16+

Учились читать, считать… и летать

Путь от обыкновенного «чайника» до серебряного призера областного «Кубка Штурмана» прошел за три месяца корреспондент «Призыва», убедившийся на личном опыте: мечтать не вредно, а летать – здорово.

– У тебя есть все задатки хорошего штурмана, – уговаривал меня пилот Сергей Красноухов, прошлогодний чемпион России по дельталетному спорту, – смотри сама: ты маленькая и легкая. На крупных соревнованиях есть ограничения по весу аппарата вместе с экипажем, но ради тебя даже не придется снимать с дельталета важные детали…

Что ж, многие начинали учиться чему-то новому и с меньшим набором достоинств.

Идея готовить штурманов для малых летательных аппаратов появилась во Владимирской областной федерации сверхлегкой авиации год назад. Дело в том, что управлять дельталетом или паралетом умеют многие, а вот специалисты по навигации в большом дефиците. В обычной жизни для полетов пилоты пользуются GPRS-навигаторами, и этого достаточно. Но на соревнованиях рассчитывать расстояния между точками маршрута, время в пути и расход горючего, то есть решать штурманские задачи, нужно с помощью «классической» карты, линейки, треугольника и транспортира. Этого наши спортсмены не умеют, и поэтому на международных турнирах часто уступают соперникам.

Стать штурманом, в принципе, может каждый. Это пилоту трудно – ему нужны свой летательный аппарат, бензин, ангар, транспорт, взлетная полоса… Штурману проще: если он умеет делать правильные и точные расчеты, любой летчик будет рад взять его в небо. Кстати, девушке-навигатору не легче и не сложнее, чем мужчине. В полете не приходится рассчитывать на поблажки.

Первые занятия владимирского клуба «Штурман» прошли в начале марта на базе клуба СЛА ВЭМЗ. На курсы записалось около двадцати человек. Некоторые – в прошлом профессиональные пилоты, которые хотели продолжать заниматься любимым делом, но уже на легких летательных аппаратах. Другие, как и я, «зеленые» новички. Руководителем клуба стал вертолетчик погранавиации Алексей Андрианов, за четырнадцать лет отлетавший от Памира до Заполярья. «Так как клуб у нас любительский, проходить те вещи, которым учат в летных училищах, например, ортодромию и локсодромию, мы не будем», – обрадовал он при первой встрече.

Как говорится, и на том спасибо.

Впрочем, то, что мы начали проходить, простым тоже не назовешь. Чего стоило только запомнить «правильное» название формы Земли – рефренолипсоид Красовского. А также узнать, что сутки имеют разную продолжительность, а сумерки бывают трех видов – гражданские, навигационные и астрономические.

Почти каждый урок начинался с проверки внимательности. Штурман должен с закрытыми глазами видеть район полета. Поэтому нам давали пять минут на изучение карты, а потом просили воспроизвести ее по памяти. Не знаю, как у других, но мой первый опыт напоминал средневековые портуланы: опознать Владимирскую область можно было только по названиям; все остальное – белые пятна, нечеткие очертания и земли песиглавцев где-то на южной границе. Тот, кто рискнул бы поехать по нарисованным мной дорогам в обозначенные города, мог навсегда заблудиться в наших необширных лесах. К третьему занятию стало легче.

Еще нас учили читать карту, искать на ней заметные ориентиры: дороги, церкви, озера, по которым можно не потеряться в полете – кстати, выяснилось, что разные карты одной местности почти никогда не совпадают. «Помните: спросить, где вы находитесь, в воздухе будет не у кого», – наставлял нас Алексей Андрианов. Мы искали безопасные высоты, постигали, как скорость и направление ветра влияют на скорость аппарата и время в пути, рассчитывали путевой угол и угол сноса, изучали документы, регламентирующие полеты сверхлегкой авиации. Все эти знания укладывались в голову, как в переполненный чемодан: сначала кажется, что ни за что не влезет, потом как-то утрясалось.

В июне от теории мы перешли к практике. На площадке «Мельница» в Переславле-Залесском специально для нас был разыгран областной «Кубок Штурмана» – первые штурманские соревнования не только во Владимирской области, но и во всей российской сверхлегкой авиации нашего времени.

Готовиться к первому заданию пришлось сразу по приезде. Времени на то, чтобы подготовиться и подчитать старые записи, не было: сразу после регистрации штурманам выдали карты и предложили проложить маршрут между тремя точками, при этом надо было точно определить время полета до каждой из них, а потом сверху сфотографировать заданный ориентир. Участники не чувствовали себя соперниками: больше всего наша подготовка напоминала мозговой штурм на передаче «Что? Где? Когда?» – восемь человек за круглым столом наперебой обсуждали, куда же мы полетим и сколько времени в итоге это займет.

Посчитали – полетели. Перед стартом пилот Илья Орлов попросил показать мои расчеты. «Отсюда до той деревни за семь минут? – удивился он. – Ну ты даешь! Я при штилевом ветре на этот отрезок закладываю как минимум девять! И скорость ты задала больше, чем нужно. Нет, не уложимся».

Говорят, новичкам везет. В моем случае это сработало на сто процентов. Правда, повезло мне исключительно с пилотом: во время полета гениальный Орлов сделал все возможное и невозможное, чтобы уложиться в заложенные мной минуты. По пути он, заглядывая через плечо в мою планшетку, успевал показывать мне наземные ориентиры и те пункты, которые нужно было фотографировать. Обиднее всего было то, что все остальные красоты, открывшиеся с высоты птичьего полета, по правилам снимать было нельзя. А еще земля оказалась совершенно, ну ни капельки не похожей на свое изображение на карте. Это как человек и фоторобот – на первый взгляд, ничего общего. Но опытные летчики объясняют, что со временем к этому привыкаешь.

Позже Алексей Андрианов, возглавивший оргкомитет наших соревнований, объяснит: помощь пилота – это нормально. Летчик и штурман – одна команда, они должны поддерживать друг друга. «В целом же, я считаю, розыгрыш кубка прошел очень удачно, – рассказал он, – приехало восемь участников, причем как из Владимира, так и из Собинки, где ребята собираются делать свой летный клуб. Нас очень поддержали пилоты, многие из которых ради штурманских соревнований оставили другие дела. Все летчики говорили, что подготовка навигаторов, начатая нами, – очень важное и нужное дело». Ирина Ефремова, председатель областной федерации сверхлегкой авиации, сообщила, что владимирским опытом заинтересовались и в других городах, где теперь тоже хотят учить своих штурманов. А в объединенной федерации СЛА России сейчас обсуждается вопрос о том, чтобы выдать выпускникам нашего клуба удостоверения и летные книжки.

Приз победителя –  переходящий Кубок Штурмана – на этот раз получил студент ВлГУ Павел Русов, который действительно показал незаурядное мастерство навигатора. Через год он передаст его новому чемпиону. В клубе рассчитывают, что в следующем году на соревнованиях будет еще больше участников, ведь даже те, кто на этот раз приезжал в Переславль-Залесский в качестве болельщиков и ассистентов судей, теперь сами мечтают летать.

Марина Сычева

Просмотры: