«Двойник » Дмитриевского собора – памятник русским морякам

В Петербурге, на Ново-Адмиралтейском острове, на бывшей Английской набережной Невы, вплоть до начала 1930-х гг. находился православный храм, который те, кто посещал прежде Владимир на Клязьме, в один голос называли двойником Дмитриевского собора.

Это было вовсе не случайное совпадение. Собор Спаса на Водах, со дня освящения которого 13 августа 2011 года исполняется ровно 100 лет, строился по образцу выдающихся памятников зодчества Владимиро-Суздальской Руси — церкви Покрова на Нерли и Дмитриевского собора. С таким предложением выступила королева Греции Ольга Константиновна — дочь генерал-адмирала российского флота великого князя Константина Николаевича. Спас на Водах стал памятником русским морякам, погибшим в сражениях русско-японской войны 1904-1905 гг., во время обороны крепости Порт-Артур, на кораблях 1-й и 2-й Тихоокеанских эскадр. На стенах собора были выбиты имена, отчества, фамилии, звания и должности 8269 погибших офицеров, унтер-офицеров и матросов российского военного флота. Среди увековеченных под сводами двойника одного из самых известных владимирских храмов было немало и наших земляков. Символично, что даже закладку Спаса на Водах проводил архиерей Никон (Рождественский), во время русско-японской войны бывший епископом Муромским…

Первые потери
Война с Японией началась с нападения японской эскадры в ночь с 26 на 27 января 1904 года на русские корабли на рейде Порт-Артура, когда врагу удалось повредить 2 броненосца и крейсер. На подорванном японской торпедой броненосце «Ретвизан» погиб минно-машинный квартирмейстер Иван Гальянов, уроженец Меленковского уезда Владимирской губернии, одна из первых жертв японской войны. А 27 января в корейском порту Чемульпо, где другая японская эскадра напала на крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец», среди погибших варяжцев оказался марсовой матрос Архип Щавлев родом из деревни Ключики Судогодского уезда.

Вскоре последовала новая трагедия. 29 января 1904 года в бухте Талиенван заградитель «Енисей», выполняя боевую задачу, случайно напоролся на собственную мину, которую затянуло течением прямо под борт корабля. Большая часть его экипажа погибла, в том числе два матроса из Владимирской губернии: сигнальщик Адриан Алексахин, уроженец Покровского уезда, и кочегар Яков Ежков из Меленковского уезда. Правда, «близнец» «Енисея» — однотипный заградитель «Амур» отомстил: поставил минное заграждение так, что на нем подорвались и затонули сразу два японских броненосца.

14 марта того же 1904 года совершил подвиг уроженец города Мурома инженер-механик Василий Зверев, служивший на миноносце «Сильный». Во время нападения японских брандеров «Сильный» потопил 4 из них, а потом вступил в бой сразу с шестью японскими миноносцами. В разгар боя вражеский снаряд пробил паропровод русского корабля. «Сильный» остался без хода, превратившись в неподвижную мишень. И тогда Василий Зверев своим телом закрыл пробоину в паропроводе. Миноносец дал ход и вышел из-под обстрела, но механик получил смертельные ожоги.

А 31 марта посланный на разведку миноносец «Страшный» вступил в неравный бой с 2 крейсерами и 4 миноносцами врага. «Страшный» поразил торпедой один из крейсеров, который прекратил преследование, а второй крейсер поспешил на помощь своему собрату. Но получивший к тому времени серьезные повреждения миноносец все равно оставался один против четырех. Последними выстрелами на одном из «японцев» был поражен мостик, на другом — сбита дымовая труба. Но и сам «Страшный», получив множество пробоин, затонул. Крейсер «Баян», спешивший на помощь, успел спасти лишь 5 матросов из экипажа «Страшного». Среди героически погибших в бою моряков был и матрос Иван Романов, уроженец села Головино Покровского уезда Владимирской губернии.

Герои крейсерского отряда и Цусимы
В то время, когда основные силы российского флота на Тихом океане базировались в Порт-Артуре, во Владивостоке находился отряд из четырех крейсеров, которые неоднократно совершали походы для поиска и уничтожения японских транспортных судов. Несколько раз русские крейсера вступали в бой с японскими кораблями. В этих сражениях погиб крейсер «Рюрик», а сопровождавшие его «Россия» и «Громобой» получили серьезные повреждения, но сумели прорваться во Владивосток . На «Громобое» погиб матрос Иван Макаров, уроженец деревни Горячево Ковровского уезда, а на «России» — комендор матрос Иван Баринов, уроженец села Жайское Муромского уезда.

На помощь 1-й Тихоокеанской эскадре с Балтики была послана 2-я Тихоокеанская эскадра. Но пока она шла из Кронштадта на Дальний Восток, Порт-Артур уже пал, причем лишь немногие русские корабли сумели прорвать блокаду и укрыться в китайских портах. Однако поход 2-й Тихоокеанской эскадры был продолжен, хотя шансов на успех у нее практически не было. Бой 14 мая 1905 года у острова Цусима в Японском море стал величайшей трагедией отечественного флота. Несмотря на героизм и верность долгу русских моряков, численное превосходство, боевой опыт и более совершенная техника предопределили победу японцев. Погибли десятки русских кораблей, с некоторых из которых не спасся ни один человек. Так случилось с эскадренным броненосцем «Император Александр III», экипаж которого сражался до конца и весь ушел под воду со своим кораблем. Среди погибших на этом броненосце был и помещик Ковровского уезда, инженер-поручик флота князь Григорий Гагарин, потомок князей Стародубских и дальний родственник легендарного Дмитрия Пожарского. А на флагманском корабле вице-адмирала Рожественского погиб другой владимирский дворянин, 25-летний лейтенант Петр Вырубов, у которого за неделю до отхода эскадры из Кронштадта родился сын…

Возрождение святыни
Близнец Дмитриевского собора во Владимире, храм Спаса на Водах, памятник всем русским морякам, погибшим на Дальнем Востоке, простоял в северной столице всего лишь 20 лет. 8 марта 1932 года он был взорван, так как оказался «не на месте» — мешал расширению расположенного рядом судостроительного завода.

27 мая 1998 года, в 93-ю годовщину Цусимского сражения, на месте храма была заложена часовня. По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира (Богоявленского, бывшего архиепископа Владимирского и Суздальского), в основание новой часовни положили мраморную доску с каноническим памятным текстом и Георгиевский крест, привезенный из Франции внуком одного из строителей первого храма Спаса на Водах.

В 2002-м часовня была построена и освящена. С тех пор в ней регулярно совершаются панихиды по погибшим российским морякам, проводятся торжественные церемонии с участием личного состава Балтийского флота. И уже готов проект возрождения питерского «двойника» Дмитриевского собора.

Николай ФРОЛОВ

Возможно Вас также заинтересует:

  1. Вязники могут побить «рекорд» Кельнского собора Два с половиной года назад в Вязниках было решено начать...
  2. НА ПАМЯТНИК ВОИНАМ скинулись всей деревней После того как праздник 9 Мая миновал, о том, что...
  3. Любовь к археологии спасла памятник Как выяснилось, считавшийся утраченным памятник археологии Урвановский могильник был выявлен...
  4. Кому установлен памятник Чайковскому? Нам пишут. Пишут о разном: просят помощи, делятся мнением, порой...
  5. В селе Троицкое-Татарово открыли памятник генералу В минувшую субботу в селе Троицкое-Татарово Вязниковского района, неподалеку от...
Запись опубликована в рубрике Вехи истории. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
Кипр. Таможенные правила и контроль. Компьютерные байки с мистикой и ужасами Каким должен быть инструктор по вождению

Комментарии запрещены.