16+

Поздравляем, вы победитель! Гоните деньги

Помимо традиционных акций, устраиваемых магазинами и торговыми центрами, во Владимире набирают обороты акции, организованные по почте. На такие рекламные уловки поддаются сотни владимирцев, среди которых много пенсионеров, в ожидании приза отдающих не только пенсию, но и все накопления.

Слово «акции» растиражировано, оно встречается повсюду: в магазинах, на торговых прилавках, в журналах, газетах, по телевизору. Везде слышатся рекламные обещания, лозунги, призывы. Голова идет кругом от такого изобилия. И многие, растерявшись, начинают думать: а вдруг именно эта акция с баснословной скидкой или обещанием приза – настоящая, и именно мне повезет. Можно ли отказаться от счастья, когда оно, кажется, само плывет в руки? Не можно – нужно!

Вот тебе и балалайка!

Потенциальные участники акции, как правило, получают письма с сообщением о грандиозном выигрыше. Во Владимире были случаи, когда для некоторых «счастливчиков», людей пожилых, приходилось вызывать «скорую»: сердце от радости подводило. Другие собирали широкие застолья – отпраздновать событие. Но напрасно. Вот одна из таких историй.

Все началось с появления в одной из газет ребуса с сопроводительной надписью: «Мы вручаем 450 000 рублей за одно отгаданное слово!». Была и подсказка. Так что отгадать заветное слово – это оказалась «балалайка» – смог бы каждый. На это и было рассчитано.

Ответ предлагалось сообщить, позвонив на бесплатный телефонный номер. Что и сделал владимирский пенсионер Николай Пеньков. Он перечислил все свои данные телефонистке: ФИО, адрес, телефон. Началась почтовая атака. Письма шли одно за другим, с перерывом максимум в неделю. В первом, довольно объемном послании сообщалось: «Вы официально объявлены победителем», «приз готов к отправке», «необходимо подтвердить статус» и т.п. За обилием бумаг со штрих-кодами и печатями скрывалось главное: участнику акции нужно… сделать заказ. Причем корпеть над его составлением и отправкой не надо: есть конверт, есть болванка заявления, только выбери нужный товар по каталогу и заполни бланк.

Тут же находился и каталог с товарами для дома – самыми элементарными, которые имеются на самой банальной распродаже. Но цены были указаны отнюдь не хилые. Скромный чайный сервиз – 900 рублей. Сахарница – 400 рублей. Шерстяные носки – 300 рублей. Кухонный набор (полотенце, скатерть, фартук) – 1000 целковых! Плюс 249 рублей – доплата за пересылку…

Надо ли говорить о том, чем закончилась эта история? Наверное, читатель и сам догадался: 450 000 рублей пенсионер так и не увидел. Зато на память у него остался ненужный чайник ценой почти в тысячу, который на рынке можно купить в два раза дешевле.

Все включено

Мне, ведущей рубрики «Потребитель», за многие годы работы пришлось столкнуться с самыми разными акциями. Были среди них и так называемые «лохотроны». Они рассчитаны на нас с вами, обычных людей, отчасти доверчивых и мечтающих о везении и удаче.

В описанной выше акции, на которую клюнул владимирский пенсионер, есть все для завлечения внимания: иллюстрации, простые и понятные фразы, информация по скидкам, слова «БЕСПЛАТНО», «ПОБЕДИТЕЛЬ», штрих-коды, печати, подписи. В разговоре по телефону

– доверчивый тон, уговоры, радость за ваш успех. Для пущей убедительности прислали и фоторепортаж с награждением предыдущего победителя, а также готовый бланк для почты и банка для оплаты заказа. Все наглядно. Все учтено.

Достаточно покопаться в Интернете, чтобы узнать, сколь много сегодня проводится подобных акций и сколь много людей от них страдают. В той же всемирной паутине есть признания менеджеров, как и в какой форме лучше обрабатывать и убеждать клиентов.

Первое – желательно заполучить e-mail или телефон, второе – прилагать к письму конверт, бланк с копией счета и инструкциями, как его оплатить. Третье –  отправлять письмо-напоминание об оплате. Не лишним считают личную беседу по телефону в дополнение. И многое другое. Как видим, вся эта система давно поставлена на поток.

Звездная правда

Чтобы не стать жертвой обмана, нужно почаще говорить себе грубую, но отрезвляющую фразу: «Кому я нужен – дарить мне деньги?» Родственники – да, друзья – может быть, знакомые – еще туда сюда, но опять-таки не такие огромные суммы и преимущественно в долг.

А письма, подобные тем, что получил Николай Пеньков (если уж они не отправлены прямиком в мусорную корзину), лучше изучать повнимательнее. Почти за каждым восклицательным знаком там стоит звездочка-сноска. Вот, к примеру, фраза: «Сумма 450 000 рублей будет отправлена Вам в кратчайший срок!». Сноска под звездочкой объясняет: «В случае объявления Вас главным победителем». То есть существуют обычные победители и один главный.

Далее после обещаний подарков при заказе на сумму 900 или 1200 рублей тоже есть звездочки. Под ними говорится, что необходимо прочитать условия акции. Их трудно найти. Они скрываются внутри общего конверта. Чтобы с ними ознакомиться, нужно полностью разрезать конверт. Шрифт выбран мелкий и убористый, слова сливаются в одну общую массу. Если все-таки постараться и разобрать текст, выяснится, что данная акция продлится лишь до конца текущего года, причем на 31 декабря намечено чествование победителя, однако компания оставляет за собой возможность продлить ее действие без уведомления участников.

Дальше – больше. Любопытное открытие: победитель – это термин, который применим ко всем, кому рассылаются письма для участия в акции. Помните, дополнительные акции, где обещают подарок при заказе на определенную сумму? Так вот, в условиях сказано, что компания-организатор выбирает приз на свое усмотрение. И далеко не факт, что это будет указанные на фото холодильник или телевизор.

Выбор же главного победителя зависит от большого числа факторов: суммы заказа, его первоочередности, числа наименований товаров, активности клиента. Победа становится все призрачнее и призрачнее. Эти условия об ограничениях действительно отрезвляют, прочитав их, сразу пропадает желание что-то заказывать и идти дальше вслед за инструкциями компании.

Анна Тумановская

Просмотры: