16+

Легче поменять школу, чем ребенка

Первый раз – в первый класс. Через три месяца это радостное событие произойдет для очень многих мальчишек и девчонок нашей области. Впереди целое лето безмятежного отдыха. Будущие первоклашки даже не представляют, какие баталии выдержали их родители, чтобы они попали в нужную школу.

Иван Дмитриевич переехал со всей семьей во Владимир совсем недавно. В этом году его дочке Насте предстоит пойти в первый класс. Правда, семь лет девочке исполнится лишь в декабре, однако по российскому закону об образовании ребенок может начать учиться с шести с половиной лет. Справедливо рассудив, что Настя к школе готова (в своем детском саду она успешно прошла подготовительные курсы и была, по мнению родителей, вполне развитым ребенком), семья стала искать подходящую школу. Выбор пал на одно из учебных заведений, находившихся недалеко от дома и имеющих хорошую репутацию в городе. Однако родителей ждал неприятный сюрприз – по результатам тестирования девочке было отказано в обучении. Как рассказал Иван Дмитриевич, родителям сообщили, что ребенок пока еще мал, чтобы учиться в школе повышенного уровня, каковым считается данное учреждение образования.

Многие мамы и папы так же, как Иван Дмитриевич, намерены учить своего ребенка исключительно в «сильной» школе. Ничего удивительного в подобных намерениях нет. Родители начали понимать, что сегодня образование – это капитал, который в перспективе окупится, причем, может быть, не только в интересах ребенка, но и в интересах всей семьи. Именно поэтому любимому чаду, считают они, надо дать не просто образование, чтобы он всего лишь «корочки» имел – диплом или аттестат (которые к тому же сегодня можно купить на улице), а чтобы он стал конкурентоспособен в своей последующей жизни, чтобы получил хорошую работу, чтобы реально мог быть востребован обществом. Это естественная потребность родителя – дать своему ребенку лучшее. Главное, в погоне за этим лучшим не перегнуть палку.

Бой за право

По существующему законодательству, комплектование классов в школах заканчивается 31 августа. Однако по большей части уже сейчас в большинстве общеобразовательных учреждений процесс комплектования практически закончен. Именно апрель-май – самая горячая пора для родителей будущих первоклашек. Особенно для тех, кто не хочет отдавать своих детей в «обычные», рядовые школы. И если учесть, что так называемых «элитных» школ не так уж много, можно представить, сколько сил и нервов нужно затратить, чтобы получить в них желанное место.

Любая общеобразовательная школа закреплена за соответствующим микрорайоном. Однако есть учреждения общегородского масштаба – школы повышенного уровня подготовки, куда приезжают учиться дети со всего города. Например, во Владимире это школа № 10 с углубленным изучением иностранных языков, гимназии № 3, 23, 35, в Коврове – гимназия № 1, практически в каждом районном городе области есть школы с лицейскими или гимназическими классами.

Кроме того, существуют популярные в народе школы, дающие хорошую подготовку, в том числе и профильную, с сильным педагогическим составом и развитой материально-технической базой. Именно в такие школы желающие выстраиваются в очередь. Вот тут-то и возникает проблема с нехваткой мест и вытекающая отсюда конкуренция. И порой родители идут на крайние меры, чтобы непременно попасть в одну из популярных школ. Кто-то встает на нетрадиционный путь – путь добровольных взносов в фонд образовательного учреждения, кто-то обращается в разные инстанции, в том числе и судебные, чтобы использовать свое (вернее, ребенка) конституционное право на образование, кто-то использует влиятельные знакомства… По большому счету, это все можно назвать боем родительских амбиций.

В гимназии № 23 города Владимира, по лицензионным и СанПиновским нормам, ежегодно должно набираться три первых класса. Но из года в год число заявлений явно превышает количество мест в учреждении. Например, в этом году было подано 145 заявлений. В результате собеседования было отобрано 93 ребенка, но и это уже три класса по 30 с лишним человек.

– Есть группа родителей, которые на собеседовании конкретно нам заявили: мы будем учиться в этой школе, это наше право по закону об образовании и по Конституции, – рассказывает директор гимназии Елена Курицына. – И вот они приходят ко мне и просят: ну, возьмите в порядке исключения, рассмотрите вопрос. А сколько таких исключений надо сделать? Мы каждый год ровно класс набираем «в порядке исключения». Раньше я каждый год обращалась в городское управление образования, приносила списки руководству и просила: отберите, кому я должна отказать! И каждый год решение было таким: набирайте класс, но он не будет финансироваться. Это было как наказание для нас.

Комплектование классов регулируется постановлением главы города № 429 от 30.12.04 «О порядке организации предоставления дошкольного основного общего и дополнительного образования в образовательных учреждениях города Владимира». Согласно этому документу, у каждого образовательного учреждения есть лицензия, где определена норма, которую учреждения не могут превысить. Скажем, положено иметь учреждению определенное количество классов, где может обучаться определенное количество учащихся, значит, в этих пределах оно и должно жить. Как же быть, если детей пришло действительно больше, чем ожидалось? Например, хотят родители, чтобы их дети обучались именно в этой школе, у этого учителя.

– Отказано может быть только в том случае, если в учреждении нет свободных мест, – поясняет заместитель начальника управления образования города Владимира Татьяна Панарина.

Управление образования осуществляет контроль за комплектованием образовательных учреждений, расположенных на территории города, и должно учитывать все возникающие нюансы. Например, в каком-то микрорайоне школа набрала детей на два с половиной первых класса, а в каждом классе должно учиться по 25 человек или чуть больше (но не меньше). Бывают нюансы, когда либо недобор в первых классах, либо, наоборот, детей пришло больше. В таком случае руководитель образовательного учреждения выходит с ходатайством на имя начальника управления, и здесь уже принимается индивидуальное решение – открытие нового класса или слияние классов. В этом году гимназии № 23 разрешили набрать еще один дополнительный класс, но это привело к тому, что перед гимназией возник вопрос о расширении площадей. Сейчас прорабатывается вопрос с переводом части классов в помещение другой школы. И конституционное право на получение образования детей почти целого класса будет соблюдено.

Школа = рынок?

В районных городах области, как в один голос уверяют руководители управлений образования, конкуренции в общеобразовательные учреждения нет. Все заявления рассматриваются, все дети принимаются, хотя везде отмечается небольшой рост количества детей, поступающих в этом году в первые классы.

Во Владимире первого сентября планируется открыть 114 классов в государственных школах, ожидается, что в них придут учиться 2956 детей. Для них в городе есть школы разного статуса – общеобразовательные, лицеи, гимназии, профильные, вечерние, а также негосударственные. Если говорить о конкуренции, то она в областном центре действительно существует. И это хорошо – есть из чего выбрать. Родитель ведь вправе выбрать школу по своим интересам, интересам ребенка, в соответствии с его склонностями и особенностями, а задача государства, региона, города – удовлетворить эти потребности. Школы, которые учитывают эти потребности, как правило, являются более успешными в современном обществе.

–  В конце концов, сегодня мы живем в период рыночных отношений, – уверена директор гимназии № 23 Елена Курицына. – Изучается спрос и выдается продукция, которая является востребованной. Так и школа – дается заявка от населения, создаются условия под этот спрос, и учреждение становится востребованным.

Успешность школы доказывается годами работы. В Вязниках большой популярностью пользуются школы № 2,3, 9. В Гусь-Хрустальном родители лучшим выбором для своих детей считают школы № 15, 2, в Коврове – гимназию № 1, школы № 9 и 21. В школу № 25 областного центра родители ведут детей, потому что знают – багаж знаний и умений, полученный здесь, позволит ее выпускникам без труда поступить в престижные вузы страны. В школу № 36 города Владимира родители стремятся привезти детей даже из других микрорайонов.

–  Я привела в этом году в 36-ю своего второго ребенка, – рассказывает мама будущего первоклашки Вани. – У меня дочка уже учится здесь, поэтому даже не стоял вопрос выбора, хотя в округе есть еще неплохие школы. Мы пришли к конкретному учителю, к ней изначально было подано почти 70 заявлений. Я счастлива, что мы попали к этому учителю, а многих детей пришлось перераспределять в другие классы.

Действительно, многие родители, оказываясь перед выбором, делают ставку на педагога и, как показывает время, не ошибаются. Именно первую учительницу мы запоминаем на всю жизнь. Когда начинаются собрания, умные мамочки смотрят, каков учитель по темпераменту, по развитию, по характеру больше подходит их детям, и они часто свои предпочтения отдают не в пользу школы, а «идут на конкретного учителя». Некоторые родители даже соглашаются подождать годик «своего» педагога. Такие учителя известны в своем городе, и «сведения» о них передаются из поколения в поколение.

–  Во Владимире очень много хороших школ, – констатирует начальник управления образования города Владимира Татьяна Панарина. – Когда-то и я была мамой первоклашки. Я отдала мою дочку в школу № 2. Можно было бы отдать ее в какую-то элитную школу, но у нас были проблемы со здоровьем, и я выбрала щадящий режим. Школа хорошая, она и сейчас известна в городе, дочь закончила ее с золотой медалью, а затем и вуз с отличием – училась на факультете иностранных языков.

Мама девочки Ксюши из Владимира сделала выбор в пользу школы № 32.

–  По микрорайону у меня был выбор между школами 32, 37 и 39, -рассказывает Татьяна. –  В 37-й школе меня не устроила программа, по которой обучают детей, я считаю, что у нее нет продолжения в среднем звене – так зачем же мучить ребенка? 39-я школа в нашем районе считается самой престижной, но это далековато от дома, и потом, мне не понравилось, что школа слишком большая, и там шумно. Так что осталась 32-я. Я довольна всем – мне понравилась  учительница, понравилось, что все дети в параллели учатся по одной программе, и вообще в школе уютно.

– На нас часто обижаются, что мы отбираем себе лучших детей, – говорит директор гимназии № 23 Елена Курицына. – Но ведь наша школа дает право ребенку реализовать способности, развить то, что в нем заложено. Это преступление, если мы ребенка сломаем, опустим на низшую ступень развития. Так нельзя. Он не должен деградировать, а должен развиваться. И если ребенок соответствует требованиям этого учреждения, почему нам его не взять?

Это опять же к вопросу о востребованности учреждения.

Не навреди

Когда подобный выбор происходит в пользу общеобразовательной школы, поступление в нее происходит, как мы уже говорили, всего лишь на основании заявления родителей. Сложнее, когда речь идет о школах повышенного уровня. Само определение «повышенный уровень» уже предполагает, что учиться в учреждении смогут не все дети. И здесь не играет роли толщина кошелька родителя, его связи или его скандальный характер. Речь о том, сможет ли ребенок осилить программу данного учреждения в силу своего здоровья и особенностей развития.

Пример. В гимназию № 23 города Владимира родители привели ребенка, которому весной исполнилось лишь 5 лет 11 месяцев, с настойчивой просьбой принять его в школу вопреки возрастным нормам, мотивируя тем, что он развит не по годам. Между тем, по результатам проведенной диагностики готовности к обучению, комиссия гимназии пришла к заключению, что мальчик действительно хорошо развит и показывает хорошие результаты, но – соответствующие лишь данному возрасту. В результате родителям рекомендовали привести ребенка в гимназию только через год. Однако семья категорически настаивает на том, чтобы начать обучение в этом году.

– Как любая школа, мы заботимся о том, кто к нам придет в первый класс, – рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе гимназии № 23 города Владимира Надежда Пономаренко. – Мы еще в феврале приглашаем на собрания родителей будущих первоклашек. В первую очередь мы стремимся подсказать им, как правильно выбрать школу, чтобы ее уровень, ее статус максимально соответствовал здоровью ребенка, его школьной зрелости и школьной готовности, а также потребностям семьи на образование. Ведь что означает право выбрать? Это значит – правильно выбрать, не навредить ребенку.

Надежда Григорьевна, педагог с многолетним стажем, вспомнила случай, когда родители привели в гимназию ребенка, у которого была мозговая дисфункция, и настояли на обучении в этой школе, несмотря на рекомендации педагогов, психологов и медиков. При той нагрузке, которая легла на плечи этого ребенка, остается только пожалеть его – в угоду амбициям своих родителей он еще больше подорвет здоровье, ведь поблажек в освоении программы ему в школе никто не сделает.

Диагностика школьной зрелости в гимназии № 23 является обязательным условием для зачисления в это учреждение. Определить уровень готовности к школе могут родители будущих первоклассников со всего города. Программа прошла тестирование на кафедре педагогики и психологии ВГГУ и рекомендована к использованию. Ее основная цель – определить уровень школьной готовности и дать рекомендации родителям о том, какая программа показана ребенку сейчас по уровню его школьной готовности и по его здоровью. В составе комиссии психологи, педагоги, врач, физиолог.

После диагностики родители получают полный ликбез, индивидуальные беседы специалистов с семьей затягиваются порой на 30-40 минут.

– Рекомендации бывают очень разные, – рассказывает Надежда Пономаренко. – Например, приступить к обучению через год или приступить к обучению по программе повышенного уровня. И родители всегда задают вопрос: вы нас в школу берете? Но это всего лишь процедура изучения школьной готовности, чтобы для вас сформировать рекомендацию, и мы надеемся, что родители разумно распорядятся ей. Если же вы примете решение, не соответствующее нашей рекомендации (у вас есть такое право), вы, конечно, можете пойти в любое учреждение, не соответствующее уровню подготовленности вашего малыша, но тогда вы берете на себя ответственность и должны понимать, что процесс обучения будет происходить за счет внутреннего ресурса малыша, может быть, даже за счет здоровья – эмоционального и психического.

Бывает, что в гимназию настойчиво просятся родители, чьи дети получили рекомендацию учиться в общеобразовательной школе или прийти через год. Тогда и возникают конфликты и разговоры.

– Зачислять приходится и этих детей, – говорит Елена Курицына. –  Потом у нас спрашивают: откуда же у вас троечники? Именно оттуда…

Тестирование – это слово для многих родителей настоящая страшилка. Между тем, подобные собеседования в виде различных тестов проходят практически во всех школах – как в общеобразовательных, так и в школах повышенного уровня, и делается это, настаивают педагоги, прежде всего, для учителя, чтобы он знал уровень подготовки ребенка к школе.

–  Если ребенок умеет читать и считать, это вовсе не значит, что он готов к школе. Читать мы его научим и в школе, это наша обязанность, –  поясняет заместитель директора по учебно-воспитательной работе гимназии № 3 города Владимира Римма Бахтеева. – Гораздо важнее психологическая готовность ребенка, его умение мыслить, именно поэтому в нашем учреждении собеседование с психологом является решающим фактором при зачислении в школу. У нас программа повышенного уровня, и ребенку понадобятся совершенно особые умения. Жаль, что родители об этом часто забывают.

Современные исследования показали, что сегодняшние дети не хуже и не лучше тех, что жили и учились раньше. Они другие. Ученые утверждают, что у нынешних детей не сформирован внутренний план интеллектуальной и эмоциональной деятельности, то есть умения управлять собой и делать то, что в данный момент необходимо, выполнять действия в уме. Отмечен невысокий уровень физического развития, быстрая физическая утомляемость, эмоциональная неустойчивость, неумение строить взаимодействие со сверстником, с взрослыми, низкий уровень речевого развития. Почему бы в таком случае не принять своего ребенка таким, какой он есть, не отыгрываясь на нем за то, чего не достиг в жизни сам?

Полина, мама будущего первоклашки Вани, рассказала, что на собеседовании психолог попросил мальчика определить цвет его настроения, когда он думает о школе. Ваня выбрал оранжевый. Именно такого солнечного цвета хочется пожелать всем ребятам, которые пойдут в школу первого сентября.

Ирина Дубиневич

Просмотры: