«Сапсан» вновь нарушит покой живых и мертвых

Утихнувшие было страсти вокруг скоростного поезда «Сапсан» в Коврове разгорелись с новой силой. Новый суперэкспресс принес населению города оружейников лишнюю «головную боль».

Утихнувшие было страсти вокруг скоростного поезда «Сапсан» в Коврове разгорелись с новой силой. Новый суперэкспресс принес населению города оружейников лишнюю «головную боль».

На станции Ковров-1 этот поезд не останавливается, поэтому пользоваться его услугами при всем желании горожане не могут. Зато число жизненно необходимых электричек существенно сократилось. Да и покой ковровчан «Сапсан» вновь нарушил, причем опять не только ныне живущих, но и уже давно умерших.

Так сложилось, что линия Горьковской железной дороги проходит мимо старого ковровского кладбища, основанного еще в 1940 году и одного из самых больших в городе. В прежние десятилетия – в другом веке и иной стране – усопших хоронили чуть ли не в паре метров от железнодорожной насыпи. Поэтому когда при подготовительных работах перед пуском «Сапсана» железнодорожники объявили о необходимости перенесения всех могил, находящихся в пределах 15-метровой зоны от крайнего рельса, немалая часть ковровчан испытала настоящий шок.

Десяткам семей пришлось спешно заниматься перезахоронением останков своих близких, часть из которых была погребена еще в 1970-х годах. Процедуру эксгумации и повторных похорон способен выдержать далеко не каждый. Некоторым родственникам становилось плохо и приходилось обращаться за помощью к врачу. О временных и материальных затратах, нервотрепке (в том числе и в процессе сбора массы различных справок и документов) и говорить не приходится.

Казалось, что проблема исчерпана. Пресловутую 15-метровую зону хотя и не полностью, но все же примерно на десяток метров освободили от погребений. С конца августа 2010-го запустили «Сапсан». Но оказалось, испытания для ковровчан лишь начинаются.

В середине ноября администрация Коврова получила официальное послание от заместителя начальника Горьковской железной дороги Дмитрия Мололкина, в котором тот уведомил власти, что ширина земельного участка полосы отвода на данном участке железной дороги составляет 45 метров от крайнего рельса в сторону кладбища. Мэрии было предложено продолжить работу по перезахоронению усопших из полосы отвода и не допускать там новых захоронений.

Одновременно высокопоставленный железнодорожник прозрачно намекнул, что если останки ковровчан не будут перенесены теперь уже из полосы на 30 метров шире прежней, то по ним запросто могут пройтись бульдозерами! Звучало это так: «В случае проведения Горьковской железной дорогой аварийно-восстановительных работ и капитального ремонта железнодорожных путей, на данном земельном участке будет использоваться бульдозерная и крановая техника».

Подобные планы не могли не взбудоражить город. Всего в 45-метровую зону, которая проходит вдоль железнодорожной магистрали на протяжении целого километра, попадают уже не десятки, а более тысячи могил с умершими с 1950-х до начала 2000-х годов. Столь масштабного перезахоронения, которое «светит» Коврову, наверное, еще не случалось в России. В горадминистрации пока не сообщают ничего конкретного по поводу того, каким образом будет организован процесс столь массового исхода мертвых. Вероятно, опешившие чиновники пока сами собираются с мыслями.

А вдоль границы старого кладбища ГЖД уже возводит капитальный железобетонный глухой забор длиной в 1100 метров на 257-258-м километрах магистрали Москва – Нижний Новгород «для исключения травмирования населения». Эта «великая сапсанская стена», как ее уже окрестили ковровчане, наглухо отрежет сразу несколько городских микрорайонов друг от друга.

Дело в том, что единственная «трубочка» в железнодорожной насыпи в том районе, сооруженная еще в 1860-х годах, предназначена исключительно для пропуска автомобильного транспорта. Для пешеходов места там просто нет. Существовавший же с момента постройки железной дороги в течение почти 150 лет переход через пути у того же старого кладбища «великая сапсанская стена» намертво перекрывает. Теперь, чтобы попасть на то же кладбище или в микрорайон «Шестерка», жителям, скажем, военного городка, «Текстильщика» или улицы Свердлова, вместо короткого пути в несколько сотен метров, придется делать крюк примерно в 6 километров через путепровод на проспекте Ленина в центральной части города, фактически объезжая весь Ковров!

Так как через ликвидируемый переход сотни людей ежедневно направляются на смену на различные ковровские предприятия – завод имени В.А.Дегтярева, Ковровский механический завод, КБ «Арматура» и другие, то теперь этим гражданам придется тратить не меньше часа на то, чтобы добраться до работы. Для Коврова такой почти столичный временной формат передвижения, что называется, из ряда вон.

Почему вместо устройства оборудованного по всем правилам пешеходного перехода руководство ГЖД «осчастливило» ковровчан «великой сапсанской стеной» – можно только догадываться. Скорее всего, потому, что проблемы отдельно взятого города в Нижнем Новгороде мало кого волнуют.

Николай Фролов

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике