Пить стали меньше, но не от избытка культуры

Бытует мнение, что россияне пьют так много, потому что у них жизнь тяжелая. Оппоненты настаивают на том, что неумеренное питие объясняется выросшим благосостоянием и по-прежнему низким уровнем культуры....

 
 
ОЛЬГА РОМАНОВА
 
Бытует мнение, что россияне пьют так много, потому что у них жизнь тяжелая. Оппоненты настаивают на том, что неумеренное питие объясняется выросшим благосостоянием и по-прежнему низким уровнем культуры. Самую точную оценку, на наш взгляд, дал менеджер одного из владимирских винных бутиков: «Россияне много пьют и в горе, и в радости. А во всем важно чувство меры!» Видимо, в этих словах – разгадка нашей ментальности.

Заграничный продукт покидает полки

«Призыв» задумался, как повлиял на потре-бление алкоголя населением области внезапно разразившийся на земном шаре и в стране финансовый кризис, и запросил информацию у областного департамента развития предпринимательства, торговли и сферы услуг.
Предоставленные в наше распоряжение данные свидетельствуют о том, что объемы реализуемой алкогольной продукции в розничной сети неуклонно снижаются, начиная со второго полугодия 2008 года. Тенденция осталась неизменной и в первом квартале 2009 года.
Однако радоваться, что население стало пить меньше, не стоит. Сотрудники департамента считают весьма вероятным увеличение объемов контрафакта на рынке алкогольной продукции области.
Замечена еще одна тенденция. Доля импортной продукции с началом кризиса сокращается, и вместе с ней загадочным образом тает доля местной алкогольной продукции.
 
В структуре потребления стабильно растет доля водки и слабоалкогольной продукции в противовес снижению доли вина различных видов, из чего можно заключить, что водка – напиток традиционный и позиций своих не сдает.
С региональной аналитикой перекликаются цифры, опубликованные Центром разработки национальной алкогольной политики России. Общий импорт крепких спиртных напитков, пива и виноматериалов в страну с начала года значительно сократился. В апреле 2009 года по отношению к апрелю 2008 года он снизился по крепким спиртным напиткам на 33,8%, по пиву – на 18,3%, по поставкам виноматериалов – на 69%. Среди всего алкоголя почти на треть вырос только сегмент шампанских и игристых вин. В то же время эксперты отмечают, что стоимость ввозимых вин продолжает снижаться на 20 – 60%.
Сокращение импорта происходит прежде всего за счет дорогих марок алкоголя из стран Евросоюза и США. Сильнее всего сократился ввоз
текилы, абсента, упали поставки дорогих коньяков, виски и виноградных вин. В целом по разным позициям с января по апрель 2009 года снижение алкогольного импорта составило от 10 до 60%.

Поклонники прекрасного хранят верность вину

За уточнением картины происходящего обозреватель «Призыва» обратился в винные бутики областного центра. Директор ООО «Макс-Тревел» Дмитрий Зем-сков (винный бутик «Розовый слон») согласился с выводами чиновников и экспертов, но не во всем.
– Падение объемов импорта связано с ухудшением материального положения россиян, -сказал он. – После нового года на товар из-за границы в связи с ростом курса доллара и евро цена постоянно растет, а покупательная способность потребителей падает.
В то же время структура потребления постоянных клиентов винных бутиков, которые относятся к верхней прослойке среднего класса, способной отдать несколько тысяч за бутылку вина, претерпела лишь сезонные изменения.
–  Многое зависит от того, какая категория покупателей потребляет тот или иной ассортимент, – подтвердила мнение коллеги ковист «Винотеки» Олеся Белова (ООО ИТЦ «Энергия»).
С начала 2009 года крепкий алкоголь действительно покупают больше, нежели вино. Что касается потребления легкого алкоголя, то оно осталось на прежнем уровне, поскольку этими напитками в большей степени интересуется молодежь. Испанским винам клиенты «Винотеки» уже не изменяют: молдавские и болгарские вина ни в какое сравнение с ними не идут.
–  Летом наши посетители стали покупать больше вина, – пояснил Дмитрий Земсков. – Зимой, как правило, они пьют коньяки и виски. Если говорить об объемах продаж, то они, конечно, у па л и, но вы ру ч ка за счет подорожания сохранилась на прежнем уровне.
Интересно, что уменьшились объемы продаж именно дешевого, столового, импортного вина. Конкуренцию ему сегодня составили краснодарские и ставропольские вина, которые на порядок дешевле. И здесь вполне логично возникает вопрос о культуре потребления вина, развивающей вкус и расширяющей кругозор. Чем выше качество вина, тем больше удовольствия и пользы оно доставляет.
–  Пока культурой потребления вина во Владимире обладают единицы, – заметил Дмитрий Земсков. – Мало кто из наших клиентов выбирает вино целенаправленно. В основном все что-то спрашивают. Наш менталитет изменить очень трудно: русский народ пьет и в горе, и в радости.
Кроме того, владимир-цы, как и все россияне, в основном предпочитают полусладкие тихие и игристые вина. Между тем полусладких вин в натуральном виде почти не бывает. Как правило, это вина с добавлением сахара.
–  Природное вино бывает сухое, максимум полусухое, десертное или полудесертное, изготовленное по особой технологии из особого сорта винограда или из вяленого винограда, -продолжил энологиче-ский экскурс Дмитрий Земсков. – Из-за того, что сахара в этом винограде больше, крепость вина
получается выше, а полусладкие вина да еще за низкую цену – это чистая химия.
Олеся Белова, напротив, убеждена, что ее клиенты – сплошь культурный народ, ведь они имеют возможность выезжать за границу и пробовать там импортные напитки хорошего класса. Владимирский потребитель, по ее утверждению, перешел на сухие вина, что не может не радовать, а культура потребления сухого вина благодаря дегустациям, регулярно устраиваемым бутиком, находит все новых и новых поклонников.
И еще одна ремарка наших экспертов на заметку завсегдатаям владимирских ресторанов. Должность сомелье появляется в ресторане тогда, когда он имеет хороший погреб с дорогими винами, которые необходимо помочь выбрать посетителям. Винная карта большинства наших ресторанов составлена для поддержания имиджа и не подтверждена реально. Как правило, они предлагают обычные столовые вина, цена на которые завышена в три раза.

Паттерн у нас не тот

И все же большая часть населения области придерживается устоявшихся традиций. Есть у россиян такая расхожая поговорка: «Водка без пива – деньги на ветер». Дело в том, что в научной литературе принято выделять два главных паттерна потребления алкоголя. Для первого характерно частое употребление спиртного, преимущественно вина, в небольших дозах. В повседневной жизни это не создает больших проблем и не вызывает резкого осуждения со стороны общества. Этой модели поведения придерживаются в основном жители южных винопроизво-дящих стран (Франции, Испании, Португалии, Греции и др.).
Второму паттерну свойственно более редкое потребление преимущественно крепкого спиртного, обычно сопровождаемое тяжелой интоксикацией и агрессивным поведением. Такая модель поведения вызывает негативную реакцию общества, что приводит к жесткому контролю процесса алкоголизации населения. К странам с северным паттерном потребления относят Финляндию, Швецию, Норвегию, прибалтийские государства, Польшу, частично Германию, Россию, Украину и Белоруссию.
В течение ХХ века многим государствам Северной Европы благодаря целенаправленным усилиям удалось перейти от преимущественного потребления крепких спиртных напитков к более безопасному пиву и несколько снизить напряженность алкогольной ситуации. А результаты последних исследований фиксируют нарастающую тенденцию к сглаживанию национальных особенностей потребления спиртного в условиях глобального общества. На фоне роста объемов продаж пива в южных регионах пьют все меньше вина, в северных – крепких спиртных напитков.
Наша страна и здесь умудрилась поставить своеобразный рекорд. Исследования Надежды Горячевой (Социологический институт РАН) и доктора исторических наук, член-корреспондента РАЕН, директора по международным исследованиям ВЦИОМ Николая Попова показывают, что традиционный для Рос-
сии паттерн потребления крепких спиртных напитков сохраняет доминирующее положение. Но есть идущие в ногу со временем изменения. В течение последнего десятилетия увеличилось потребление пива. Но оно… не столько замещает, сколько дополняет потребление крепкого алкоголя.

Почему россияне пьют

По словам руководителя группы мониторинга стратегических рисков, старшего научного сотрудника Центра циви-лизационных и региональных исследований Института Африки РАН, доцента кафедры организации социальных процессов и антикризисного управления РАГС при президенте РФ Дарьи Халтуриной, специальные исследования позволяют сделать вывод о том, что на уровень алкоголизма влияют не столько доходы, сколько уровень образования.
На большую зарплату российский рабочий просто может позволить себе дополнительную бутылку водки. В советскую эпоху, имея высокую зарплату, пролетариат все равно пил больше интеллигенции. Наибольшим пристрастием к алкоголю отличаются сельхозработники и рабочие с низким уровнем образования, а также безработные. Но замечена и другая закономерность: рабочие теряют работу, потому что превращаются в алкоголиков.
В России злоупотребляют спиртным не только алкоголики, но и обычные граждане, и поэтому единственно возможные, с точки зрения ученых, меры борьбы с северной моделью потребления алкоголя – ограничение доступа к алкогольным напиткам и повышение акцизов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию. В развитых странах крепкие алкогольные напитки дороже пива в 10 – 20 раз.
 
Практика показывает, что даже небольшие подвижки дают в этом смысле хороший эффект сокращения количества смертей, трагедий и убийств. Конечно, важна еще работа с общественным мнением и воспитание культуры потребления алкоголя. Как уже говорилось, в западных странах пьют часто и понемногу. Россияне выпивают много за один присест, а при увеличении дозы алкоголя до более чем 70 граммов спирта резко возрастает риск возникновения множества заболеваний: тромбоза, сердечно-сосудистых болезней, инфарктов и инсультов.

Каждый десятый – алкоголик

Как пел Высоцкий: «Уж если я решил чего, так выпью обязательно». Захотел наш человек выпить, ничто его не остановит. При том, что Россия входит в десятку самых пьющих стран Европы, это никак не сказывается на семейном бюджете россиян. По оценке журнала Economist в последефолт-ном 1999 году россияне тратили на алкоголь в 1000 раз меньше, чем финны (40 центов против 450 долларов в год). Разницу исследователи объясняют качеством потребляемого алкоголя.
В Молдове, по данным ВОЗ, на 100 тыс. человек от употребления алкоголя умирают 222 человека, в Беларуси – 188, на Украине – 185, а в России, по
официальным данным, только от некачественной водки ежегодно погибает 40 тыс. На учете в наркодиспансерах зарегистрированы 2,2 млн алкоголиков, а в действительности их 7 млн, и в основном это мужчины. Так что каждый десятый российский мужчина – алкоголик.
Официально самой частой причиной ранних смертей мужчин по-прежнему считаются сердечно-сосудистые заболевания. Однако, по мнению руководителя отдела Московского НИИ психиатрии, доктора медицинских наук Александра Немцова, около 30% всех мужских смертей в той или иной степени связаны с излишней любовью к спиртному. По его словам, с первых лет проведения антиалкогольной кампании прослеживается четкая зависимость между колебаниями уровня употребления алкоголя и статистикой смертности в России.
– Конечно, не стоит все сводить к уровню потребления алкоголя, не надо упрощать, – сказал в одном из своих интервью известный демограф и социолог, директор Института демографии ГУ ВШЭ, доктор экономических наук Анатолий Вишневский. – Но вина пьянства несомненна. С 90-х годов тренды смертности, еще недавно сходные у нас и в странах Восточной Европы и Балтии, стали расходиться: у них продолжительность жизни растет, а у нас по-прежнему сокращается. И пить они не стали меньше, но изменилась структура потребления алкоголя. Но общество не хочет видеть этой проблемы, как и многих других. Мы ведем себя самоубийственно.
Сейчас мужское население нашей страны, по признанию ученых, фактически достигло предельного уровня потребления спиртного, поэтому есть надежда, что через какое-то время средний возраст «сильного пола» все-таки «начнет незначительно расти». Оптимистичный прогноз, не правда ли?

Важно

Норму надо знать!

По данным, приведенным «Русским репортером», анализ веществ, вызвавших острые отравления, проведенный лет десять назад в НИИ скорой помощи им. Н. Склифосовского, показал, что травятся наши сограждане чаще всего качественным алкоголем, а не суррогатами.

По утверждению экспертов, статистика смертности в нашей стране занижена примерно в 1,6 раза. Россия по-прежнему остается не просто пьющей страной, а страной, пьющей с эксцессами. В прошлом году от отравления алкоголем погибли 19225 россиян. В целом по причинам, связанным с употреблением алкоголя, у нас умирает больше полумиллиона человек.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике