
– Дожили, нас уже сравнивают со странами третьего мира. Во-первых, при той же примерно добыче у них численность населения в десятки раз меньше, чем у нас. Во-вторых, у них гораздо меньше государственные издержки: меньше территория, следовательно, меньше пограничников, практически нет армии и милиции, совсем другие климатические условия, гораздо меньше расходов на науку и образование (они все учатся на Западе) и т.д. При таких условиях у них вообще бензин можно было раздавать бесплатно. Почему нас не сравнивают с королевством Норвегия – тоже нефтедобывающая страна?
– Каковы же ваши прогнозы на ближайшее будущее?
Александр Кострюков: Добыча нефти в России в ноябре сократилась на 0,3% по сравнению с ноябрем 2007 года. За прошедший месяц также упал и экспорт нефти: – 17,6% к ноябрю 2007 года и – 15% к октябрю 2007 года. Снижение показателей в области добычи и экспорта нефти оказалось ниже прогнозов самих нефтяников. По их словам, всему виной недостаток инвестиций в добычу сырья, а также высокие экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, ставшие в условиях падения мировых цен на нефть главной причиной снижения экспорта в ноябре текущего года.
Вместе с тем прогноз на будущее оптимистичный. Наметившиеся на мировых рынках тенденции и заявления стран – членов ОПЕК по сокращению добычи нефти позволяют верить в лучшее будущее российского нефтегазового сектора. Другое дело, когда начнется выход из крутого пике. На наш взгляд, самым трудным для независимых топливных операторов временем будут весна и лето, когда оптовые цены опять пойдут вверх, а при сегодняшних очень высоких ставках по кредитам в банках бизнес может оказаться убыточным, как было летом 2008 года.

Ольга РОМАНОВА
Фото А.Николаева

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике