16+

Учиться рулить будем по-новому

Надежды владимирских автошкол обойтись без лишних затрат в своей деятельности не сбылись. Проект федерального закона, в корне меняющий судьбу автошкол и их учеников, готов.

Речь идет о распоря­жении правительства РФ, которое на днях было опубликовано в «Российской газете». К этому документу при­лагается план реали­зации мероприятий по совершенствованию по­рядка исполнения государственных функций и процедур, связанных с приемом квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами и выдачей водительских удостоверений. Проект нового федерального закона – это поправки к закону «О безопасности дорожного движения». Согласно распоряжению правительства поправки должны быть готовы в августе этого года. Через 60 дней после публи­кации вступят в силу основные положения. Но уже понятно, что поправки будут весьма существенными.

Аккредитации быть

Ежегодно во Влади­мире выпускается не меньше 7 тысяч учени­ков автошкол – начинаю­щих водителей. Спрос на обучение постоянно растет, и на сегодняш­ний день в областном центре функциониру­ют 20 автошкол. Все они готовят водителей по давно отработанной схеме, ведь существен­ных изменений в этой сфере не было порядка 20 лет. За исключением одного. С прошлого года владимирские ученики больше часов тратят на практику и меньше на теорию.

Однако с течением вре­мени совершенствует­ся техника, становится больше автомобилей на дорогах, ужесточается ответственность водите­лей, меняются норматив­ные акты. Дошла очередь и до системы подготовки водителей. Сотрудников ГАИ давно беспокоило то, что аварийность с участием новичков по­стоянно растет.

Чтобы автошколы не отнеслись к новым тре­бованиям спустя рукава, разработчики главный упор сделали на аккре­дитацию как условие существования на рынке. На сегодняшний день автошколы работают на основании лицензии, которую им выдает департамент образова­ния. Получить ее не­просто, нужно иметь должную материально-техническую базу, а так­же заключения ГИБДД, Пожнадзора и Роспотребнадзора. Труднее всего добиться разре­шения ГАИ. По закону, лицензия выдается на срок, не превышающий 6 лет. Новым автошко­лам и учебным центрам, у которых помещения, автомобили и автодром в аренде, выдается ли­цензия в среднем на 6 месяцев или один год.

Теперь же хотят ввести механизм аккредитации образовательных учреждений, осуществляющих подготовку водителей. Предполагается, что ак­кредитация будет про­ходить на добровольной основе наряду с действующим механизмом регу­лирования деятельности учебных организаций, то есть с лицензированием. Некоторые директора владимирских автошкол не видят в этом смысла, считая, что это создает лишние хлопоты. Другие же уверены, что на это нововведение обратят внимание только добро­совестные участники рынка.

Инвестор пока не нашелся

С каждым годом ав­топарк владимирских автошкол улучшается. Все больше появляет­ся новых автомобилей, преимущественно ино­марок. Однако, как отмечают инспектора ГАИ, отнюдь не вездеестьпол­ный комплект учебной литературы, плакаты, стенды, во многих ав­тошколах до сих пор нет тренажеров. 15 автошкол арендуют автодромы. Большая часть учеников ездит тренироваться на автодром РОСТО, который находится по дороге в Юрьевец. Удивительно, но до сих пор бывает такое, что департамент образования приоста­навливает деятельность автошколы из-за того, что у нее нет на машинах двойного управления или учебники не со­ответствуют заданным стандартам.

Согласно новым по­правкам, для получения аккредитации автошколе необходим аппаратно-программный комплекс для приема теоретиче­ского экзамена, системы аудиовидеонаблюдения для приема практиче­ского экзамена, а также автодром, оборудован­ный автоматизирован­ной системой для приема первого этапа практиче­ского экзамена.

К примеру, в комплект АПК для авто входят 6 видеокамер, которые фиксируют происходя­щее в салоне и на дороге. Предусмотрена не только фото- и видеозапись, но и звуковая. Данные можно записывать на но­утбук или флеш-карту.

Наиболее хлопотное и затратное дело – переоборудование автодрома. Во Владимире 5 автодромов. На некоторых нет даже асфальта, на других стой­ки и конусы заменяют старые автомобильные покрышки и палочки с облезлыми флажками. В поправках к закону «О БДД» будет требование к автодрому как к за­крытой площадке, обо­рудованной элементами улично-дорожной сети. Площадки должны быть заасфальтированы, осве­щены, там должны быть установлены светофоры, железнодорожные пере­езды, дорожные знаки, разметка, ограждения. На полноценной автома­тизированной площадке должны быть смонти­рованы датчики, позво­ляющие осуществлять контроль и оценку ре­зультатов выполнения упражнений в автомати­зированном режиме.

Хотя говорят об этих нововведениях давно, во Владимире только одна автошкола установила АПК на учебные маши­ны. На это ушло 3,5 млн рублей. Эта же учебная организация довела до нормативных показа­телей существующий автодром. Об устройстве автодрома нового об­разца задумалась другая владимирская автошко­ла. В ГАИ давно имеются документы на земель­ный участок в Юрьевце, который предоставила инспекции администра­ция областного центра. По предварительным подсчетам ГАИ, для возведения автоматизи­рованного автодрома понадобится около 60 млн рублей. Инвесторов пока не нашлось. Выходит, что к новым требовани­ям большинство автош­кол не готовы. Так что есть вполне реальные опасения, что многим придется приостановить свою деятельность.

Двоечников доучат

В распоряжении пра­вительства есть любо­пытное требование к автошколам – обязатель­ство доучивать горе-учеников. Нареканий на качество обучения в автошколах достаточно много. Рост числа ДТП с участием водителей, у которых опыт вождения составляет менее 3 лет. Так вот теперь автошко­лы обяжут дополнитель­но и бесплатно обучать кандидатов в водителей, если те трижды прова­лили теоретический или практический экзамены. Автошколы должны бу­дут потратить на это не меньше 5 часов.

Еще одно интересное нововведение – предание гласности информации о ДТП с участием но­вичков и тех школах, что их обучали. Эти данные будут помещать в Интернете, на сайтах региональных подраз­делений ГИБДД.

Автомат вам в руки

Много разговоров в последнее время было относительно разреше­ния автошколам обучать на машинах с автомати­ческой коробкой передач. Некоторые владимир­ские учебные органи­зации заблаговременно купили такие автомоби­ли. В распоряжении пра­вительства прописана эта возможность. Лишь одно уточнение – в води­тельском удостоверении появится пункт о типе трансмиссии. К примеру, ученику, успешно сдав­шему экзамены, выдадут права с категорией В и с пометкой о возможности управления автомобилем только с автоматической трансмиссией.

Анна ТУМАНОВСКАЯ

Просмотры: