В свете изменений законодательства по ОСАГ О, произошедших в сентябре, и новых, только планируемых, страховщики забили тревогу и уже вовсю обсуждают, на сколько они должны повысить стоимость полиса, чтобы удержаться на плаву.
Автовладельцы, в свою очередь, тоже возмущены: то выплат по ДТП не дождешься, то суммы урежут до невозможности, теперь вот еще и за полис втридорога платить придется?
Хотели как лучше…
На стадии проработки закона об ОСАГО автовладельцам обещали многое: бесконфликтное урегулирование споров на дороге в результате ДТП, адекватные компенсации потерпевшим и, главное, разумную стоимость полисов. Чем все это обернулось, рассказывать не надо. Слишком лакомым куском показалось ОСАГО для многих предпринимателей. В итоге на рынок пришло много недобросовестных страховщиков, которые в период кризиса стали сходить с дистанции один за другим. За период действия полисов приказали долго жить более 40 страховых компаний.
Две наиболее типичные проблемы автовладельцев — просрочка выплат и их незначительная сумма.
- К нам часто обращаются владимирские автовладельцы с вопросами о сроках и размерах компенсаций по ОСАГО. Многие страховые компании во Владимире задерживают выплаты или существенно занижают их, — рассказывает председатель владимирского отделения Всероссийского общества автомобилистов Юрий Ямцов. — У нас при организации есть экспертное бюро по проведению независимой экспертизы. По результатам экспертизы порой выясняется, что страховая компания недосчитала 10-20 тысяч, а бывает, и 80-100 тысяч рублей. В таком случае автовладельцам часто приходится обращаться в суд.
Защитники прав потребителей, в частности, в страховой сфере, уверены: добиться справедливости на этом поприще можно, хватило
бы терпения. Потому что придется написать не одно заявление, претензию и жалобу, чтобы страховщик сдался.
Теперь, наконец, власти решили внести коррективы в существующую ситуацию. Нет, не в части сроков, здесь и без того предельно ясно прописано — на все про все 30 календарных дней (правда, такое ограничение мало кого из страховщиков пугает, есть случаи, когда выплаты задерживают до полугода). В скором времени станет единой схема расчета расходов на ремонт авто, пострадавшего в ДТП. С 1 сентября вступило в силу постановление правительства РФ «Об утверждении Правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств».
Документ подробно расписывает порядок расчета. Суть — в двух пунктах. Первый — износ комплектующего изделия, подлежащего замене, не может начисляться свыше 80 процентов его стоимости. Это более чем важно, поскольку порой страховщики считали износ отдельных частей авто по 90-120%, в особенности когда речь шла об отечественной нещадно эксплуатируемой классике. Парадокс, но автовладельцы, можно сказать, оставались еще должны страховщикам.
Второе — для комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), при неисправности которых в соответствии с законодательством РФ о БДД запрещается движение ТС, а подтверждение соответствия должно осуществляться в форме обязательной сертификации, а также для подушек безопасности и ремней безопасности ТС принимается нулевое значение износа. Список этих деталей должен составить Минтранс. Вероятнее всего, он будет утвержден в начале следующего года. Но и из ПДД ясно, что в этот перечень войдут тормозная система, рулевое управление, тягово-сцепное
устройство, очистители стекла со стороны водителя и светотехника.
- Сейчас каждая страховая компания во Владимире платит по-разному. Одна платит мало, но в срок, другие не обманывают автовладельцев, но выплачивают так долго, что пострадавшему на свои средства приходится ремонтировать машину, чтобы пользоваться ею, — говорит аварийный комиссар Владимир Попов.
Помимо этого, в ближайшее время планируется поправить закон об ОСАГО в части размера компенсационных выплат. Так, в части ущерба жизни и здоровью граждан предлагается повысить со 160 тысяч до 500 тысяч рублей, возмещения по ТС в случае нескольких пострадавших в ДТП автомобилях — со 160 тысяч до 200 тысяч рублей, в случае повреждения в аварии одного автомобиля — со 120 тысяч до 150 тысяч рублей.
Все подсчеты страховщиков в свете таких изменений сошлись к одному — чтобы не стать всем одним разом банкротами, нужно повысить стоимость полиса.
Страховщики приуныли
Страховщики привычно затянули песнь об убыточности их бизнеса по части ОСАГО. Правда, никто их не неволит. В отличие от водителей, для которых обладание полисом является обязательным требованием, страховщики могут работать по другим направлениям. Правда, что-то не слышно, чтобы какая-либо страховая компания добровольно покинула стезю ОСАГО, только если по отзыву лицензии или банкротству.
Российский союз автостраховщиков в каждом выступлении сообщает о все возрастающих объемах убытков — вплоть до 70%. Эти цифры впечатляют, если не знать, что есть норматив убыточности ОСАГО — 77%. За время действия обязательного автострахования, согласно отчетам РСА, этот показатель не был превышен.
Довольно любопытна структура страхового тарифа ОСАГО, где 77%
- это страховые резервы, которые идут на выплаты потерпевшим, 6% — это разные резервы, а 20% - расходы страховщиков, куда входит, кроме зарплаты сотрудников и затраты на покупку полисов, чистая прибыль. Проще говоря, с каждого собранного по ОСАГО 1 рубля 77 копеек идет на выплаты, а 20 копеек — страховщикам.
В свете последнего повышения стоимости полисов они обходятся автолюбителям в 2-5 тысяч рублей на год. Можно подсчитать, сколько уходит страховщикам, если брать в расчет, что только во Владимире порядка 100 тысяч водителей. Кроме того, все тот же РСА постоянно твердит о том, что копилка для автовладельцев иссякает, поскольку слишком много игроков уходит со страхового рынка и оставляет своих клиентов ни с чем. Законодатели вняли жалобам союза и разрешили использовать все резервные накопления. Однако стоит заметить, по словам экспертов-защитников прав потребителей, 80% автолюбителей не пользуются полисами ОСАГО, так что израсходовать все лимиты компенсационных выплат вряд ли удастся.
Платить на треть больше?
Повышение стоимости полисов ОСАГО — решенное дело. Вопрос лишь за суммой и датой. В течение года страховщики не раз предпринимали попытки убедить Минфин в необходимости изменений. Назывались разные суммы
- на 20%, на 50%. Сейчас говорят о 35%. Причем хотят повысить именно базовую часть ОСАГО, которая никогда не менялась. Сейчас базовый тариф для физлиц — 1980 рублей и для организаций — 2375 рублей. Возможно, уже в ближайшее время правительство одобрит это предложение. Ведь, кроме законодательных изменений, страховщики приводят еще ряд аргументов. В первую очередь — это значительный рост цен на ремонтные работы и запчасти. Не учитывается и величина инфляции, которая съедает заработки сотрудников страховых компаний. В общем, автовладельцам опять придется раскошелиться. Причем, всем без исключения. Новые, вероятно, более высокие суммы выплат после выхода в свет постановления испытают на себе только пострадавшие в дорожных авариях, а вот повышение стоимости ОСАГО ударит по карманам большинства водителей.
- Это неправильно. Тарифы вырастут, а мытарства пострадавших в деле, как добиться объективных выплат в срок, не закончатся. Страховые компании как занижали эти суммы, так и будут продолжать это делать,- уверен председатель владимирского отделения Всероссийского общества автомобилистов Юрий Ямцов.
Горестно, что вкупе с этим каждый месяц увеличиваются цены на топливо, да еще и транспортный налог пересчитают. Там тоже вряд ли обойдется без изменений в сторону роста. И все же автомобиль — роскошь.
Прямее некуда
Несколько слов хотелось бы сказать про то явно положительное новшество, которое произошло прошлой весной — прямое возмещение убытков. По подсчетам экспертов, примерно 20-25% населения предпочитают за выплатами идти в свою страховую компанию. На сегодняшний день по ПВУ выплачено около 5 млрд рублей.
Согласно законодательству, прямое возмещение убытков — возмещение вреда имуществу потерпевшего, осуществляемое страховщиком, который застраховал его гражданскую ответственность. Эта поправка хороша тем, что выбор страховой компании зависит от водителя. Поэтому так важно отнестись серьезно к покупке полиса у той или иной компании. Не стоит выбирать лишь из тех компаний, чьи «ГАЗели» стоят около здания УГИБДД. Узнать телефоны страховых компаний несложно, и их агент приедет в офис или домой.
Следует доверять тем страховщикам, которые работают на рынке давно, имеют несколько направлений страхования, предлагают гибкую систему скидок. Любопытно, что многие владимирские страховщики отчего-то сначала предлагают сходить в компанию виновника ДТП, тем самым ненавязчиво отказывая в прямом возмещении. Но если условия прямого возмещения у пострадавшего в ДТП совпадают, не стоит идти у них на поводу.
Напомним, что в свою страховую компанию можно обратиться, только если в аварии участвовало 2 автомобиля и никто из водителей и их пассажиров не пострадал. Любопытно, что сейчас обсуждается еще одно предложение страховщиков — сделать прямое возмещение убытков безальтернативным. То есть пострадавшему в аварии не придется решать, к кому идти за выплатой: в свою страховую или в компанию виновника. Эксперты считают, что подобная новация упростит работу страховщикам и контролирующим их инстанциям.
Анна ТУМАНОВСКАЯ
Возможно Вас также заинтересует:
- Полис с правом выбора Когда в стране вводилось обязательное медицинское страхование, каких только гор...
- Электронный полис появится к 2015 году Государственная Дума приняла в первом чтении закон об обязательном медицинском...
- Персонально для владимирцев ОСАГО подорожало В большинстве регионов страны подорожал полис ОСАГО. Для владимирских автовладельцев...