Шекспиру и не снилось

Корреспондент «Призыва» побывал на самом громком театральном событии года - спектакле «Гамлет» в постановке лондонского театра «Барбикан».

522 0

Мечтая о принце

Шум вокруг «Гамлета» начался в августе прошлого года, ровно за год до премьеры: именно тогда в продаже появились билеты. Несмотря на то, что спектакль идет три месяца подряд, семь раз в неделю, все места в зрительном зале были раскуплены буквально за сутки. Причиной тому стал исполнитель главной роли – британский актер Бенедикт Камбербэтч, после сериала «Шерлок» ставший звездой мирового масштаба, кумиром девичьих сердец и живым знаменем целой армии поклонниц, называющих себя «камбербитчес».

Сайт театра «Барбикан», на котором можно было купить билет из любой точки земного шара, для удобства посетителей создал электронную очередь – шкалу, на которой можно было отслеживать, сколько еще человек ждет возможности попасть на спектакль. В моменты самого острого ажиотажа количество ждущих в очереди достигало 20 тысяч человек! Вынужденно терпеливые поклонницы весь день, раз за разом, перезагружали страницу, двигаясь к заветной цели. Театр принял довольно серьезные меры для того, чтобы избавиться от перекупщиков: во-первых, каждый зритель мог купить ограниченное количество билетов, во-вторых, все они были именными – чтобы попасть по ним в зал, нужно было иметь при себе удостоверение личности. И действительно, во время спектакля у входа не стояло никаких подозрительных личностей с «лишними билетиками» по заоблачным ценам.

Кстати, увидеть «Гамлета» в итоге смогли не только те, кто выстоял двадцатитысячную очередь. Во-первых, некоторые обладатели билетов за год изменили планы. Во-вторых, сам театр выпустил некоторое количество дополнительных билетов: часть из них была разыграна в лотерею, часть можно было купить утром перед спектаклем (некоторые ради этого приходили к «Барбикану» вместе с рассветом), остальные через благотворительные организации передали подросткам из неблагополучных семей.

Их нравы

Казалось бы, театр – везде театр, в нем женщины, мужчины – все актеры. На самом деле между русскими и английскими театрами есть несколько заметных различий. Во-первых, англичане никогда не наряжаются в честь «культмассовых мероприятий». Вечернее платье и украшения в зале «Барбикана» уверенно выдавали соотечественниц: местные спокойно проходят в зал в повседневной одежде, включая джинсы, и с сумочками типа «рюкзак туристический» (его по ходу пьесы можно запихнуть под сиденье). Во-вторых, актерам не принято дарить цветы: удивительно, но по меркам эксцентричных британцев это считается сумасбродством. И хотя можно придумать несколько правдоподобных объяснений – от возможной аллергии на пыльцу до общего помешательства на экологии – факт остается фактом: Камбербэтча отнюдь не осыпают розами.

Третье отличие – самое, пожалуй, странное для нас: в зрительный зал можно приносить напитки. Любые, включая слабоалкогольные – главное, чтобы они были не в стеклянной, а в пластиковой посуде. Поэтому в театральном буфете жаждущим охотно наливают в пластиковые стаканчики, и зрители гордо рассаживаются по местам, не выпуская пинту из рук. К слову, приносить еду нельзя – видимо, чтобы не отвлекать соседей чавканьем.

Кстати, насчет запрещенных предметов: на первых показах «Гамлета» в зале не было объявлений, что фотографировать запрещено. Поэтому фанаты дружно ринулись фиксировать происходящее на мобильники и планшеты. Вспышки и красные огоньки очень мешали актерам, и в результате Бенедикт Камбербэтч записал видеообращение к зрителям с просьбой прекратить. «Унизительно и неприятно видеть в зале эти белые и красные светящиеся точки на телефонах», – объяснил актер. Он добавил, что хотел бы передавать зрителям живые эмоции, которые отпечатывались бы у них в памяти, а не в смартфонах.

Не все спокойно в королевстве…

Сам спектакль прекрасен настолько, насколько только может быть работа, которую отшлифовывали больше года, доводя до совершенства каждую мелочь. Декорации и работа осветителей достойны какой-нибудь большой театральной награды – причем устроены они так, что зрителям с дальних рядов галерки открываются планы, недоступные из партера (первые ряды, конечно, тоже не внакладе – они могут следить за мимикой актеров). Интересна также концепция спектакля: переносом средневековых событий в современные декорации сейчас никого не удивишь, но режиссер Линдси Тернер выделила и заострила актуальную сегодня тему войны: на фоне страха и неопределенности, связанных с походом молодого Фортинбраса, охватившее Эльсинор безумие кажется еще более пугающим и зловещим.

11904686_866410593413697_8652020909959795496_nПомимо собственно Камбербэтча в постановке занят ряд великолепных актеров: например, Клавдия играет знакомый многим по «Гарри Поттеру», «Риму» и «Игре престолов» Киаран Хиндс – и это невероятный, очень правдоподобный и неоднозначный Клавдий, который определенно любит Гертруду, сожалеет об убийстве брата и – не в последнюю очередь благодаря стараниям Гамлета – все-таки решает идти до конца. Прекрасна и Сиан Брук в роли Офелии, которая и так не от мира сего, но из-за смерти отца – и не в последнюю очередь благодаря стараниям Гамлета – ставит между собой и реальностью непреодолимую преграду из песен и трав. Сцены с Карлом Джонсоном, сыгравшим тень отца Гамлета и могильщика, – бесспорное украшение спектакля.

Сам Камбербэтч в «Гамлете» играет всеми гранями таланта: он грациозно двигается, произносит монологи глубоким красивым голосом, танцует, демонстрирует богатство мимики и жеста. Но при этом – не иначе, чтобы потрафить армии усидчивых «камбербитчес» – его даже слишком много. Замахнувшись на Вильяма нашего Шекспира, режиссер Линдси Тернер смело убрала некоторые сцены, в которых Камбербэтча не предусмотрено, и добавила туда, где в оригинале им и не пахло. Впрочем, что это для поклонников, изрядная часть которых весьма условно знает английский и понимает происходящее на сцене исключительно из контекста? «Ты нэ пой. Ты так ходы».

Бонусом зрители «Барбикана» получают возможность попасть к stage door – служебному входу, которым пользуются артисты. Постояв полчаса, можно собрать в программке автографы всей труппы и даже пообщаться с артистами. Мэтью Стир, исполнитель роли Розенкранца (знакомый по сериалам «Чужестранка» и «Чисто английское убийство»), с удовольствием хлопает зрителей по ладошкам и болтает о всякой ерунде. Карл Джонсон достает телефон и боком идет вдоль стены, делая вид, что снимает толпу. О появлении главной звезды можно догадаться по шуму, который поднимают поклонники, – ему тянут для автографов билеты, программки, скачанные из Интернета фотографии и прочие предметы. Камбербэтч приветлив, всем улыбается, подписывает бумажки и даже соглашается сфотографироваться на память.

КСТАТИ
15 октября в кинотеатрах мира пройдет прямая трансляция «Гамлета» с Бенедиктом Камбербэтчем на английском языке с субтитрами. Владимир, к сожалению, в акции не участвует, но поклонники актера или Шекспира могут поехать на спектакль в ближайшие города – Москву, Рязань или Ярославль. В столице билеты стоят от 2 тысяч рублей и их почти не осталось, в провинции – в два раза меньше и есть возможность взять хорошие места.

На фото: Бенедикт Камбербэтч раздает автографы после спектакля; Сиан Брук в роли Офелии

Фото автора.

 

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике


Обсуждение