Савва Васильевич сердится

Так и не купивший в Суздале дом председатель Ассоциации реставраторов России, член президиума Центрального совета ВООПИиК Савва Ямщиков обиделся на весь белый свет, включая ни в чем не повинный город-жемчужину "Золотого кольца", генерального директора Владимиро-Суздальского музея-заповедника Алису Аксенову и мэра Суздаля Сергея Годунина.

Свою обиду реставратор широко тиражировал на Центральном телевидении и в центральной печати. В этой кампании не последнюю роль сыграл суздальский краевед и журналист Юрий Белов. Алиса Аксенова созвала пресс-конференцию, чтобы ответить на выдвинутые реставратором и краеведом обвинения.
Музейное сообщество по праву считает Спасо-Евфимиевский монастырь лучшим в стране примером музеефикации архитектурного монастырского ансамбля. Суздальский журналист Юрий Белов, в День музеев, как запечатлено в ролике, снятом местной ГТРК по заказу "Вестей", прогуливаясь по травке вдоль стены монастыря, "разоблачил" музейщиков и врезал на всю страну правду-матку. В частности, он назвал проведенную реставрацию "декорацией", ее качество негодным, а профессиональных реставраторов — торопыгами и случайными людьми. Мысль развил и дополнил "личными впечатлениями" раздосадованный неудачным общением с суздальским мэром Савва Ямщиков.
— Реставрация идет планомерно с 2003 года, проведен огромный комплекс работ, — прокомментировала реплику Белова Алиса Аксенова, демонстрируя журналистам фотографии монастырских стен до и после. — В настоящее время произошло преображение памятника, ничего не отваливается. Я даю вам гарантию. Правда, если встать на четвереньки и посмотреть, можно что-то заметить внизу стен, от которых мы отбрасываем зимой снег. Это грубая, невежественная, злая, ядовитая ложь.
Ничто и никто не был забыт в телепередаче и многочисленных публикациях. Не был обойден вниманием и княжеский храмовый комплекс XII века в Кидекше. В своей статье "Продается Суздаль", напечатанной в №88 "Известий" от 22 мая 2009 года, Савва Ямщиков пишет о "разрушении святыни" и ее "плачевном состоянии".
Не будем в подробностях повторять все обвинения. Скажем лишь, что походя друзья-краеведы задели репутацию не только лучшего музея страны, но и солидной московской организации, взявшей на себя труд в проведении реставрационных работ.
— Большая удача, что нам удалось выйти на замечательную московскую научно-производственную фирму "Ресма", — листая каталог предприятия, сказала Алиса Аксенова. — Эти замечательные люди возродили Московский Кремль и ГИМ, дом Пашкова и храм Василия Блаженного, принимали участие в восстановлении храма Христа Спасителя. Вот эти "случайные" люди!
Действия "одиозного", как назвала его Алиса Аксенова, реставратора Саввы Ямщикова и журналиста Юрия Белова подпадают под ст. 152 Гражданского кодекса РФ "Защита чести, достоинства и деловой репутации". Пункт 5 этой статьи гласит, что "гражданин, в отношении которого распространяются сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненного их распространением", а примечание к пункту 7 уточняет, что "правила настоящей статьи о защите деловой репутации гражданина соответственно применяются к защите деловой репутации юридического лица".
Соавторы, по мнению гендиректора ВСМЗ, "наработали" и на статью 129 Уголовного кодекса "Клевета".
— Я лично эфир не слышала, — сообщила на пресс-конференции журналистскому сообществу Алиса Аксенова. — Мои сотрудники берегут мои нервы, которые нужны музею на большие дела. Я подумаю, подавать ли на Белова в суд. Может быть, подам. Но сотрудники уговаривают меня пожалеть силы.
Добавим, что у генерального директора музея-заповедника большой опыт ведения судебных тяжб по разным поводам, и все они выиграны. В частности, Алиса Аксенова не побоялась потягаться с "крепкими парнями", которым суздальским КУМИ до 2010 года была продана трапезная Суздальского кремля и которую освободили бы только на следующий год, и вынесла три "изнурительных" суда. Истина восторжествовала.

Суздаль не продается:
Мэр Суздаля Сергей Годунин: — Я не "хозяйчик", как назвал меня в своей статье в "Известиях" Савва Васильевич, поскольку памятник архитектуры принадлежит муниципальному образованию. Поэтому для определения его стоимости проводилась независимая оценка. Объект, состоящий из земельного участка в 12 соток и самого памятника, находится в состоянии торгов уже год. Информация о нем открытая и находится на сайте городской администрации, где с ней может ознакомиться каждый.
Я не могу сказать, сколько это будет в долларах. Я в этой валюте не работаю. Но по первой оценке объект был выставлен на торги за 11 млн рублей. Сам дом был оценен в 100 тыс. рублей, остальная стоимость пришлась на земельный участок, так как земля в Суздале очень дорогая.
Через полгода мы провели повторную оценку памятника и выставили его на свободную продажу уже по 9 млн рублей. Информация о снижении цен и о шаге снижения, как я уже говорил, в соответствии с законом открыта для всех. И тут к дому проявил интерес Савва Васильевич, а вовсе не Центральный совет ВООПИиК. Он приехал и получил все необходимые разъяснения. Его сразу же поставили в известность, что он имеет дело с памятником архитектуры. Кстати, случаи, когда памятники находятся в частной собственности, сегодня не редкость, и Савве Васильевичу как специалисту в области реставрации было бы проще заниматься содержанием культурного наследия. Отдельно он планировал поставить на этом же земельном участке особняк для себя.
Подчеркну, что администрация города Суздаля договорных торгов не проводит, а банкиры не всегда знают рыночную конъюнктуру. Поэтому советоваться с третьими лицами в этом случае было бесполезно.
С ВООПИиК связаны еще два обвинения. Я якобы не отпустил на заседание суздальского регионального отделения представителя администрации. Но официального обращения к нам не было, а представитель администрации заседание все же посетил. И я же лишил наших ВООПИиКовцев офиса. Однако офис был предоставлен городом, но не безвозмездно, как просило общество. Во власти администрации лишь снизить цену до льготного уровня. Руководство ВООПИиК гордо отказалось. Это его право.
После всех этих событий господин Ямщиков обиделся и стал угрожать, что кто-то там приедет и разберется. Я сказал ему, что пугать меня не надо. В ответ он разразился нецензурной бранью. Поскольку переговоры в тот момент велись по мобильной связи, в случае инициирования мною судебного разбирательства оператор выдаст распечатку переговоров в качестве неоспоримого доказательства нанесенного оскорбления. Но я пока не хочу этим заниматься.
Для меня авторитетов нет, но есть правдивые и лукавые люди. Уважать Савву Васильевича после развернутой им кампании я не могу. Если у человека есть совесть, ему должно быть стыдно.
Суздаль, к счастью, не продается. На примере Ямщикова это очень хорошо видно. Но процесс плановой приватизации муниципального имущества в целях улучшения финансово-хозяйственной деятельности идет. Будет продолжен процесс льготной приватизации в целях поддержки малого и среднего бизнеса в условиях финансового кризиса. А Савве Васильевичу бог судья.

:но теряет свое очарование
Председатель суздальского регионального отделения ВООПИиК Алла Зайкова: — На продажу памятников в частные руки был установлен мораторий. Сейчас срок моратория истек, но никаких нормативных документов, которые бы регулировали эту процедуру, так и не появилось. Все пока находится в подвешенном состоянии и непонятно, куда дальше вырулит. Примеры уже есть, но прежде чем будут установлены правила игры, нужно разграничить федеральную, региональную и муниципальную принадлежность памятников истории культуры по уровню значимости. Сейчас по области, насколько я знаю, этот процесс не завершен. Пока он не будет завершен, памятники продаваться не должны.
Если же памятник изначально находился в частной собственности, нет вопросов. С его владельцем подписываются охранные обязательства, и он обязуется не перестраивать фасад и внутренние помещения памятника или проводить перестройки по согласованию с органами охраны памятников истории и культуры, то есть он несет обременения по сохранению первоначального облика памятника.
По идее, продавая памятник архитектуры Савве Ямщикову, мэр Суздаля сильно опередил события, а в описании лота, выставленного на торги на сайте, не было обозначено, что это памятник архитектуры.
Твердых законодательных установок на продажу, содержание и использование памятников, находящихся в частных руках, до сих пор нет. Город принимает регламенты, пытается ограничивать перестройку и строительство по этажности, внешнему виду, применению новых материалов, но частники легко обходят их, и скоро гражданскую застройку, которая, собственно, и придает очарование Суздалю, мы потеряем.
P.S.
Корреспондент "Призыва" предложила оценить позицию Юрия Белова председателю областного союза журналистов Александру Карпиловичу.
— Краевед и журналист Юрий Белов вправе высказывать свои мнения и оценочные суждения на любые темы. И горячо любимый город Суздаль — не исключение.
Главное, чтобы эти высказывания были искренними, а журналист не оказался заложником интересов и амбиций некоторых московских туристов. Даже таких известных, как Савва Ямщиков.
Не сомневаюсь — Алиса Ивановна прекрасно поняла, что происходит и, как профессионал с непререкаемым авторитетом, не будет требовать "журналистской крови". У нее и без того немало великих планов и больших забот.

Ольга РОМАНОВА

Реставрационные хроники
В 2003-2008 годах на реставрационные и инженерно-укрепительные работы по объектам Спасо-Евфимиевского монастыря было затрачено 243 млн рублей, выделенных по Федеральной адресной инвестиционной программе "Культура России", 23,183 млн рублей — по текущему финансированию.
В мае 2003 года обрушилась верхняя часть монастырской стены между башнями №7 и 8. ООО "Реставрационно-инженерный центр" под руководством кандидата технических наук Юрия Коваля выполнил серьезные работы по ее восстановлению:
1. Введена сварная металлическая конструкция с растяжками, удерживающими стену в вертикальном положении.
2. Укреплены фундаменты, специальными растворами заполнены образовавшиеся за долгие годы пустоты. Проект разработан специалистами ЗАО "ИГИТ (Инженерная геология исторических территорий)" (г. Москва.)
3. Для предотвращения оползневых процессов склона р. Каменки выполнен комплекс защитных мероприятий по проекту фирмы "ПИФ Промтранспроект" (г. Москва).
4. Выполнены реконструкция и реставрация всех стен и башен. Восстановлены боевые ходы.
5. Сделана обмазка в соответствии с проектными решениями.
Общая площадь покрытых обмазкой стен составила 30 052 кв. метров, для производства реставрационных работ было установлено 22 800 кв. метров строительных лесов.
Еще год назад практически закончена реконструкция и реставрация всех стен и башен Спасо-Евфимиевского монастыря, периметр которых 1120 метров по наружному обмеру! Из 12 отреставрированных башен только на трех не заменена кровля. Это будет сделано в ближайшие месяцы.
Только в 2000-2008 годах Владимиро-Суздальский музей-заповедник затратил на реставрацию церкви Бориса и Глеба 5 млн рублей. Также по Федеральной целевой программе "Культура России" в 2007-2009 годах было израсходовано на реставрацию памятника 4 млн рублей, в 2009 году по этой же программе выделено еще 2 млн рублей.
В церкви Бориса и Глеба проведены сложные гидрологические и археологические исследования, работы по инженерному усилению фундаментов и стен, организован геомониторинг (берег Каменки оползает!), восстановлены позакомарное покрытие и медная кровля, главка и позолоченный крест. В 2004 году начались работы по реставрации белокаменных стен и живописи XII века, укреплены фундаменты и конструкции храма. Работы продолжаются: заменены окна и двери, в притворе уложены белокаменные полы, начались работы по расчистке, укреплению и консервации белокаменных фасадов. Впервые разработан проект энергоснабжения памятника, что позволит поддерживать в нем нужный температурно-влажностный режим.

Возможно Вас также заинтересует:

  1. Памятник тонет во тьме? Засияют ли Золотые ворота золотыми огнями? Алиса Аксенова, президент Владимиро-Суздальского...
Запись опубликована в рубрике Архив газеты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
Что важно знать при выборе натяжного потолка Бумага для этикеток Детская мебель

Комментарии запрещены.