Сказка будет впереди:

Вчера в Международный день театра состоялось вручение ежегодной премии в области театрального искусства имени Евгения Евстигнеева. Обладателем премии стал художник Владимирского областного театра драмы Станислав Шавловский.

Вчера в Международный день театра состоялось вручение ежегодной премии в области театрального искусства имени Евгения Евстигнеева. Обладателем премии стал художник Владимирского областного театра драмы Станислав Шавловский.

Решил стать художником, увлекшись творчеством Акимова
Это чрезвычайно оригинальный человек. Он до сих пор сохранил детскую способность удивляться, увлекаться новыми идеями и увлекать в их водоворот других. Порой он крайне доверчив, порой невероятно упрям. Вспыльчив, как спичка, но отходчив.
Театральным художником Шавловский стал под впечатлением экспериментов и увлекательного опыта выдающегося сценографа и режиссера, основателя академического театра Комедии в Санкт-Петербурге Николая Акимова.
Шавловский родился в Красноярске, но ленинградская театральная школа совсем не случайно вошла в жизнь красноярской молодежи. В 1965 году сюда приехал Геннадий Опорков, выпускник режиссерского факультета ЛГИТМиКа (курс А.А.Музиля). Популярность созданного им совместно с друзьями и коллегами Красноярского ТЮЗа вышла далеко за пределы края. Резонанс на его спектакли "Сорок первый" по Б.Лавреневу, "Пассажирка" З.Посмыш, "Жаворонок" Ж.Ануя с талантливой актрисой Ларисой Малеванной в главных ролях имел масштабы всероссийские, а то и всесоюзные!
Первый творческий опыт С.Шавловский приобрел именно там, в Красноярском ТЮЗе. Да еще на реставрации Красноярских столбов (так назывался ансамбль православных храмов), где он красил купола без лесов и страховки, за что был удостоен почетного титула "Господин Веревкин".

Студенчество
Чуть позже, вслед за своим другом Борисом Веркау Стас отправился в северную столицу штурмовать ЛГИТиК. Борис поступил на режиссерский, Стас – на художественно-постановочный факультет на курс к Эдуарду Кочергину. К несчастью, профессор ЛГИТМиКа, народный артист СССР Н.П.Акимов летом 1968 года скоропостижно скончался во время московских гастролей своего театра. И мечта Шавловского учиться именно у него не сбылась.
Но от контактов с режиссурой он не отказался. В ЛГИТМиКе он подружился с Юрием Копыловым, учившимся на режиссерском факультете у Музиля. И даже добился почти невозможного. Поселился в одной с ним комнате в "режиссерском" общежитии на Новоизмайловской, где проживание актеров и театральных художников категорически не допускалось. Как ему это удалось? А очень просто: "нахально вписал свою фамилию в список студентов-режиссеров". И когда замдиректора института Синявский, не глядя, "подмахнул" документ, никто уже не мог с Шавловским справиться. Так и прожил в одной комнате с Веркау и Копыловым до самого диплома. Мало того, пользуясь особым соседством, ходил на занятия к Музилю в качестве "своего". А вечерами спорили до хрипоты, сочиняли "свой будущий театр".
Институтская дружба переросла в прочнейший творческий союз, связавший их на всю жизнь. Там же – на режиссерском курсе А.А.Музиля – он встретил и свою будущую жену, очаровательную блондинку Соню Тучину.

Режиссер ищет
своего художника,
как жену
Свой дипломный спектакль Копылов поехал ставить в Красноярский ТЮЗ. Это была пьеса Шекспира "Бесплодные усилия любви". Через год туда распределился и Шавловский, дебютировавший как сценограф в спектакле режиссера Анатолия Ерина "Ромео, Джульетта и тьма" по пьесе Яна Отченашека.
"Режиссер ищет своего художника, как жену", – утверждает Леонид Хейфец. Творческий союз Копылов -Шавловский продолжается больше 30-ти лет, несмотря на то, что Копылов поселился в Ульяновске, а Шавловский остался во Владимире. Итогом этого сотворчества стала добрая сотня спектаклей, многие из которых отмечены дипломами и премиями различных театральных фестивалей. И – "совместной" Госпремией России (спектакли "Генрих IV" по Л.Пиранделла, "Обрыв" по роману И.Гончарова и "Лев зимой" Дж.Голдмена)!
А тогда в далеком 1976 году красноярским экспериментатором было предложено организовать в г.Орле Театр юного зрителя, который очень скоро был признан одним из перспективных и ярких молодежных театров страны. Назначение в 1983 году Копылова главным режиссером, а Шавловского – главным художником Владимирского театра драмы считалось очередной ступенькой в творческом и карьерном росте. И ехали они сюда не просто надолго, а навсегда. Но судьба распорядилась иначе.

Спектакли Шавловского
Лучшими своими спектаклями той поры Станислав Семенович считает "Мера за меру" В.Шекспира, "Оптимистическую трагедию" Вс.Вишневского и "Иванов" А.П.Чехова. Это, действительно, были неординарные постановки и с точки зрения сценографии, с глубоким, сложным, многоуравневым и предельно красноречивым решением сценического пространства. Особенно оригинальными и остроумными были декорации в "Оптимистической трагедии". Зеркало сцены замкнулось в гигантское окно иллюминатора, в котором виднелась вздыбленная палуба-пандус. И самые острые, драматические эпизоды свершались именно под этой гротескной психологической "лупой".
Из опыта сотрудничества С.С.Шавловского с Владимирским театром в период его "свободного полета" вспоминаются спектакли А.А.Ерина "Дело Хаббардов" ("Лисички") по Л.Хеллман, "Стеклянный зверинец" Т.Уильямса, "Красная шапочка" по Шарлю Перро, "Убей меня, голубчик" по пьесе турецкого драматурга к бенефису з.а. РФ Ж.Хрулевой; "Скамейка" А.Галина в постановке н.а. РФ Л.А.Сольвьева.
Но наиболее значительным и цельным, на наш взгляд, оказалось сценографическое решение спектакля "Наследники" по первой редакции пьесы А.М. Горького "Васса Железнова" (режиссер А.А.Бурков). Спектакль был поставлен специально к бенефису заслуженной артистки РФ Галины Ляпиной, исполнившей главную роль. И был снят с репертуара в связи с ее безвременной кончиной, став своего рода легендой и для театра, и для искушенной публики. В нем был прекрасный актерский ансамбль. и выразительные декорации с выходом из мрачного дома, ставшего для обитателей добровольной тюрьмой, – в светлый сад, похожий на мечту, со старенькой голубятней – символом освобождения измученной человеческой души.

Новый сезон
В нынешнем сезоне сценография Шавловского определила жизнь трех новых спектаклей Владимирского театра драмы. Это уголок торговой части Москвы теперь уже позапрошлого века с интерьерами квартир Чебоксаровых в спектакле В.Н.Иванова "Бешеные деньги"; вид на Манхеттен из фантастических трущоб-"хоромов" Памелы Кронки ("Дорогая Памела" в постановке А.А.Буркова); монументально-поэтический образ Великой Отечественной войны в спектакле Алексей Буркова "Баллада о Солдате".
Емкая образность последней работы бесспорна. Величавая воздушность и массивность железнодорожного поста с лестничными пролетами, подвижные фурки, платформы, вагон-теплушка, где происходят основные события, возможность дальних и ближних планов с помощью оптически (т.е. с помощью театрального света) трансформирующегося пространства.
Зеркало сцены – расширившееся за счет увеличенных негативов фронтовых фотографий и плакатов, подсвеченных так, словно этот свет излучают они сами. Все это дополнено общей графичностью видеоряда, четкой выразительностью мизансцен, сдержанной и благородной цветовой гаммой (отнюдь не только "защитного цвета"). Визуально спектакль очень гармоничен.
Кроме того, если уж говорить о практической стороне, в "Балладе" удалось избежать громоздкости и технической утяжеленности, которая часто сопутствует спектаклям с массивными декорациями. Трансфомация пространства происходит здесь органично, незаметно для зрителя, что очень ценно для общей целостности восприятия. А это заслуга всей постановочной группы спектакля, всех творческих и технических служб (зав. постановочной частью В.Н. Бабина).
Разумеется, рамками Владимирского театра деятельность С.С.Шавловского не ограничивается. Он по-прежнему много ставит, работая с хорошими режиссерами над лучшими образцами отечественной и зарубежной драматургии.
Мы поздравляем обладателя премии им.Евстигнеева и желаем не только вдохновения и неиссякаемого детского любопытства к жизни, но и хорошего здоровья, выносливости, творческого долголетия и побольше радости "в самом процессе". Ибо не зря говорится: скоро сказка сказывается – да не скоро дело делается.

Текст: Татьяна ЛАВРОВА.
Фото из архива драмтеатра.
г.Владимир.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике