На бирже растет число лентяев

В регионе сегодня нет дефицита рабочих мест, но есть дефицит работников, которые действительно хотят трудиться, - считают специалисты по труду.

335 0
335 0

В регионе сегодня нет дефицита рабочих мест, но есть дефицит работников, которые действительно хотят трудиться, – считают специалисты по труду.

90 тысяч вакансий
По мнению директора департамента по труду Александра Ковылина, рынок труда в регионе сегодня можно назвать полностью стабильным. То ли дело три года назад. На «биржу труда» в 2009 году обращались более 135 тысяч человек. Тогда, в разгар кризиса, было зарегистрировано свыше 34 тысяч безработных. А учитывая, что во Владимирской области проживают всего 670 тысяч «экономически активных» жителей, в Центр занятости приходил каждый седьмой.

Сейчас в регионе 14 тысяч безработных. Им предлагают 90 тысяч вакансий в год. Получается, у каждого безработного круглый год есть выбор из шести-семи вакансий. Если вспомнить ситуацию трехлетней давности, когда «биржа труда» предлагала в среднем 1 вакансию на 9 человек, а по отдельным районам, например, Кольчугинскому, на 1 рабочее место претендовали сразу 27 человек, то сейчас возможности поиска работы, конечно, шире.

Кто действительно ищет работу, тот ее найдет, утверждают специалисты по труду. В области трудоустраиваются в среднем 75% людей, обратившихся в Центр занятости. Это даже чуть выше среднего показателя по России. Безработица, соответственно, сокращается (по сравнению с прошлым годом, она снизилась на 18% по региону, а по отдельным районам, например, Кольчугинскому, на треть). А число вакансий – растет.

В прошлом году в феврале в центрах занятости региона «лежали» 7 тысяч вакансий, в этом году в феврале работодатели предлагали 12 тысяч мест. Напомним, три года назад безработным предлагалось всего 3-4 тысячи вакансий в месяц.

Сам себе работодатель
Добиться стабильности за короткое время удалось благодаря различным государственным программам по снижению напряженности на рынке труда. В первую очередь, это программа поддержки безработных – содействие в поиске работы для них, психологическая адаптация, переобучение другим профессиям. За три года на различные виды поддержки был потрачен почти 1 млрд рублей. Порядка 12 тыс. работников повысили квалификацию или получили новую специальность. Это серьезно повлияло на квалификационную структуру рынка труда в регионе в целом.

Около 100 тысяч человек трудились на временных общественных работах – в основном, те, кто на основной работе трудился по сокращенному графику, неполную неделю. Таким образом, были сохранены трудовые коллективы предприятий, не допущены массовые увольнения по собственному желанию из-за низкой зарплаты. Работники компенсировали себе до 80% потерь доходов.

Кроме того, большую роль сыграла самозанятость. Безработные получали пособие на открытие своего дела – почти 60 тыс. руб. из федерального бюджета. За 3 года этой безвозмездной субсидией воспользовались почти 3 тыс. человек. Сначала специалисты по труду, как и многие работники, отнеслись к идее скептически. Разве можно открыть бизнес на 60 тысяч? Но жизнь показала – можно. Около 80% работников, выбравших этот путь, сейчас остаются в своем малом бизнесе, развивают его и даже сами подают новые вакансии в Центр занятости, помогая устроиться другим безработным.

Женщинам устроиться труднее
Сегодня, несмотря на большое количество вакансий, некоторые безработные по-прежнему не могут определиться подолгу – стоят на «бирже труда» месяцы, а то и годы. В чем причина? Специалисты по труду отмечают, что труднее найти работу женщинам, особенно с маленькими детьми. Работодателям невыгодно «быть честными», они стремятся обойтись без работников, постоянно берущих больничные и выходные. В итоге 52% безработных региона -женщины.

Кроме того, самыми востребованными в регионе сегодня являются рабочие специальности: водители, станочники, токари, фрезеровщики, сварщики, электромонтеры, каменщики, строители. Их доля в числе заявленных вакансий составляет до 80%. Самые высокие зарплаты предлагаются тоже по «мужским» вакансиям: машинист крана – 37 тыс. рублей, токарь – 33 тысячи. Но явно не женское это дело…

В списке востребованных специальностей есть, правда, и «женские» – швея, бухгалтер, медсестра. Но часто женщины, стоящие на «бирже», имеют совсем другое образование.

– В то же время, если учесть демографическую ситуацию и среднюю продолжительность жизни мужчин и женщин, можно прийти к выводу, что в ближайшие лет десять резерв трудовых ресурсов на всех уровнях будет восполняться, уважаемые женщины, за счет вас, – сообщил Александр Ковылин. – Понимая это, правительство начало реализацию специальной программы для матерей с детьми до трех лет. Им предоставляется возможность бесплатно, вне зависимости от того, работает женщина или нет, повысить свою квалификацию или получить другую профессию.

Новой формой поддержки в прошлом году уже воспользовались 250 матерей. Программа оказалась популярной. В этом году она продолжится за счет областного бюджета.

Специальная программа поддержки есть также для инвалидов. В центрах занятости стоят около двух тысяч людей с ограниченными возможностями. Работодатели получают 50 тыс. рублей на создание рабочего места для инвалида. Когда эта программа стартовала, специалисты сомневались в ее эффективности. Думали, что работодатели все равно станут увиливать от приема на работу инвалидов. Но потом, к удивлению «трудовиков», все вышло наоборот. Работодатели встретили предложение на ура. А вот некоторые инвалиды, способные, несмотря на ограничения по здоровью, выполнять определенные виды труда, упорно не хотели работать. Около 70% инвалидов сейчас отказываются от вакансий, признаваясь, что стоят на «бирже» только ради пособия (максимальное составляет 5900 рублей, минимальное – 850), а трудоустраиваться не желают. В нынешнем году программа трудоустройства инвалидов сохраняется, но желающих попасть в нее мало.

Деньги просто так
Самая пагубная тенденция рынка труда сегодня – нежелание работать у вполне здоровых трудоспособных граждан. И количество «лентяев» только растет. Около 25% безработных сейчас стоят на «бирже» ради пособия, получения различных справок и формального сохранения трудового стажа, сообщил Александр Ковылин. «Трудовики» предлагают им эффективные меры социальной поддержки, но в ответ слышат «нет».

Казалось бы, на пособие от «биржи» прожить невозможно, и есть масса вариантов, как устроиться получше. Сотрудники Центра занятости постоянно проводят с такими безработными «душеспасительные» беседы и на приеме, и по телефону. Им объясняют, что ничто так не развращает человека, как безделье, что лучше работать за небольшие деньги, но все же работать, а не проводить время в праздности. Работа дисциплинирует человека и не дает окончательно упасть. Работа есть всегда! Но не хотят…

Кто-то и вовсе приплетает нелепые отговорки: работа, мол, далеко от дома находится, ездить неохота. Для кого-то даже приходить в организацию с утра вовремя – целая проблема. А учиться на месте новым знаниям, чтобы соответствовать задачам современной фирмы, – тем более тяжкий крест. Куда проще остаться дома. Напрягаться не надо и можно пожаловаться лишний раз, как жизнь несправедлива: никто не берет на работу, чтобы платить деньги «за просто так», все предъявляют какие-то требования.

Приходя по направлению Центра занятости к работодателю, такие работники обычно сразу просят: «А напишите, что вы нас не взяли, нам перед «биржей» отчитаться надо». И «трудовики» с сожалением констатируют: да, рынок труда стабилизировался, но на смену кризису рабочих мест в регион пришел дефицит людей, которые действительно хотят работать.

Елена ПЕВЦОВА

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике