Ошалевшим от беготни людям “промоют мозги”?

Многие считают, будто ловкий психолог сегодня может подчинить себе почти любого, причем по его же "собственной воле"

Ошалевшим от беготни людям "промоют мозги"?

Многие считают, будто ловкий психолог сегодня может подчинить себе почти любого, причем по его же "собственной воле"

Ученый-японист Григорий Чхартишвили, известный больше как автор детективов Борис Акунин, думает, что на смену "королеве науки ХХ столетия" – физике в этом веке придет новая царица – психология. Пользуясь мощными психотехниками, торговцы и политики будут легко и незаметно всучать людям ненужные вещи и заставлять голосовать за кого надо. О том, насколько "промывка мозгов" грозит нам, обозреватель "Призыва" беседует с профессором кафедры коррекционной педагогики ВГПУ Сергеем Завражиным.

Потребительское сознание идет на "промывку" первым

– С тех пор, как наша страна устремилась к обществу потребления, каждый стал объектом рекламы, психологических манипуляций на сознательном и подсознательном уровнях. Человек, принявший за истину, что счастье – это приобретательство, в любую минуту готов к воздействию. Приемы могут быть примитивными или очень изощренными, но главное для их срабатывания – потребительская основа устремлений личности – создано.

У дореволюционной России, опирающейся на "Православие, самодержавие и народость", для этих манипуляций был неподходящий менталитет. Все части этой формулы по-своему направляли народное сознание к предметам высшего порядка -духовным идеалам, государственности, национальной самобытности. Коммунисты дали людям "новых богов" – вождей, но в идеологии сохранили принцип бескорыстия. Полагалось работать на энтузиазме, ожидая скорого прихода коммунизма. Так было выгодно системе, а не человеку, но это защищало его от губительного стремления к жизни, заполненной только "хлебом и зрелищами".

Покончив с советизмом, наше обшество не выработало ничего против превращения людей в машины для зарабатывания денег и их траты по указке производителей товаров и услуг.

Антимарксизм: "Деньги – Товар – Счастье"

– Зацикленных на компьютере у нас еще маловато, чтобы делать на них серьезную ставку. Пока лидирует телевидение. Спецэффекты способны отключать "броню" разума, открывая прямой путь подмены насущных желаний заказными. Уже не спрос рождает предложение, а наоборот.

Простое расхваливание реальных или выдуманных достоинств товара теперь все чаще заменяется прямым внушением: "Это не вещь – это кусок счастья, залог успеха". Такой подход стал преобладающим. Почему? В развитых странах плохих товаров просто не делают. И та и другая стиральная машина хороша, да и стоят они почти одинаково. Но чтобы деньги попали именно к фирме "Z", а не к ее конкуренту, тратятся бешеные суммы на "промывку мозгов" потребителя.

В России пока особенных ухищрений не применяют. Незачем. Бедный потребитель копит на крупные покупки подолгу и ненужную дорогую вещь ему не продашь даже под гипнозом, ведь денег у него больше нет. Для чего-нибудь недорогого (в пределах утюга) вполне годятся старые подходы – грамотно выстроенный текст, красивая картинка и знаменитость в кадре.

Мало денег – мало "музыки"

Кодирования на покупку чудо-кастрюли у нас не делают. Не те масштабы рынка. Российские эксперты проверяли ТВ-программы на предмет "тайной рекламы" спецаппаратурой, и – ничего. Иногда находят малоэффективный "25-кадр".

По-прежнему лучший сбытчик товара – звезда: "Я сам браслет ношу и всем друзьям привез". Тут ТВ не стоит на месте. Когда кумир как бы естественно ест, пьет и носит нечто фирмы такой-то – это впечатывается в мозг прочнее, чем явная зазывалка с участием той же звезды. У нас реклама "между делом" пока груба. Зритель с раздражением замечает, что в каждом эпизоде сериала из богатой жизни герои буквально страдают без дешевых пельменей. Но дальше все будет незаметней, технология обкатана.

Интересно поговорить о компьютерных воздействиях, "посланиях" в паузах между слов, но всему свой срок. Это придет к нам, как только у производителей появится смысл тратиться. Однако и то "простое", что уже есть, действительно проникает в глубь личности.

PR-технологии у нас грязные, но топорные

– Политические психотехнологии у нас применяют примерно на том же уровне, что и в торговле. Особенно в провинции. Для достижения успеха на выборах считается достаточным вести простую "войну компроматов", расхваливать своих и очернять конкурентов прямым текстом. Это стоит дешевле.

Максимум, что делается, – под видом независимых исследований у населения региона выясняют, что его конкретно больше всего не устраивает и что ему надо. Кандидат включает эту информацию в свои выступления. Как будто сам, "шестым политическим чувством" знает все чаяния народа. Это производит впечатление, прибавляет харизмы. Политтехнологи западной школы вне Москвы работают пока немного. Но я знаю, что группа таких специалистов действовала на последних владимирских губернаторских выборах.

В моде имиджмейкеры, которые могут создать кандидату более привлекательный внешний вид, посоветовать, как себя держать, чтобы вызывать больше симпатий. Эта технология разработана настолько, что за деньги любого человека с улицы можно на время выборов сделать популярным народным заступником, борцом за правду. Не годятся только люди с явно отталкивающей внешностью, физическими дефектами. Это как слепить поп-звезду на один сезон. Другое дело, что и в политике "кого продвигать" решает спонсор.

Российский избиратель охвачен апатией пополам с нигилизмом. Даже если в душе "за", голосовать не идет. Считает, что все решено и без него. А политики пытаются использовать и это. "Ничего, что выборы грязные! По-другому и быть не может. Привыкайте и участвуйте!" И нельзя сказать, что это не сработает. Когда у человека-избирателя нет нравственного стержня (сформировавшемуся потребителю он только помеха), то остальное – дело психотехники.

Михаил ЯЗЫНИН.

Фото из архива редакции.

г. Владимир.

Кстати

"25-й кадр" вначале был блефом

Американец Джеймс Вайкари, в 1957 году придумавший "лишний кадр", делал бизнес, а не эксперимент. Получив крайне сырые результаты, он по-быстрому взял деньги за идею и потом скрылся. Феномен "25-го кадра" долго считался почти фальшивкой. Только спустя годы в серьезных исследованиях было установлено, что некий эффект он дает. Какова максимальная мощность воздействия "25-го кадра" и как ее добиться наверняка, наука пока не в курсе. Тем не менее он сегодня иногда используется в рекламе и в медицине.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике