16+

Затяни пояс и купи полис

В свете изменений законодательства по ОСАГ О, произошедших в сентябре, и новых, только планируемых, страховщики забили тревогу и уже вовсю обсуждают, на сколько они должны повысить стоимость полиса, чтобы удержаться на плаву.

Автовладельцы, в свою очередь, тоже возмуще­ны: то выплат по ДТП не дождешься, то суммы урежут до невозмож­ности, теперь вот еще и за полис втридорога платить придется?

Хотели как лучше…

На стадии проработки закона об ОСАГО ав­товладельцам обещали многое: бесконфликтное урегулирование споров на дороге в результате ДТП, адекватные ком­пенсации потерпевшим и, главное, разумную стоимость полисов. Чем все это обернулось, рассказывать не надо. Слишком лакомым ку­ском показалось ОСАГО для многих предпри­нимателей. В итоге на рынок пришло много не­добросовестных страхов­щиков, которые в период кризиса стали сходить с дистанции один за дру­гим. За период действия полисов приказали долго жить более 40 страховых компаний.

Две наиболее типич­ные проблемы авто­владельцев – просрочка выплат и их незначи­тельная сумма.

– К нам часто обра­щаются владимирские автовладельцы с вопро­сами о сроках и размерах компенсаций по ОСАГО. Многие страховые ком­пании во Владимире за­держивают выплаты или существенно занижают их, – рассказывает пред­седатель владимирского отделения Всероссий­ского общества автомо­билистов Юрий Ямцов. – У нас при организации есть экспертное бюро по проведению незави­симой экспертизы. По результатам экспертизы порой выясняется, что страховая компания не­досчитала 10-20 тысяч, а бывает, и 80-100 тысяч рублей. В таком случае автовладельцам часто приходится обращаться в суд.

Защитники прав по­требителей, в частно­сти, в страховой сфере, уверены: добиться спра­ведливости на этом по­прище можно, хватило

бы терпения. Потому что придется написать не одно заявление, пре­тензию и жалобу, чтобы страховщик сдался.

Теперь, наконец, вла­сти решили внести кор­рективы в существую­щую ситуацию. Нет, не в части сроков, здесь и без того предельно ясно прописано – на все про все 30 календарных дней (правда, такое ограниче­ние мало кого из стра­ховщиков пугает, есть случаи, когда выплаты задерживают до полугода). В скором времени станет единой схема рас­чета расходов на ремонт авто, пострадавшего в ДТП. С 1 сентября всту­пило в силу постановле­ние правительства РФ «Об утверждении Пра­вил установления раз­мера расходов на мате­риалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств».

Документ подробно расписывает порядок расчета. Суть – в двух пунктах. Первый – износ комплектующего изде­лия, подлежащего заме­не, не может начисляться свыше 80 процентов его стоимости. Это более чем важно, поскольку порой страховщики считали износ отдельных частей авто по 90-120%, в осо­бенности когда речь шла об отечественной не­щадно эксплуатируемой классике. Парадокс, но автовладельцы, можно сказать, оставались еще должны страховщикам.

Второе – для комплек­тующих изделий (дета­лей, узлов и агрегатов), при неисправности ко­торых в соответствии с законодательством РФ о БДД запрещается движе­ние ТС, а подтверждение соответствия должно осуществляться в фор­ме обязательной серти­фикации, а также для подушек безопасности и ремней безопасности ТС принимается нулевое значение износа. Спи­сок этих деталей должен составить Минтранс. Вероятнее всего, он бу­дет утвержден в начале следующего года. Но и из ПДД ясно, что в этот пе­речень войдут тормозная система, рулевое управ­ление, тягово-сцепное

устройство, очистители стекла со стороны води­теля и светотехника.

– Сейчас каждая страховая компания во Владимире платит по-разному. Одна платит мало, но в срок, другие не обманывают автовла­дельцев, но выплачивают так долго, что пострадав­шему на свои средства приходится ремонти­ровать машину, чтобы пользоваться ею, – гово­рит аварийный комиссар Владимир Попов.

Помимо этого, в бли­жайшее время планиру­ется поправить закон об ОСАГО в части размера компенсационных вы­плат. Так, в части ущер­ба жизни и здоровью граждан предлагается повысить со 160 тысяч до 500 тысяч рублей, воз­мещения по ТС в случае нескольких пострадав­ших в ДТП автомобилях – со 160 тысяч до 200 тысяч рублей, в случае повреждения в аварии одного автомобиля – со 120 тысяч до 150 тысяч рублей.

Все подсчеты стра­ховщиков в свете таких изменений сошлись к одному – чтобы не стать всем одним разом бан­кротами, нужно повы­сить стоимость полиса.

Страховщики приуныли

Страховщики привыч­но затянули песнь об убыточности их бизнеса по части ОСАГО. Прав­да, никто их не неволит. В отличие от водителей, для которых обладание полисом является обя­зательным требовани­ем, страховщики могут работать по другим на­правлениям. Правда, что-то не слышно, чтобы какая-либо страховая компания добровольно покинула стезю ОСАГО, только если по отзыву лицензии или банкрот­ству.

Российский союз авто­страховщиков в каждом выступлении сообщает о все возрастающих объе­мах убытков – вплоть до 70%. Эти цифры впечат­ляют, если не знать, что есть норматив убыточ­ности ОСАГО – 77%. За время действия обяза­тельного автострахова­ния, согласно отчетам РСА, этот показатель не был превышен.

Довольно любопытна структура страхового тарифа ОСАГО, где 77%

– это страховые резервы, которые идут на выплаты потерпевшим, 6% – это разные резервы, а 20% –  расходы страховщи­ков, куда входит, кроме зарплаты сотрудников и затраты на покупку по­лисов, чистая прибыль. Проще говоря, с каждого собранного по ОСАГО 1 рубля 77 копеек идет на выплаты, а 20 копеек – страховщикам.

В свете последнего повышения стоимости полисов они обходятся автолюбителям в 2-5 ты­сяч рублей на год. Мож­но подсчитать, сколько уходит страховщикам, если брать в расчет, что только во Владимире порядка 100 тысяч во­дителей. Кроме того, все тот же РСА постоянно твердит о том, что ко­пилка для автовладель­цев иссякает, поскольку слишком много игроков уходит со страхового рынка и оставляет своих клиентов ни с чем. Законодатели вняли жалобам союза и разрешили ис­пользовать все резервные накопления. Однако сто­ит заметить, по словам экспертов-защитников прав потребителей, 80% автолюбителей не поль­зуются полисами ОСАГО, так что израсходо­вать все лимиты компен­сационных выплат вряд ли удастся.

Платить на треть больше?

Повышение стоимости полисов ОСАГО – ре­шенное дело. Вопрос лишь за суммой и датой. В течение года страхов­щики не раз предприни­мали попытки убедить Минфин в необходи­мости изменений. На­зывались разные суммы

– на 20%, на 50%. Сейчас говорят о 35%. Причем хотят повысить именно базовую часть ОСАГО, которая никогда не ме­нялась. Сейчас базовый тариф для физлиц – 1980 рублей и для организа­ций – 2375 рублей. Воз­можно, уже в ближайшее время правительство одобрит это предложе­ние. Ведь, кроме законодательных изменений, страховщики приводят еще ряд аргументов. В первую очередь – это значительный рост цен на ремонтные работы и запчасти. Не учиты­вается и величина ин­фляции, которая съедает заработки сотрудников страховых компаний. В общем, автовладельцам опять придется раско­шелиться. Причем, всем без исключения. Новые, вероятно, более высокие суммы выплат после выхода в свет постанов­ления испытают на себе только пострадавшие в дорожных авариях, а вот повышение стоимо­сти ОСАГО ударит по карманам большинства водителей.

– Это неправильно. Тарифы вырастут, а мы­тарства пострадавших в деле, как добиться объ­ективных выплат в срок, не закончатся. Страховые компании как занижали эти суммы, так и будут продолжать это делать,-  уверен председатель владимирского отделе­ния Всероссийского общества автомобилистов Юрий Ямцов.

Горестно, что вкупе с этим каждый месяц увеличиваются цены на топливо, да еще и транс­портный налог пере­считают. Там тоже вряд ли обойдется без изме­нений в сторону роста. И все же автомобиль – роскошь.

Прямее некуда

Несколько слов хо­телось бы сказать про то явно положительное новшество, которое про­изошло прошлой весной – прямое возмещение убытков. По подсчетам экспертов, примерно 20-25% населения предпо­читают за выплатами идти в свою страховую компанию. На сегод­няшний день по ПВУ выплачено около 5 млрд рублей.

Согласно законодатель­ству, прямое возмещение убытков – возмещение вреда имуществу потер­певшего, осуществляемое страховщиком, который застраховал его граждан­скую ответственность. Эта поправка хороша тем, что выбор страховой компании зависит от водителя. Поэтому так важно отнестись серьез­но к покупке полиса у той или иной компании. Не стоит выбирать лишь из тех компаний, чьи «ГАЗели» стоят около здания УГИБДД. Узнать телефоны страховых компаний несложно, и их агент приедет в офис или домой.

Следует доверять тем страховщикам, кото­рые работают на рынке давно, имеют несколько направлений страхования, предлагают гибкую систему скидок. Любо­пытно, что многие вла­димирские страховщики отчего-то сначала пред­лагают сходить в ком­панию виновника ДТП, тем самым ненавязчиво отказывая в прямом воз­мещении. Но если усло­вия прямого возмещения у пострадавшего в ДТП совпадают, не стоит идти у них на поводу.

Напомним, что в свою страховую компанию можно обратиться, толь­ко если в аварии уча­ствовало 2 автомобиля и никто из водителей и их пассажиров не по­страдал. Любопытно, что сейчас обсуждается еще одно предложение страховщиков – сделать пря­мое возмещение убытков безальтернативным. То есть пострадавшему в аварии не придется ре­шать, к кому идти за выплатой: в свою стра­ховую или в компанию виновника. Эксперты считают, что подобная новация упростит работу страховщикам и контро­лирующим их инстан­циям. 

Анна ТУМАНОВСКАЯ

Просмотры: