16+

Варежки с рыбкой даруют плодородие

Когда в России наступают сильные морозы, даже самые заядлые форсуньи на время забывают о модных тенденциях сезона и надевают красивые узорчатые варежки. Сейчас они так же популярны, как и в стародавние времена.

Исподочки имохнатки

На Руси рукавички известны с XIII века, названий у них было много: вареги, вареж­ки, варьги, варяшки, вачаги, дельницы, мохнатки, мохнашки, рукавки, связни. Исстари они были обязательной принадлежностью кре­стьянской одежды и делились на мужские и женские. Женские были миниатюрнее, наряднее, многоцветнее, а муж­ские – попроще, вяза­лись без резинки, чтобы было удобнее работать и легко скинуть с руки. Обычно надевалось не­сколько пар рукавиц: сначала вязаные (их называли исподочки), а затем меховые – мехом наружу (мохнатки). По праздникам носили исподочки с орнаментом, в будни – однотонные. Для работы сверху на­девали холщовые или кожаные рукавицы.

А вот бояре на Руси даже в самые свирепые морозы обходились безо всяких рукавиц – рукава их шуб были до подо­ла, изнутри для тепла мехом подбиты, им ведь не было нужды лишний раз руки на холод вы­ставлять. Однако когда Петр I радикальным способом – топором – рукава укоротил, так рукавицы стали появ­ляться и у знати. Для господ их делали из бархата, парчи и сафьяна, украшали жемчугом, бисером, драгоценны­ми камнями, золотым и серебряным шитьем. Такие шедевры даже передавались по на­следству из поколения в поколение. А по празд­никам принято было носить перстатые рука­вицы, то есть перчатки. Здесь «законодателями моды» стали русские цари. Так и повелось у славянских и северных народов, что всякое со­словие для холодной поры свои рукавицы имело. Постепенно ста­ло происходить разделе­ние понятий: рукавички – то, что сделано из меха или ткани, а варежки -только вязаные.

Тайное послание

Сложная техника вя­зания изначально по­явилась не на Руси. Еще раньше ее освоили другие народы, сре­ди которых самыми искусными мастерами считали итальянцев, испанцев и скандина­вов. Из Скандинавии пришло к нам мастер­ство вязания на спицах, причем первыми, кто их там взял в руки, были мужчины.

На Руси же вязали женщины. Этому учи­лись с детства, ведь де­вушка к свадьбе должна сама приготовить себе приданое. Нужно не только сшить свадебное платье, вышить поло­тенца и скатерти, но и одарить семью жениха вязаными чулками и ва­режками с красочными орнаментами. Варежки были не только пред­метом одежды, защи­щающим от холода, но и произведением ис­кусства и даже своео­бразным посланием: их красивый, иногда очень сложный многоцветный узор мог нести определенную тайную ин­формацию. Например, рисунок рыбы – символ плодородия, добра. Цепочка из ромбов -дерево жизни, кресты – огонь или солнце.

Узоры орнамента – это не просто украшение, надуманные завитуш­ки, нет, это запечатлен­ный рассказ о далеком прошлом, и только так следует их восприни­мать. Например, гео­метрический орнамент меандр, напоминающий прямоугольно загнутый крючок, изначально был нанесен самой приро­дой на поверхностный слой дентина – вещества бивня мамонта. Оттуда мотив перешел на дру­гие вещи. И на Русском Севере он встречается не только в археологи­ческих раскопках древ­нейших стоянок, но и на варежках, рубахах, полотенцах всех по­следующих веков. Знак солнцеворота (коловрат) выражал привет, по­желание благополучия. На Русском Севере су­ществовало два его вида: женский и мужской. Женский – лучи направ­лены против часовой стрелки, мужской – по часовой. Узоры прида­вали вещам магическую силу и должны были защищать не только от холода, но и от всяче­ских бед и напастей.

Хороший подарок

Особенно затейливые узоры украшали рука­вицы северян – тех, кто жил в Поморье, на бере­гах рек Пинега, Мезень, Печора. Не уступали им по красоте вареж­ки, сделанные руками белорусов, эстонцев, народов коми. Эти и другие узоры и сейчас вывязывают мастерицы в разных районах Ар­хангельской области.

Об этом нам поведала жительница Владимира Людмила Тихомирова. Она была женой по­граничника и всю свою жизнь ездила с ним по

заставам. Несколько лет их семья дислоцирова­лась в Архангельске, а потом переехала в Таллинн. И там слав­ные традиции вязания берегут и преумножают. Тридцать лет с тех пор прошло, а Людмила Ивановна хранит ва­режки с северными и эстонскими орнамен­тами. И повторяет ихсама. А не так давнодочка подарила ей уди­вительную книгу, в которой все северные узоры расшифрованы. Теперь собираясь вя­зать варежки масте­рица вначале выбирает узор нитки и только потом берется за ра­боту. Получается вещь сугубо практичная и к тому же отличный по­дарок!

Кстати о подарках Несколько лет назад в Риге проводился сам­мит стран НАТО Для его участников латвийские рукодельницы связали 2250 пар варежек и среди них не было двух одинаковых пар. Единственный нюанс – организаторы саммита обратились к латвийской стороне с просьбой не вывязывать на варежках узоры которые непосвященным в историю и культуру Латвии натовцам могут напомнить фашистские символы.

Славой земля полнится

Во многих губерниях делали рукавицы на продажу: кожаными славились Вятская и Владимирская земли, Западная Сибирь Вя­заными варежками -Нижегородская Влади­мирская губернии. Дать комментарий по этому вопросу мы попросили главного специалиста ОЦНТ Галину Федо­рову:

– Да у нас во Вла­димирской губернии в Гороховецком уезде , была в ХIХ веке ар­тель которая выпускала так называемые вареги. Вот они славились а по поводу вязанных орнаментом варежек никаких свидетельств не сохранилось.

Но в наши дни слава о владимирских ва­режках распространя­ется не только по всей России но и далеко за ее пределами. В Сузда­ле на торговых лотках россыпи вязаных вручную изделий. Теплые шерстяные с разноц­ветным незатейливым растительным орнаментом  стоят не так чтобы

очень дорого. И пусть они не имеют такой бо­гатой истории, как се­верные, прибалтийские, псковские варежки или мордовская семицветка.

В тех территориях это является узнаваемым и востребованным брен­дом а у нас – сувенир­ная продукция. Но как только морозы ударили туристы эту самую про­дукцию буквально сме­ли с прилавков.

Когда мы поинтере­совались, кто их вяжет то в ответ от продавцов услышали: «Да есть тут мастерица » Мы выра­зили сомнение что по­хоже не одна рукодель­ница в производстве за­действована. Не иначе бригадный подряд. А как объяснить что к следующим выходным у торговцев опять пол-

ные  сумки узорчатых варежек? Впрочем не в этом суть. Главное, что­бы при таких объемах качество не пострада­ло чтоб за владимир­ские варежки нестыдно было. Если так дело пойдет то в историче­ских летописях может

появиться запись о том что «в начале ХХIвека на владимирской земле произошло активное развитие варежковязального промысла».

Ольга ВОЗНЕСЕНСКАЯ

Просмотры: