Энергетики помогут многим пережить трудные времена

В условиях кризиса продавцы электроэнергии не раздают индульгенций, но к проблемам клиентов относятся с пониманием.

В условиях кризиса продавцы электроэнергии не раздают индульгенций, но к проблемам клиентов относятся с пониманием.

Интерес к теме реформ в энергетике с ликвидацией РАО "ЕЭС России" в обществе стал несколько снижаться. То, что глобальные структурные изменения, произошедшие в отрасли в течение последнего десятилетия, остались, в общем-то, не замеченными рядовыми потребителями, – лишнее свидетельство грамотного осуществления реформ. За время преобразований электроэнергия из розеток не пропадала, а это для потребителей главное. Тем не менее, заявленный курс даже с официальным завершением основного этапа реформ имеет логическое продолжение, и для всех важно, чтобы он и далее упреждался грамотными управленческими решениями.
О том, что процесс в сфере энергосбытовой деятельности во Владимирской области находится под надежным контролем, свидетельствует анализ ситуации, который на недавней пресс-конференции озвучил первый заместитель генерального директора ОАО "Владимир-энергосбыт" Александр Запрягаев.

На рынке мощности правила становятся все либеральнее
На российском рынке электрической мощности уже два года часть электроэнергии покупателям – юридическим лицам отпускается по свободной цене. Со временем эта часть, согласно заявленным планам, будет становиться все больше и больше. И это требует от потребителей нового подхода к формированию закупок энергопродукта, без которого сегодня не обходится ни одно предприятие, ни одно социальное учреждение, ни один житель.
Крупнейший гарантирующий поставщик энергоресурсов на территории Владимирской области – компания "Владимирэнергосбыт" отработала для своих клиентов удобную технологию закупок. Крупные потребители, сверяясь на специальном разделе сайта компании с ценами, складывающимися на оптовом рынке, заказывают необходимый им объем почасового энергопотребления в конкретные сутки в режиме реального времени. А с сентября этого года 42 предприятия области из числа клиентов "Владимирэнергосбыта" не только оплачивают покупки по дополнительной строке в счетах – "нерегулируемая цена мощности", но и платят за фактически потребленную электроэнергию, а не за заявленный объем, как было раньше.
По словам Александра Запрягаева, как и на любом рынке, на рынке электрической мощности есть и те, кто выигрывает от нововведений, и проигравшие. Очевидно, что прямым следствием введения рыночных механизмов стало возрастание на предприятиях роли главных энергетиков. Грамотный расчет по оптимизации почасового потребления в условиях применения двуставочного (за электроэнергию и мощность) или дифференцированного (по зонам суток) тарифа дает таким потребителям существенную экономию.
В качестве положительного примера Александр Запрягаев отметил отлаженность механизма полномасштабного планирования потребления на юрьев-польской фабрике "Авангард". Из клиентов компании эффективно используют открывшиеся возможности и на покровской шоколадной фабрике "Крафт-фудс", на владимирских предприятиях: комбинат "Молочный", "Владимирводоканал", фирма "Гиперглобус". Эти примеры показывают, что казавшийся еще десятилетие назад переход к рыночным отношениям в прежде полностью зарегулированной монопольной сфере энергопоставок не только вполне реален, но и выгоден тем, кто умеет считать и планировать.
Поскольку поставщики заинтересованы в экономическом благополучии своих клиентов, на произвол судьбы они не оставляют и тех, кто пока не освоился на новой рыночной площадке. В сентябре-октябре руководство ОАО "Владимирэнергосбыт" провело серию консультаций и встреч с директорами и энергетиками предприятий-покупателей с тем, чтобы совместными усилиями оптимизировать финансовые расчеты в условиях запуска рынка электрической мощности. Совместно с компаниями-смежниками – "Влади-мирэнерго" и "Владимир-энергобаланс" проводится работа с руководителями предприятий, на которых пока еще не созданы условия для ведения почасового учета потребления электро-энергии.
Открытость рынка – залог его эффективного функционирования. В ОАО "Владимирэнергосбыт" создана информационно-измерительная система коммерческого учета электрической энергии оптового рынка – свое-образный центр, куда стекается вся информация по факту абонентского оптового электропотребления. В ближайших планах компании создание аналогичного центра по отслеживанию электропотребления и на региональном розничном энергорынке.

Прирастание абонентами
За время, прошедшее с момента принятия РАО "ЕЭС России" решения о том, чтобы в условиях становления рынка одно и то же предприятие отрасли не занималось одновременно транспортировкой и сбытом электроэнергии, на обслуживание во "Владимирэнергосбыт" переходят все новые и новые клиенты. Если на момент создания компании в 2005 году в клиентской базе предприятия числилось пять с половиной тысяч абонентов – юридических лиц, то сегодня их число возросло до 9315-ти.
На прямом обслуживании в компании находятся также около 400 тысяч граждан, проживающих во Владимирской и Нижегородской областях. И если в прошлые годы притчей во языцех для энергетиков была ситуация с неплатежами населения, то сегодня этой проблемы практически нет.
Этому способствовал в свое время и отказ от услуг муниципальных предприятий-перепродавцов электроэнергии, заботившихся прежде всего о собственном материальном благополучии в ущерб финансовым расчетам с поставщиками ресурсов, и переход на выписку счетов абонентам, взамен самостоятельного ведения гражданами расчетных книжек. Если в начале деятельности "Владимирэнергосбыта" платежи населения составляли 83-85 процентов от стоимости потребленной им электроэнергии, то сегодня этот показатель зафиксирован на уровне 98,5%.
По старой схеме работа ведется лишь с небольшой категорией потребителей, в частности, с владельцами дачных участков. Проблемы в этой связи возникают по расчетам с отдельными потребителями в пограничных с Московской областью районах: Александровском, Киржачском, Петушинском. А также в Гороховецком районе, где немало дачных участков освоили нижегородцы.

С заботой о потребителях
Статус гарантирующего поставщика ко многому обязывает. К тому же от отношений с потребителями зависит финансовое благополучие и самих продавцов электрической энергии, и энергетической отрасли в целом. В этой связи понятно стремление энергосбытовой компании выстраивать цивилизованные отношения с потребителями. Как отметил первый заместитель генерального директора ОАО "Владимирэнерго-сбыт", созданию условий для ведения расчетов с клиентами на высоком уровне компания уделяет первостепенное значение.
Компьютеризированный учет, улучшение материальной базы расчетных центров в городах и районах области – очевидные из достижений компании за последние годы. Во "Владимир-энергосбыте" пошли на вложения средств в приобретение зданий для своих структурных подразделений в территориях. Арендовать их оказалось делом хлопотным. Один из участков за три года по причинам, не зависящим от арендатора, вынужден был переезжать три раза. Это ко всему прочему создавало большие неудобства для жителей. В итоге логичным было решение руководства компании обзавестись и в этом, и в нескольких других случаях собственными помещениями.
О том, что ситуация на участках становится существенно лучше и все более удовлетворяет потребностям и жителей, и работников компании, свидетельствует ход внутрикорпоративного смотра-конкурса на лучший участок по работе с клиентами. Его победителей и призеров ранее можно было назвать чуть ли не на старте – неплохими показателями выделялись несколько участков, где материальные условия и, соответственно, возможности по улучшению работы с абонентами были получше. Сегодня на достойный уровень бывших безоговорочных фаворитов вышли практически все остальные участки.
Для улучшения работы с клиентами все структурные подразделения "Владимирэнергосбыта" оснащены информационными стендами. В компании также разработан специальный внутрикорпоративный документ – "Стандарт по работе с клиентами". Практикуются семинары по нововведениям на отечественном энергорынке и в отраслевом законодательстве. На сайте компании открыта интернет-приемная для обращений абонентов. Работает бесплатный для потребителей Владимирской области телефон "горячей линии" (30-30-90). Для укрепления обратной связи проводятся опросы клиентов по организации такой работы.
Стимулируют во "Владимирэнергосбыте" и лучших потребителей – лауреатов ежегодного конкурса "Золотая опора". Конкуренция среди участников конкурса с каждым годом возрастает. Добросовестных исправных плательщиков становится все больше и больше. Сегодня это подавляющее большинство.
Тем не менее, проблемные категории покупателей электроэнергии все еще остаются. И именно хронические должники энергетиков, ранее ссылавшиеся на другие причины, сегодня в первую очередь объясняют свою неплатежеспособность мировым кризисом.

Финансовый кризис провоцирует рост неплатежей
О том, как мировой кризис на самом деле сказался на объемах энергопотребления предприятий области, "Призыв" подробно рассказывал в публикации газеты от 16 декабря. Если коротко возвращаться к этой теме, затронутой Александром Запрягаевым, то в целом ситуация не выглядит апокалипсической. Объемы потребления снизились по области незначительно. В октябре-ноябре, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, на величину от 4 до 8 процентов.
Основной "негатив" в этом плане дают предприятия из числа традиционных для области производств, которые, продолжительное время реформируясь, никак не найдут собственной ниши на рынке сбыта продукции. Как это происходит, к примеру, с Владимирским моторо-тракторным заводом. Объемы потребления электроэнергии на предприятии сократились за последние месяцы в два с половиной раза.
Тем не менее, тенденция роста неплатежей потребителей с появлением кризисной темы стала все же заметной. Сборы с покупателей упали до уровня девяноста процентов от стоимости потребленных объемов электроэнергии.
Дебиторская задолженность ОАО "Владимир-энергосбыт" на первое ноября этого года составляет около 471 миллиона рублей. Ее рост в последние месяцы означает, что часть потребителей таким своеобразным способом кредитуется за счет энергетиков, которые в связи с этим сами вынуждены брать кредиты в банках на менее выгодных условиях.
По словам Александра Запрягаева, меры по принуждению должников к улучшению платежной дисциплины, конечно же, будут приниматься. Но, по возможности, трудности клиентов будут учитываться, если это реально поможет им в ближайшем будущем выйти на нормальный режим работы, а следовательно, и на нормальный уровень расчетов.
Реально ухудшилась в последние месяцы ситуация по расчетам бюджетных организаций. Учреждения, финансируемые из федерального бюджета, за сентябрь-ноябрь увеличили свою задолженность перед сбытовой компанией примерно на 16 миллионов рублей, прирост долга областных учреждений составляет примерно 1,3 миллиона рублей, а муниципальных – около 5,3 миллиона рублей. Об отсрочке платежей в последнее время просят гарантирующего поставщика муниципальные предприятия ЖКХ, обеспечивающие водой и теплом города и поселки.
Очевидно, что энергетика опять оказалась на самом острие общественных проблем. И хотя сплошных индульгенций, особенно для нерадивых пользователей, продавцы электроэнергии давать не собираются, кризис лишний раз напомнил о важном значении, которое имеет отрасль для обеспечения благополучия практически во всех сферах общественной жизни. Об этом, наверное, стоит еще раз вспомнить накануне Дня энергетика, который, в отличие от многих других праздничных дат, со временем исчезающих из обихода, наверняка будет отмечаться в стране и в далеком будущем.

Владимир ГАНЕНКО

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике