Внимание, котик – сейчас вылетит птичка!

Вот ведь странная штука: вроде и котик есть, и фотик в наличии - а хороших снимков, отражающих все несомненные достоинства любимца, не получается, хоть ты тресни. И зря...

Вот ведь странная штука: вроде и котик есть, и фотик в наличии – а хороших снимков, отражающих все несомненные достоинства любимца, не получается, хоть ты тресни. И зря фыркают ретрограды: пусть- де, на кошках тренируются любители. За каждой картинкой, где животное  вроде бы легко и непринужденно теребит лапкой игрушку или позирует в костюме кото-феи, скрывается титанический труд.

Андрей и Татьяна Горячевы из творческой студии «Олимп» убеждены: котофотосъемка – настоящее искусство, требующее  понимания и мастерства. Чтобы научиться этому, нужны тренировки, терпение и талант. 

Нет, в детстве никто из них не пугал родителей словами, что вырастет и займется фотографированием котов. Но фотографией Андрей и Таня увлекаются давно. Постепенно они поняли, что хотят большего, чем обыкновенные любительские снимки с «мыльницы» – так появилась зеркальная камера. Потом возникла любовь к студийной фотосъемке; в результате был куплен минимальный комплект оборудования. А затем знакомая Горячевых, недавно ставшая заводчицей кошек, попросила снять ее питомцев для рекламы. «И понеслось», – выдыхает Татьяна.

Котосъемка – занятие ответственное. За профессиональными фотографиями, как правило, обращаются владельцы породистых котов и кошек. Им требуется не просто кадр, на котором животное симпатично выглядит и одним своим видом заставляет неискушенного зрителя издавать охи, ахи и прочее непроизвольнее сюсюканье. Фотография должна передавать красоту и стандарты конкретной породы: иногда это очень узкоспециализированные признаки, понятные только знатокам, но необходимые для выполнения поставленной задачи. Чтобы справиться с этим, необходимо иметь знания (впрочем, с этим обычно помогает сам счастливый котовладелец) и чутье.

Кстати, к съемке каждой отдельной породы – будь то лысый сфинкс, пушистый мейн-кун или вислоухий шотландец – необходимо подходить индивидуально, ведь у каждой из них свой характер. По мнению Андрея и Татьяны, самые сговорчивые и благодарные модели –  канадские сфинксы, скотиш-фолды, скотиш-страйты и курильские бобтейлы. А вот восточные породы, персидские и экзотические кошки, наоборот, «вредные»: не желают сотрудничать с фотографом и являть во всей красе свою усатую персону. Работать с ними очень тяжело, и для получения хорошей серии фотографий, в отличие от «покладистой» породы, можно потратить не один час.

Когда клиент – зверь

Впрочем, в каждом конкретном случае угадать, насколько легкой будет работа, невозможно. Вероятность здесь примерно пятьдесят на пятьдесят. Кот – это вам не живая игрушка, а личность со своими настроениями и взглядами на жизнь. И взгляды эти могут быть направлены в противоположную от фотографа сторону. Сидеть, картинно обмотавшись хвостом, или беззаботно играть с предложенным мячиком – легко! Но только пока не появился фотоаппарат. После этого котомодель может запросто спрыгнуть с точки съемки и надежно укрыться в недоступном как для камеры, так и для любящих хозяйских рук месте.

Кошке, как сердцу, не прикажешь. Вам нужен выразительный взгляд? Ага, размечтались! Не хотите ли лицезреть филейную часть с гордо подергивающимся хвостом. Не хотите? Ваши проблемы, а нисколько не кошачьи. «Проще всего работать с молодыми котами – они игривые, легко поддаются на подкуп и очень любят различного рода махалки и дразнилки, – говорит Андрей Горячев. – Самые тяжелые «клиенты» – это беременные кошки. Снимать их практически невозможно по той причине, что будущая мать пытается защитить потомство, находящееся у нее в животе, и поэтому зажимается, сворачивается или вовсе убегает. Отдельной статьей идет фотосъемка кастратов  – здесь достаточно много нюансов, находящихся в пределе от «продам душу за игрушку» или «покусаю за сосиску» до «я сел и делайте, что хотите». «А с котятами проще, – добавляет Татьяна, – потому что они глупее и не сразу соображают, куда бежать. Поэтому до этого момента у фотографа есть возможность подловить пару-тройку интересных кадров. Хуже, если владелец просит снять нескольких котят одновременно. Они редко хотят сидеть вместе и дружно смотреть в объектив. Обычно эта куча-мала успевает расползтись быстрее, чем камера сфокусируется».

Иногда ради удачного кадра приходится устраивать целое шоу для единственного пушистого зрителя. Владелец с чадами и домочадцами становится за спиной притаившегося фотографа, и весь этот бравый кордебалет размахивает игрушками и кусками колбасы, пищит резиновыми мышами, жонглирует мячиками, топает, хлопает – и все затем, чтобы привлечь кошачье внимание. В экстренных случаях в ход идет валерьянка. Наконец голова соизволила повернуться, глаза открылись… Стоп, снято!

Время от времени задача осложняется тем, что владелец просит сфотографировать питомца не просто так, а в костюмчике, бантике, ошейнике, шапочке или другом предмете, противном свободолюбивой натуре кота. Тот, как правило, категорически не разделяет хозяйских взглядов на одежду как способ украшения семейства кошачьих; не желает терпеть на собственной шкуре подобных безобразий, и либо норовит побыстрее стянуть это с себя, либо становится слишком скованным, либо принимает исключительно недовольный вид.  Здесь фотографу приходится по-настоящему постараться. «Был случай, когда мы снимали котенка в шляпке, – вспоминает Татьяна, – дело происходило так: я держала шляпу над его головой, потом по команде опускала, отдергивала руку, Андрей делал кадр, шляпа падала – и все повторялось снова и снова, пока не получилось, как нужно».

Загадка сфинкса

Почти все котофотосъемки проходят в достаточно напряженном ритме как для фотографов, заводчиков и кошек, так и для оборудования. «Расход фонов, случающийся от острых кошачьих когтей – просто катастрофический, – говорит Андрей. – Но самый главный опыт, который мы извлекли, – кошку трогать руками категорически запрещено, если заводчик сам не разрешил поправлять ее. Это связано как с характером и тонкими нервами «модели», так и с достаточно распространенными инфекционными заболеваниями, которые можно принести «с улицы» или подхватить от другого животного, если съемка ведется на выставке».

В мире фотографии нередко случается, что мастер влюбляется в свою модель. Андрею и Татьяне, несмотря на симпатию ко всем котам на свете, долгое время удавалось избегать неожиданной вспышки чувств. К тому же дома уже жила одна кошка. Брешь в броне пробил маленький сфинкс. «Лысых кошек мы снимали и раньше, но никаких особых эмоций я к ним не испытывала, – рассказала Татьяна, – а этого увидела – и сразу влюбилась. Мы даже хотели взять этого котенка, но владельцы питомника тоже оценили его достоинства и решили оставить его себе. Но мы надеемся, что рано или поздно к нашей маленькой компании присоединится представитель этой  фотопороды».

Для тех, кто хочет попробовать сделать удачные снимки своего питомца в домашних условиях, Андрей и Татьяна Горячевы дали несколько советов. Во-первых, нужно уделить внимание фону: найти такой, на котором кот будет эффектно выделяться. Диван и ковер в большинстве случаев – плохая идея. Лучше попробовать развернуть однотонную ткань, вроде простыни. Во-вторых, обратите внимание на свет. Вспышка «в лоб» обычно портит картинку, люстра светит слишком слабо. Лучше, если кошка будет освещена солнечным лучом из окна или боковым светом настольной лампы. В-третьих, на месте съемки неплохо будет разложить игрушки или другие аксессуары – елочные шарики, шишки, листья. Наконец, перед котофотосессией желательно разыграть питомца, чтобы снимок получился веселым и смешным. Это гораздо интереснее, чем просто лежащий «смотрите-какой-красивый» кот. И ни в коем случае не стоит заставлять его что-то делать. Кот и сам с усами. И все покажет. Если захочет, конечно.

Марина СЫЧЕВА

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике