16+

Дорогу дуракам!

Кто мог бы сделать жизнь во Владимире лучше и веселей? Уличные музыканты, артисты, поэты и другие непризнанные гении.

Только у нас и только один раз: артисты арт-студии «Пластилиновый дождь» из Самары устроили представление на владимирской Соборной площади. «Дураки и дороги» – это они о себе, маленькой труппе из трех клоунов и двух ходулистов, пустившихся в эту авантюру: путешествие по восьми городам (Владимир на этом пути – четвертый). Они, как в песне, где придется, заночуют, что придется, поедят. Один раз их приютили на ночлег в боксерском клубе, в другой – в мастерской художника. На пути из Владимира собрались ночевать в палатке на берегу Клязьмы. В каждом городе они показывают спектакль.

«Это абсолютно некоммерческий проект, мы не ставили целью что-то заработать, – говорит руководитель арт-студии Игорь Шадрин, – мы просто делаем то, что нам очень-очень нравится. Можно просто устроить какое-то эффектное зрелище, как те люди, которые крутят огненные шары. Но нам хотелось сделать особое шоу, чтобы было душещипательно и поэтично. При этом, хотя костяк у представления один, публика везде разная, реагируют по-разному, поэтому нужно постоянно импровизировать».

Уличное представление из всех видов искусства, пожалуй, самый сложный, требующий мгновенной реакции и абсолютной чуткости. Зритель здесь не привязан к месту купленным билетом и десятком соседей слева и справа. Только от работы артиста зависит, получит ли он под занавес в шапку или по шапке. А уж клоунада и вовсе особенный жанр. Про то, что хорошо сыграть дурака не всякий умник сумеет, еще Шекспир писал, а уж он-то разбирался в театре.

И поразительно, что у этих самарских ребят все получилось. Клоуны кокетничали с девушками всех возрастов, подначивали парней, дразнили фотографов – и владимирская публика втягивалась в эту игру: зрители тягали веревочку, посылали воздушные поцелуи, позировали с шариками и еще много всего такого делали, чему только в детском саду принято радоваться, а потом уже несолидно. А почему, спрашивается? Потому что дураки, вот.

–   Очень трудно работать на такой жаре, все взмокли, но очень хорошая отдача была от зрителей, эмоции переполняют, и это главное, – считает фрик-клоун Игорь Макарский, – очень клево всюду ездить и дарить людям счастье.

В бродячих артистов владимирские зрители буквально влюбились с первого взгляда. Ну и в шапку (точнее, в чемоданчик) тоже потом было накидано от души – даже от журналистов, которые вообще-то на работе и много всего повидали забесплатно, на улице в том числе. Будь там милиционеры или налоговые инспектора – тоже бы, наверное, накидали (а может, и были – кто ж их без формы опознает). Волшебная сила искусства…

–   Нам много всего после представлений дарили, – рассказывает Татьяна Журавлева, единственная девушка в труппе, – и цветы, и мороженое, и воду, и сок. Очень растрогал один мужчина в Казани – он всем принес магнитики с видами города, чтобы мы о них не забывали. Вообще, люди нам попадаются очень добрые и отзывчивые.

Сама Татьяна – студентка, педагог-хореограф, а еще – ходулистка («до полного клоуна еще не доросла», – смеется она). Зато на ходулях пошла с четвертой попытки и еще ни разу не падала. Арт-студия – это ее хобби. Причем, видимо, настолько удачное, что даже родители Татьяны не воспитывают ее в том духе, что «приличные девушки ходят замуж, а не на всяких там ходулях», а спокойно отпускают в такой вояж. «Очень интересно наблюдать за публикой, – говорит она, – в одном из городов, например, дети вообще не поняли, что я такое, и называли бабайкой».

В арт-студии «Пластилиновый дождь» еще много кто есть: кроме клоунов и ходулистов, это и акробаты, и жонглеры, и «живые статуи». И не исключено, что всех их еще можно будет увидеть. «Мы еще сами не знаем, что придет в голову. Но точно что-то придумаем, – уверен Игорь Шадрин, – может, поедем на новые гастроли. А может, наоборот, постараемся собрать всех у себя». По его мнению, у уличных представлений большие перспективы как для актеров, так и для зрителей.

И действительно, подобные события – выступления артистов, музыкантов, поэтов или заклинателей мыльных пузырей – делают город по-настоящему уютным, таким, по которому приятно пройтись вечерком, о котором рассказываешь друзьям в письмах, который не хочется покидать. В других городах – особенно за границей – это давно поняли. В туристический сезон многие маленькие труппы и просто студенты выходят подработать уличными выступлениями. «Живые статуи» в Барселоне, танцоры фламенко в Мадриде, трубачи в Марселе, актеры в масках в Венеции… В Авиньоне ежегодный фестиваль уличных театров привлекает сотни тысяч зрителей со всего мира; в Марракеше площадь Джема-эль-Фна, где каждую ночь собираются сказители, заклинатели змей, гадальщики и исполнители мистической музыки гнауа (причем выступают они не столько для туристов, сколько для местных), объявлена культурным наследием ЮНЕСКО. У нас в стране музыкантов и художников, работавших «в переходах», долгое время гоняла милиция, как тунеядцев. Но в последние годы все меняется: в парках, скверах, на набережных Москвы и Питера по вечерам собираются и пойстеры (люди, танцующие с огненными факелами), и исполнители пантомимы, и жонглеры… Артистам, которые осваивают все эти искусства, хочется внимания и признания зрителей. Зрителям хочется зрелища. И они находят друг друга, к взаимному удовольствию.

Во Владимире пока все иначе. Здесь на улицах выступают только по особым праздникам. Молодежные театры предпочитают играть в своих помещениях. «У нас другая специфика – драматическое действие, –  объясняет Вячеслав Доценко, руководитель театра-студии «Новая сцена», – а чтобы выступать на улице и делать это по-настоящему хорошо, надо учиться, но таких мастеров во Владимире нет. Сейчас выходить на улицу боязно. Не хочется опростоволоситься и подставить весь театр, отпугнуть зри теля. Но если бы кто-то согласился нас учить искусству уличных выступлений, мы бы с радостью согласились…»

Рискнуть – и выиграть –   могли бы студенты областного колледжа культуры. Посмотреть на их отчетные концерты -так сплошные таланты: и фокусы показывают, и пантомиму, и пластику, и кукол водят. Только на улицу не идут, хотя лучшей практики работы перед зрителем не придумаешь. Своих дураков у нас, похоже, не завелось. И это на самом деле жаль.

Марина Сычева

Просмотры: