16+

ЧЕЛОВЕК, построивший флот

Владимир Иванович Медведев в Гороховце человек известный. В свои 75 он имеет славную трудовую биографию. Мастер-судосборщик, бригадир комплексной судостроительной бригады, кавалер двух орденов Трудовой Славы, он своими руками построил более двух тысяч кораблей и судов -военных и гражданских, больших и не очень. Если бы весь этот флот собрать вместе, то, наверное, не хватило бы и всей Клязьмы. И подобный уникальный рекорд в Гороховце, скорее всего, уже никогда не будет превзойден: проработавший там более столетия судостроительный завод сегодня фактически прекратил свое существование. И это больше всего печалит старого мастера…

10-летнийбоец трудового фронта

Вова Медведев ро­дился в Гороховце в семье лесничего. Его отец Иван Иванович умер, когда сыну шел лишь пятый год. Так как в семье было еще двое детей, то Вову забрала к себе бабушка Екатерина Васильевна, работни­ца колхоза «Белорус» близ Гороховца. Внук вскоре начал помогать старушке, а в 1944-м в 10-летнем возрасте уже стал работать наравне со взрослыми. Вместе с ними и получил свою первую медаль – за до­блестный труд в годы Великой Отечественной войны.

В 1950 году на базе колхоза было органи­зовано подсобное хо­зяйство Гороховецкого судостроительного заво­да. Его директор Геор­гий Мещеряков вскоре приметил сметливого шустрого парнишку. Как-то присел рядом во время перекура и пред­ложил:

– Приходи к нам на за­вод – специальность по­лучишь. Нам толковые люди очень нужны!

Устроиться на круп­нейший завод Гороховца тогда было непросто. И когда Володя пришел-таки в отдел кадров, то его огорошили:

–  Вакансий нет! Да и тебе всего лишь 16…

Выручила секретар­ша директора. Девушка была родом из соседней

деревни и хорошо знала земляка. Она рассказала обо всем Мещерякову. Тот, оторвавшись от дел, вышел к проходным, где, уже не веря в удачу, ждал Володя Медведев. Взял его за руку и повел обратно в отдел кадров.

– Немедленно устроить этого парнишку! – при­казал директор.

–  Да у нас же свобод­ных мест нет, – не сда­вались кадровики.

–  Поищите – найдете. И пропуск ему выдать немедленно!

–  И ведь сразу нашли несколько свободных должностей, – вспоми­нает Владимир Ивано­вич. – Даже предложили на выбор – слесарем идти или сварщиком. Я выбрал профессию сварщика и в 16 лет стал судостроителем…

Вместо положенных шести месяцев Медве­дев прошел все ступени профобучения за два и получил 3-й разряд. Свою первую нефтена­ливную баржу, в сборке которой он принял не­посредственное участие, Владимир Иванович запомнил на всю жизнь. А сколько их было по­том: нефтеналивных и грузовых, понтонов и лихтеров.

Через два года молодо­го рабочего призвали в армию. Рядовой Медве­дев служил в погранич­ных войсках неподалеку от Выборга. За участие в задержании наруши­теля получил еще одну награду – медаль «За отличие в охране госу­дарственной границы», мечту любого воина-пограничника. Демобилизовавшись, вернулся на ставший уже родным завод.

Самый молодой бригадирсудосборщик

Вскоре сварщика-передовика Медведева назначили бригадиром. К его мнению прислу­шивались даже опытные рабочие-ветераны. А самому бригадиру тогда только что исполнилось 24 года. Среди всех за­водских бригадиров он был самым молодым.

Владимир Иванович одним из первых пред­ложил организовать работу судосборщиков по-новому. Если прежде каждый рабочий выпол­нял лишь свою опреде­ленную операцию, не отвечая за конечный результат, то теперь члены комплексной бригады собирали сразу целые секции судна, помогая

друг другу и отвечая за каждого. В результа­те уменьшилось время сборки и улучшилось качество.

– В моей бригаде рабо­тало 12 человек, – пояс­нил опытный судосбор­щик. – Каждого я под­бирал лично и за любого мог, не задумываясь, по­ручиться – не подведут! Какие суда мы только не строили: те же нефтена­ливные баржи – это была своего рода визитная карточка предприятия, их здесь спускали на воду с дореволюцион­ных времен. Собирали речные буксиры – этих трудяг, рожденных в Го­роховце, до сих пор еще можно встретить чуть ли не в каждом волжском порту. Строили рыбо­ловные траулеры класса «река-море» различных серий, специальные суда-опреснители. А еще были секретные заказы от ВМФ. Самыми эф­фектными были сторо­жевые корабли почти по 100 метров длиной. Мы их спускали на воду и достраивали. А они потом уже в другом месте проходили ходовые ис­пытания и вооружались. Барж собирали пример­но по 4 ежемесячно, а других судов и кораблей строили где-то по 16-18 в год. Сколько все­го их построил вместе со своими товарищами – уже давно со счета сбился. Вначале считал на сотни, потом – на тысячи…

Заслуги лучшего бри­гадира завода постоянно отмечались медалями, почетными грамота­ми и премиями. Вла­димир Иванович стал лауреатом специальной премии имени Геро­ев Социалистического Труда Владимирской области, получил орде­на Трудовой Славы 3-й и 2-й степеней. Он был представлен и к ордену Трудовой Славы 1-й сте­пени (полные кавалеры всех трех степеней этого ордена приравнивались к Герою Соцтруда), но наступили годы пере­стройки, всеобщего ша­тания. Поэтому свою высшую заслуженную награду бригадир Мед­ведев так и не получил.

– Да Бог с ним, – улы­бается ветеран. – Мы ведь старались не за ордена. Просто хотелось выполнять порученное дело как можно луч­ше. А самая лучша я награда, поверьте, это видеть, как из поначалу бесформенных секций и листов железа посте­пенно вырисовывается на стапеле контур ново­го судна. Настоящий восторг испытывали, когда очередную еди­ницу речного флота с шумом и плеском спу­скали на воду. А когда сработанный нашими руками корабль покидал заводской затон и, дав прощальный гудок, рас­творялся вдали, направ­ляясь в сторону Оки,порой было ощущение, что расстаешься с кем-то очень близким.

«Нашзавод… попросту уничтожили»

Почетный ветеран труда Владимир Мед­ведев, отработавший на судостроительном за­воде 40 лет, был также отмечен множеством медалей. Самая дорогая из них – серебряная медаль «300 лет Россий­скому речному флоту» с профилем Петра Ве­ликого. Впрочем, знат­ный судостроитель, как называли его прежде, все свои знаки отличия не носит, да и вообще парадный пиджак, на котором прикреплены лишь некоторые из его наград, надевать не любит. Немалых трудов стоило уговорить этого скромного человека, по­строившего целый флот, сняться во всей красе.

– Сердце болит, как подумаешь, что наш за­вод, самый большой в Гороховце, на котором работало около 3500 че­ловек, попросту уни­чтожили, – сокрушается Владимир Иванович. – Это большой удар по экономике района и по сотням семей, которые трудились на данном предприятии. На нем 30 лет отработала маляром и моя супруга Галина Васильевна. Очень жаль, что большой потенциал, созданный, в том числе, и нашими руками, был попросту разбазарен, растащен. В прежние времена гороховецкие купцы, предприниматели зарабатывали огромные деньги на судостроении, благодаря их умелому хозяйствованию богател весь Гороховецкий край, люди имели стабильную высокооплачиваемую работу. А теперь заво­да больше нет. Это не­счастье, словно потеря родного человека!

Впрочем, основанная Владимиром Иванови­чем династия корабелов и моряков продолжается. Его сын Виктор окончил Горьковский судостроительный ин­ститут и немало лет от­работал на Ульяновском судостроительном заво­де. Внук Евгений после окончания Горьковского речного училища в ка­честве механика ходит теперь на грузовых судах по Балтике, в том числе и в заграничные рейсы. Вместе с ним учился, а теперь и работает судо­вым механиком и муж внучки Владимира Ива­новича Сергей Карпов. Любопытно, что пред­ставители третьего поко­ления семьи Медведевых сегодня живут в Выбор­ге, рядом с которым их дедушка когда-то слу­жил пограничником.

Семья Медведевых продолжает выполнять свой долг перед страной. А вот новым поколениям гороховчан уже никогда не увидеть в своем го­роде торжества спуска нового корабля, не услышать судовых гудков и не суждено с гордостью говорить: «Гороховец -город судостроителей». Остается лишь история и былая слава. А вкус прошлых побед всегда ощутимо горчит…

НАШАСПРАВКА

Гороховецкий судостроительный завод основан мест­ным купцом Иваном Шориным на рубеже XIX-XX веков. Официальная дата основания – 1902 год. В 1907-м там была построена железная нефтеналивная баржа «Марфа Посадница» – первый речной танкер длиной в 172 и шириной в 24 метра. Речное судно такого класса и размера было сооружено в Гороховце впервые в мире. В 1913-м для Каспийского моря гороховчане соорудили баржу длиной уже в 200 метров, которую писатель Константин Паустовский назвал «плавучим городом». В советское время Гороховецкая судоверфь (позже переименованная в судостроительный завод), кроме барж, в большом количестве строила маленькие речные пароходики, шаланды для землечерпалок и иные суда. Предприятие также работало на оборонку – вы­пускало суда для размагничивания военных кораблей, корабли-госпитали. Со второй половины 1990-х годов завод оказался в сложном финансовом положении, был остановлен и объявлен банкротом. Его активы рас­проданы, остались лишь пустые цеха. Как сообщила глава Гороховецкого района Надежда Токарева, часть площадей судостроительного завода ныне задейство­вана под учебно-производственную базу Гороховецкого колледжа. Еще там занимают помещения несколько предпринимателей-арендаторов. Однако планы про­изводства маломерных судов на базе прежней верфи и даже разведения рыбы в судояме так и не были реализованы.

Николай ФРОЛОВ

Просмотры: