До чего докатились!

Железная дорога на этой неделе намеревалась отменить десять электричек. Транспортного коллапса не случилось — в последний момент перевозчик и администрация области договорились сохранить объем движения. Но нервы пассажирам вымотаны изрядно.

Скатертью дорога

Основной железнодорожный перевозчик Владимирской области — ОАО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» (ВВППК) уже полтора года обещает сократить электрички в регионе-33. Тот до сих пор не выполнил условий компании по компенсации убытков от пригородных железнодорожных перевозок.

По подсчетам перевозчика, Владимирская область задолжала ему почти 70 млн рублей за прошлый год и еще 20 млн рублей за пять месяцев года нынешнего. Платить область отказывается, в связи с чем ВВППК заявила: с 1 июля в регионе не выйдут в рейс сразу 10 электричек. Транспортный коллапс должен был парализовать все направления движения, кроме вязниковского и московского.

«Электрички отменяются» — такие объявления накануне появились на вокзалах всех станций по веткам Владимир — Тумская, Муром — Волосатая, Ковров — Селиваново, Муром — Вековка и Муром — Навашино. Без железнодорожного сообщения могли одновременно остаться около 1,5 тысячи человек. И это только по подсчетам самого перевозчика, чья статистика формально исходит из количества билетов, покупаемых в кассах, и обычно занижена.

На деле же несколько тысяч жителей региона в один момент оказались на пороге глобального бедствия. Отмена электричек грозила подорвать весь их налаженный быт, ведь с помощью этого транспорта жители маленьких «станционных» поселков каждый день добираются в районные центры на работу, учебу, в больницы, административные учреждения.

Недалеко уехали

К примеру, пригородные поезда Муром — Волосатая — единственная связь жителей поселка Новый Быт Селивановского района с райцентром Красная Горбатка. Останавливается этот поезд, что называется, у каждого столба. Каждый день жители окрестных деревень — Сусановская, Шульгино, Новлянка, Безлесная, Морозово и других — тоже ездят на нем на работу. В этих глухих населенных пунктах автобусное сообщение не налажено.

Электрички для жителей отдаленных районов — это единственный шанс на достойное существование, возможность кормить семью. Поэтому пассажиры Муромского и Селивановского районов, узнав о предстоящей отмене, были на грани отчаяния. Многие даже начали собирать подписи под всевозможными обращениями и умоляли перевозчика и власти региона сохранить прежний объем движения.

Кроме того, с 1 июля ВВППК намеревалась уменьшить составность поездов на самом массовом и востребованном направлении региона — Владимир — Ковров -Вязники. Сейчас, если в рейс по этой ветке отправляются пять вагонов вместо семи, утренние и вечерние электрички набиты битком. Людям, спешащим на работу в областной центр, негде даже стоять, не то что присесть. А перевозчик обещал пускать из Вязников во Владимир только четыре вагона. Нетрудно догадаться, как это отразилось бы на пассажирах.

Между двух огней

В последний момент, буквально за день до предполагаемой отмены электричек, перевозчику и властям региона удалось договориться. Объем движения на всех направлениях решено было сохранить в прежнем виде. Утренняя ковровская электричка на Владимир, правда, в понедельник вышла в рейс при четырех вагонах, но перевозчик тут же пообещал, что нормальная составность на днях восстановится.

Финал очередных переговоров, казалось бы, должен радовать жителей региона. Однако у пассажиров уже накопилось столько раздражения из-за конфликта железной дороги и областных властей, что чаша терпения вот-вот переполнится.

Последние полтора года жители отдаленных районов живут «между двух огней». Люди оказались разменной монетой в споре двух хозяйствующих субъектов. В прошлом году ВВППК несколько раз грозилась отменить электрички, но всякий раз движение восстанавливалось. В этом году вновь появилась информация об отмене поездов — с 20 февраля. И теперь вот очередная дата «часа икс» — с 1 июля. Пассажиров, вся жизнь которых завязана на пригородном железнодорожном сообщении, не перестает лихорадить.

Кто прав в этом затянувшемся споре — пригородная компания, кивающая на свои убытки и новые законы, которые обязывают регионы платить ей компенсацию? Или областные власти, ставящие под сомнение «расценки» перевозчика? Пассажирам, по большому счету, сегодня уже все равно, они запутались и устали. Ясно одно -люди больше не хотят оставаться заложниками этой ситуации.

Тупиковый путь

Но когда выяснение отношений закончится, неизвестно. В очередной раз переговоры закончились лишь временной передышкой. Ведь денег перевозчику регион не заплатил, а значит, тот оставляет свои претензии в силе и может снова заявить об отмене.

При этом ВВППК называет себя социально ответственной компанией, которая заботится о благе пассажиров. И утверждает, что это администрация Владимирской области виновата в «перетрясках», это она «подставляет» своих жителей.

Все остальные регионы платят перевозчику компенсацию по его «расценкам» и не имеют проблем, сообщил заместитель генерального директора ВВППК Сергей Данилычев. А наша область «артачится», вот пассажиры и страдают: не может же перевозчик постоянно возить в долг?

Кроме того, именно наша область установила самый высокий в зоне действия Горьковской железной дороги тариф — 2 рубля 26 копеек за 1 км, обращает внимание заместитель начальника Горьковской региональной службы развития пассажирских сообщений Дмитрий Овечкин. В Удмуртии, к примеру, проезд стоит 1 руб. 90 коп., в Кировской области — 1 руб. 6 коп., а в Мордовии и того меньше — 90 копеек за километр.

При этом, исходя из средней зарплаты по региону, житель Владимирской области на свой месячный доход может проехать в электричках 134 раза. Для сравнения: житель Татарстана может совершить в среднем 396 поездок в месяц.

Все остальные регионы в зоне обслуживания ГЖД сполна платят компенсацию перевозчику, и тариф у них стабилен. А во Владимирской области тариф постоянно повышается. Наш регион сам создает такие условия жителям, считает перевозчик: платил бы компенсацию — пассажиры ездили бы спокойно.

К слову, другие регионы тоже не сразу пришли к системе ежеквартальных выплат пригородной компании, а только после отмен электричек. Но это, как говорится, уже детали, по мнению перевозчика, зато теперь другие регионы изыскали средства, только Владимирская область почему-то упорно сопротивляется.

Администрация области, в свою очередь, заявляет, что Волго-Вятская компания выкручивает ей руки. Намерения перевозчика отменить электрички регион считает незаконными, так как пригородная компания -монополист в сфере железнодорожных перевозок, и ее действия могут полностью лишить жителей региона возможности перемещаться этим видом транспорта. В связи с этим область на днях подала жалобу в антимонопольный комитет.

Кроме того, «расценки» пригородной компании областью не признаются. По подсчетам региона, он должен ВВППК не 90 млн рублей, а лишь 25 млн и готов эту сумму заплатить. Но вот перевозчик упорно возражает.

- Владимирская область хочет получить от нас договор с полной гарантией ВВППК осуществлять перевозки без каких-либо гарантий их оплаты областью. Извините за сравнение, мы все-таки живем в своем государстве, мы все-таки не гастарбайтеры, которые построили здание и ждут оплаты: вот вам 100 рублей, и ни в чем себе не отказывай-те. Кто на это согласится? — высказался Сергей Данилычев.

Железная логика

Тариф в 2 рубля 26 копеек на территории Владимирской области утверждался на 2012 год как безубыточный. Однако не минуло и полгода, как перевозчик вновь заговорил о своих убытках и потребовал компенсации. Что же произошло?

Представители ВВППК объясняют, что после удорожания проезда в этом году у них снизились «кассовые сборы» — возможно, некоторые пассажиры ушли из пригородных поездов на другие виды транспорта или просто стали ездить «зайцами». Поэтому убытки снова стали нарастать. И сейчас уже для достижения безубыточности, по подсчетам ВВППК, в нашем регионе необходимо установить новый тариф в 2 рубля 66 копеек за километр. Но не факт, что он вскоре не повлечет за собой новые убытки и новые требования о компенсации.

Получается, и удорожание тарифа, и повышение сумм компенсации — это путь в никуда. Железной дороге, сколько ей ни предложи, каждый раз оказывается мало, она требует еще и еще. Внутренние проблемы своей бизнес-структуры — низкие кассовые сборы и рост числа безбилетников — перевозчик пытается решать за счет регионов, манипулируя своим монопольным положением на рынке услуг.

Точку в этом споре может поставить только суд, но, как ни странно, пригородная компания пока готова доказывать свою правоту разве что журналистам. Утверждая, что миллионные задолженности нашего региона всерьез грозят ей банкротством, ВВППК, тем не менее, еще не подала иск к администрации Владимирской области о взыскании долгов. Может быть, для суда у компании все-таки недостаточно обоснованных аргументов?

Представители ВВППК объясняют свое поведение тем, что «судебный процесс — это сложно». Получается, заявить об отмене десятка электричек — это проще, чем добиваться своих требований законными способами. Поистине железная логика…

Елена Певцова

Возможно Вас также заинтересует:

  1. День России: с чего начинается Родина 12 июня 1990 года первым Съездом народных депутатов РСФСР была...
  2. Российскую службу скорой помощи организуют по американскому образу и подобию. Чего ждать от реформ рядовым владимирцам? На днях глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова представила на коллегии ведомства...
  3. С чего начинается Родина… Для ребенка родина - это его самый ближний мир. Дом,...
  4. Видели то, чего быть не должно В редакцию газеты «Призыв» обратились читатели, недовольные работой уборочной техники...
  5. Последняя электричка В регионе с 1 ноября могут отменить большинство электричек, и...
Запись опубликована в рубрике Главная тема. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
Бюро переводов - стирая языковые барьеры Отличные пластиковые окна Вклады Сбербанка России

Комментарии запрещены.