16+

Где встал, там и парковка

Тенденция: во Владимире все больше бесплатных парковок возле общественных зданий превращаются в платные. Лишние траты по карману не всем, и автомобили «оккупируют» городские дороги и дворы.

Проблему организации паркинга газета поднимала не раз. Как правило, муниципалитет реагирует традиционно – сообщает о планах по строительству многоуровневых гаражей. Эдакая сказка о цветной капусте, если кто помнит «Кроликов и удавов» Фазиля Искандера.

Стоянка «для своих»

Почему у нас нет муниципальных парковок – хотелось бы знать. В других городах есть. Скажем, в Ульяновске только в прошлом году открылись 14 таких объектов, а в городе принята целевая программа «Создание системы единого городского парковочного хозяйства».

Правда, возникают и споры – должны ли эти стоянки быть платными или бесплатными. Скажем, совсем недавно такая ситуация возникла в Калуге. Там конфликт решился в пользу автолюбителей: муниципальная – значит, задаром. В Москве – то же самое. А вообще по территориям картина пестрая. В Краснодаре, к слову, тарифы максимально дифференцированы: например, для жителей района, где расположена стоянка, ее услуги обойдутся всего в 5 рублей за час, в других районах горожанин заплатит 30-40 рублей, а для гостей города стоянка обойдется в 150 рублей в час. Но, как бы то ни было, они есть – муниципальные парковки. У нас же такое понятие напрочь отсутствует.

Правда, имеются служебные парковки около муниципальных ведомств. Как правило, все они «для своих», надежно защищены шлагбаумами. Посторонние не просочатся. Им приходится парковаться на дорогах. А итог понятен: проезжие части сужаются, их пропускная способность снижается до предела, в часы пик это приводит к заторам и пробкам.

Автолюбители резонно говорят: мы платим транспортный налог, по итогам полугодий и года власти рапортуют о его 80-100% собираемости, муниципалитет нацеливает городскую милицию, в частности – ГИБДД, на рост сбора штрафов с водителей (те, как минимум, пополняют городскую казну на 40 млн рублей ежегодно), а денег на решение насущных дорожных нужд не хватает!

А что же местные власти? Как всегда, замечают, что схема парковок разрабатывается. Да, они признают напряженность ситуации, пытаются решить проблему, но пока это затруднительно. И находятся виновные. Инвесторы. Это предприниматели, которые не торопятся вкладывать деньги в реконструкцию кварталов в историческом ядре города, где проектами в числе прочих объектов предусмотрены и парковки. Мол, мы-то все запланировали и предусмотрели, да вот охотников воплотить все это в жизнь не находится. А в бюджете денег нет. Та же песня и с многоэтажными гаражами на улицах Тихонравова, Батурина, Университетской, Куйбышева. В планах они присутствуют, а в реальности…

Гладко – на бумаге

Можно вновь заглянуть в главный городской документ планирования – генплан развития города и присоединенных территорий. Разработчики поясняют, что паркинг – актуальная проблема Владимира, и предлагают следующие пути ее решения. «Для организации мест парковки у объектов массового посещения предусматривается строительство автостоянок вдоль проезжей части улиц и проездов с частичным использованием карманов – уширений проезжей части».

Также возлагаются надежды на реконструкцию кварталов и новое строительство объектов с большим нормативом машино-мест на парковке, чтобы разгрузить и прилегающие территории. Правда, все опять упирается в инвесторов. Как только у них появятся желание и возможности, так и у автолюбителей перестанет голова болеть по поводу, где оставить свои машины. Сколько ждать – неизвестно.

Любопытно, что все планы мэрия строит, исходя из числа машин в областном центре. Так, по прогнозам разработчиков, к 2025 году во Владимире будет зарегистрировано 102 тысячи автомобилей. Увы, промахнулись как минимум на 15 лет. В областном центре уже стоят на учете 110 тысяч транспортных средств.

Было свободно, стало – за рубль

По данным ГИБДД, число парковок и стоянок в областном центре постоянно меняется. Открываются в одном месте, закрываются в другом. Вот, к примеру, один из последних случаев. С начала года Владимирский госуниверситет запретил студентам и гостям вуза парковаться на территории и для пущей убедительности установил шлагбаум и нанял охрану. В первые же дни учебы сотни студентов припарковали личный транспорт по улице Горького, проспекту Строителей, на дороге-дублере около горводоканала. Заторы и пробки появились сразу же. Пропускная способность дорог снизилась в разы. Руководство вуза предложило выход из положения – платную стоянку. Согласились единицы.

Вслед за этим на дорогах установили знаки «Остановка запрещена». Пару месяцев на улице Горького и проспекте Строителей дежурили инспекторы ДПС, гоняли водителей с газонов и тротуаров. Студенты повозмущались, пресса пошумела, тем все и кончилось. Одни паркуются, где придется, другие зарабатывают на платной стоянке. В проигрыше, как повелось, – владельцы автотранспорта.

В мае еще ряд владимирских улиц ожидает та же судьба. Владельцы офисных зданий переводят парковки в платный режим. Сотрудники ГАИ хватаются за голову, ведь именно им придется «разруливать» заторы, которые непременно появятся, когда эти площадки станут платными.

В ГИБДД поясняют, что руководство инспекции дает согласие на открытие торговой точки или офисного здания только в том случае, если проектом предусмотрены карманы для заезда и выезда транспорта или обустроены парковки. Причем согласования не дают, если парковка предусмотрена вдоль проезжей части. Говорят, что проблему с парковками можно решить только одним способом – строить новые дороги, которые бы разгрузили уже существующие. А это – дело города.

…Как же исправить ситуацию? Трудно сказать. Можно, конечно, посоветовать владимирскому муниципалитету разработать какой-нибудь документ с громким названием типа «Концепция развития сети парковок, автостоянок и гаражей». И чем черт не шутит, может, власти его и разработают. Но главное-то не в этом, а в том, останется ли сия бумага «под сукном», выполняя роль нынешних планов по строительству многоуровневых гаражей, о которых так любят поговорить чиновники, или все-таки будет воплощена в жизнь. В последнее верится с трудом. Но кто знает – может быть, мы ошибаемся?

Нормы для парковки

В прошлом году Министерство регионального развития и строительства внесло изменения в действующие нормативы расчета мест для парковки автомобилей при возведении торговых, офисных и жилых зданий. Согласно новым правилам, парковки должны строиться из расчета 400 машино-мест на тысячу человек. К примеру, в столице насчитывается около 140 тысяч мест для парковки автомобилей, что почти в десять раз меньше количества машин в городе. Во Владимире счет парковок идет на десятки, тогда как транспорта, как уже сказано, вторая сотня тысяч пошла.

«Нет парковки – нет торговли», – утверждают сегодня владельцы магазинов, торговых центров. И многие из них не жалеют средств, чтобы сделать карманы, открыть парковку. Во Владимире немного крупных торговых центров и маркетов, но почти все они обустроены вполне масштабными парковками из расчета показателя 1 место на 10-15 квадратных метров торговой площади. А вот офисные нормативы хотя и гораздо ниже, но зачастую в городе не соблюдаются. Парковку делают на 100 машин, а сдают офисы под 20 компаний с персоналом от 50 до 150 в каждой.

На заметку

В крупных торговых комплексах необходимо разделять потоки автомобилей и места их стоянки: от машин покупателей до грузовых автомобилей и общественного транспорта. Движение внутри парковки должно быть упорядочено знаками, места пешеходных переходов должны быть хорошо и ярко размечены. Въезд и выезд лучше располагать с разных сторон. Понятно, что по таким требованиям обустраиваются парковки в Европе. Есть многие элементы и на территории владимирских крупных торговых центров и универмагов. Эксперты считают, что наилучшим образом у нас в стране система навигации на парковке работает в торговом центре «Атриум» в Москве. Там подземная парковка имеет 3 уровня. Первый уровень запоминается посетителями как мир африканской саванны, второй напоминает леса средней полосы России, самый нижний – глубины морей. Указатели, разметка, знаки – все выполнено в соответствующем стиле. И при всем при этом там есть бесплатные часы пользования парковкой. Бизнесу стоит взять на вооружение столичный опыт, так же как и нашим чиновникам необходимо учесть опыт соседних регионов и сложившуюся аховую парковочную ситуацию в нашем городе.

Анна Тумановская

Просмотры: