Студентка худграфа создает галерею местного дворянства

В Ковровском районе претворяется в жизнь оригинальная идея - создание импровизированной галереи владимирского дворянства XIX -начала XX веков.

В Ковровском районе претворяется в жизнь оригинальная идея – создание импровизированной галереи владимирского дворянства XIX -начала XX веков.

Утраченные образы

105 лет назад, в 1905 году, в Петербурге, в залах Таврического дворца, открылась необычная и, без преувеличения, уникальная выставка. На ней было представлено более 2000 портретов, по большей части – представителей российского дворянства XVIII-XIX веков. Инициатором ее проведения стал известный русский театральный и художественный деятель Сергей Дягилев, а выставочный комитет возглавил дядя последнего императора, историк-академик, великий князь Николай Михайлович.

На данном вернисаже широкому кругу исследователей и общественности впервые были представлены портреты из старых усадеб со всей России. Черно-белые фотографии примерно половины этих портретов великий князь Николай Михайлович опубликовал в пятитомнике «Русские портреты XVIII и XIX столетий», презентация которого состоялась ровно 100 лет назад. Среди прочих изображений там встречаются и портреты деятелей Владимирской губернии.

Однако после революций 1905 и 1917 годов значительная часть старых портретов погибла вместе с уничтоженными дворянскими усадьбами. Не стал исключением и Владимирский край. Можно даже сказать, что ему в этом плане особенно сильно не повезло. Из фамильных портретных галерей в более-менее полном виде уцелело разве что собрание из дворца графов Воронцовых в Андреевском. А большая часть портретов наших земляков из «благородного сословия» уничтожена безвозвратно. Остались лишь разрозненные копии и фотографии, часто далеко не лучшего качества или «умирающие» от времени. Конечно, то, что уцелело, сегодня можно оцифровать, но зачастую качественно воспроизвести такое фото или копию портрета крайне затруднительно.

Заглянуть в прошлое

Однако заглянуть в историю и увидеть лица людей из далекого прошлого более чем соблазнительно. Именно поэтому родилась идея создания импровизированной галереи владимирского дворянства XIX – начала XX веков. Началось все с необходимости иметь портреты родителей нашего земляка, появившегося на свет во Владимире, известного композитора Сергея Ивановича Танеева. Они понадобились для выставки, посвященной семейству Танеевых и композитору Александру Бородину, которая пройдет во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике в феврале 2011 года по инициативе Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М.И.Глинки.

Заведующая отделом этого столичного музея Елена Владимировна Фетисова – правнучка родного брата композитора Владимира Ивановича Танеева и, наверное, лучший знаток «танеевской» темы. Она обратила внимание на то, что фотографии Ивана Ильича Танеева, отца композитора, служившего советником Владимирской палаты государственных имуществ, и его супруги, матери С.И.Танеева, Варвары Павловны Танеевой, не слишком высокого качества. Было решено попробовать выполнить данные портреты в стиле графики. За работу взялась студентка Шуйского госуниверситета Людмила Ветрова, серьезно интересующаяся темой русской усадьбы. Заодно она выполнила и портрет отставного поручика Дмитрия Алексеевича Танеева – одного из последних владельцев «дворянского гнезда» Танеевых в селе Маринино, где ныне организован музей.

Портреты четы Танеевых в версии Ветровой Елена Фетисова одобрила. И «благословила» на создание целой портретной серии родственников Танеевых и лиц из их владимирского окружения.

Портреты именитых

В начале ноября в родовой усадьбе Танеевых в селе Маринино Ковровского района были представлены первые портреты будущего «дворянского собрания». Каждый изображенный на них заслуживает целой статьи, а порой и книги.

К примеру, Александра Николаевна Шубина, духовная дочь Серафима Саровского и Иоанна Кронштадтского, в юности потеряла жениха, погибшего на дуэли, после чего на собственные средства основала Воскресенский женский монастырь – одну из первых обителей в пределах прежней Владимирской епархии, созданную исключительно по инициативе частного лица. Александра Шубина пожертвовала на монастырь все свое состояние и вела там иноческую жизнь вплоть до самой кончины.

Изображенный с ружьем в руках Федор Никанорович Карякин, потомок одной из древнейших владимирских фамилий (его предки жили в окрестностях Владимира с XV столетия), страстный охотник и спортсмен, остался памятен в нашей истории как командир роты Владимирского ополчения Крымской войны 1855-1856 годов и многолетний начальник полиции Гороховецкого уезда. Он был дядей последнего владельца марининской усадьбы, так как Танеевы и Карякины поженили своих детей.

Рядом – портрет сослуживца и друга Карякина капитана Флегонта Ивановича Секерина -командира Ковровской дружины того же ополчения, потомка старинного дворянского рода, связанного с историей суздальской округи на протяжении нескольких веков, получившего боевой орден за участие в Крымской войне.

Портрет статского советника Николая Павловича Муратова, на протяжении почти четверти века избиравшегося гласным (депутатом) Владимирского губернского земского собрания, занимавшего посты предводителя дворянства, председателя уездной земской управы и руководителя владимирской организации партии «народной свободы» (кадетов) и вовсе «рожден» практически впервые. До последнего времени не было известно ни одной сколько-нибудь удовлетворительной его фотографии. Та, что послужила основой для портрета, была найдена в Вологодской области и почти не подлежала воспроизведению.

Характерный образец дамского портрета вековой давности представляет собой изображение супруги земского начальника Юрьев-Польского уезда 1900-х годов Марии Николаевны Култашевой, урожденной Сперанской. Ее фото удалось отыскать также за пределами Владимирской области. Теперь портрет «статской советницы» Култашевой-Сперанской позволит лучше понять быт и антураж давно канувшей в небытие эпохи «старой России».

Увидеть душу человека

Автор этих портретов Людмила Ветрова родом из поселка имени Максима Горького Камешковского района. Ее отец всю жизнь проработал на поселковой фабрике «Ткачество» оператором шлихтовального оборудования. С тех пор, как фабрику полтора года назад закрыли, – безработный. Мама – пенсионерка. Казалось бы, в проблемном поселке, затерянном в глуши, совсем не до искусства.

Но Людмила Ветрова любит рисовать с детства. И хотя учеба с учетом скудного семейного бюджета дается нелегко, девушка упорно стремится к своей цели –  совершенствоваться в живописи и стать настоящим художником. Она с отличием окончила Владимирское художественное училище, а теперь заканчивает художественно-графический факультет университета.

– Сколько себя помню – рисовала всегда, –  рассказала Людмила. –  Не расставалась с карандашами и кистью в детском саду и в школе. А портрет мне нравится больше всего. В нем, как в зеркале, видна душа человека, его пристрастия и воззрения на жизнь. А разбираться в этом всегда интересно!

Молодой художнице уже присылают фотографии и копии портретов потомки владимирского дворянства, которых судьба разбросала по разным уголкам нашей страны. Людмила намерена продолжать портретную серию. В планах – создание еще более полусотни портретов, которые и составят целую галерею владимирского дворянства.

Николай Фролов

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике