16+

Альтернатива от противного

Долгое время россияне пользовались услугами исключительно государственной почты. Однако и в такой сфере, как почтовые услуги, постепенно нарастает конкуренция. И это хорошо: когда есть альтернатива, по крайней мере, можно надеяться на улучшение качества обслуживания.

Развитие региональной сети решает все

В нашем регионе присутствуют около 30 представительств мировых и федеральных частных почтовых компаний. По опросам экспертов, «Pony Express» занимает примерно 40% рынка, «СПСР-экспресс» – 20%, «ДАЙМЭКС» и «DHL» -по 10%, остальное делят между собой 20 представителей курьерских компаний, не имеющих офиса и работающих на домашнем или мобильном телефоне.

Базовым документом, регулирующим работу коммерческих почтовых служб в России, является Федеральный закон «О почтовой связи» ¹126-ФЗ. До недавнего времени он претерпевал незначительные изменения, однако в мае 2010 года в него было внесено существенное изменение: уменьшился размер лицензионного сбора на оказание почтовых услуг. Ранее его стоимость составляла 15 тыс. рублей, теперь – 3 тыс. рублей вне зависимости от региона.

– Существенное снижение цены говорит о том, что правительство осознает необходимость развития данного сегмента рынка и готово поощрять его игроков, – пояснила представитель пресс-службы федеральной компании «СПСР-экспресс» Екатерина Иншакова.

По оценке пресс-службы «СПСР-экспресса», в 2009 году игроки транспортно-логистического рынка ощутили снижение спроса на комплекс своих услуг, главным образом вследствие сокращения грузопотока и объема грузоперевозок. Наряду с общим сокращением объемов изменилась и структура грузов в сторону увеличения почтовых отправлений.

Несмотря на жесткие экономические условия, в настоящее время российский рынок логистики по-прежнему остается активным. Динамика роста спроса наблюдается со стороны крупных торговых сетей и интернет-магазинов, на чью долю приходится по 12% общего оборота доставки.

В географическом перераспределении рынка экспресс-доставки по городам России примерно 48% приходится на Москву, 42% на регионы и 10% – на Санкт-Петербург. Сегодня именно за счет оборотов экспресс-доставки в регионах рынок логистики продолжает расти, хотя и не столь активно, как до 2009 года, когда темпы роста составили 30 – 40% ежегодно.

В данный момент игроки рынка выделяют следующие тенденции развития:

–  слияние и поглощение компаний, что приводит к появлению на рынке новых сильных игроков с большими возможностями и опытом;

–  развитие региональной инфраструктуры и акцент на формировании системного подхода к клиенту;

–  растущее доверие к бренду, обладающему стажем работы на российском рынке и хорошей репутацией;

–  приведение уровня услуг и сервиса к мировым стандартам.

– С одной стороны, серьезные операторы рынка хорошо понимают, что для обеспечения прежнего уровня доходности необходимо концентрироваться на повышении качества обслуживания своих клиентов, – прокомментировала Екатерина Иншакова. – С другой стороны, они стоят перед необходимостью инвестировать в организацию логистических процессов на территории всей России, поскольку от этого зависит их место на рынке.

После некоторого спада спроса на услуги экспресс-доставки сейчас наблюдается стабильный рост. В современном мире, в котором сделки совершаются моментально, дистанционно подписываются договоры, а общение с клиентом происходит зачастую с помощью интернет-технологий, быстрая доставка корреспонденции и грузов особенно важна для успешного ведения бизнеса. По оценкам экспертов, скорость и соблюдение заявленных сроков доставки оставались приоритетными критериями при выборе экспресс-оператора даже в сложные кризисные времена.

У каждого своя ниша

– У каждой почтовой службы своя специфика, – считает директор филиала «СПСР-экспресс» во Владимире Виктор Тихонов. – Одна может работать быстрее, другую отличает универсальность, третья завоевывает клиента узкой специализацией в определенных секторах. Поэтому конкурентной борьбы как таковой между нами не существует: у каждого своя ниша.

Представитель филиала «СПСР-экспресс» в Нижнем Новгороде появился на территории области в 2005 году, а сама компания была основана в 2001 году. Затем открылось представительство, а в 2007году – при достижении точки безубыточности –  был создан филиал. Сейчас в нем работают 15 человек: в связи с кризисом персонал был сокращен на треть. Дол я регионального рынка услуг экспресс-доставки, приходящаяся на филиал «СПСР-экспресс», – 20%.

Филиал «СПСР-экспресс» во Владимире обладает лицензиями почтового оператора, перевозчика и еще несколькими лицензиями спецназначения. Недавно он включился в корпоративную информационную систему и теперь способен вести мониторинг каждой заявки по территории всей страны в режиме реального времени. Графики маршрутов и близость такого мощного транспортного узла, как Москва, позволяют установить единый тариф на доставку корреспонденции до каждого областного города России независимо от его удаленности. Успешно внедряется здесь и новая услуга «супер-экспресс», т.е. доставка документов и грузов «от двери до двери» на следующий рабочий день.

Во Владимирской области у филиала «СПСР-экспресс» один офис, но в крупных районных городах, таких как Муром и Ковров, есть представители.

– Клиент может прийти к нам так же, как на «Почту России», а если у него с нами заключен договор, то просто вызвать нашего курьера в удобное для него время, и его посылка будет в срок доставлена из рук в руки под паспортные данные получателя или под печать организации, – уточняет Виктор Тихонов. – Удаленность адресата значения не имеет. Это преимущество коммерческой почты.

Кроме того, компания оказывает ряд сложных по составу услуг, в том числе уникальных. Это доставка отправлений заказчику из любого населенного пункта или возможность осуществления перевозок из одного города в другой, минуя заказчика; доставка товара клиентам телемагазинов, каталожной и интернет-торговли с оплатой получателем; возврат сопроводительных документов отправителю после их подписания адресатом по результатам доставки груза.

Конкуренция во благо

Офис у компании «ДАЙМЭКС» во Владимире 1 июля исполнилось два года. Он открылся в самый благополучный период развития российской экономики, а затем прошел проверку кризисом. За это время фирма не только не сократила работников, но, напротив, увеличила штат на 33%.

Компания была основана в 1998 году в Ростове-на-Дону. Сегодня ее сеть насчитывает 60 офисов и более 400 представительств, в том числе в Беларуси, на Украине и в Казахстане.

Эта фирма в большей степени ориентирована на организацию документооборота для своих клиентов, реже – тяжелых (свыше 1 тонны) грузов. Стоимость отправления зависит от веса и точки доставки. Сегодня филиал работает стабильно, развивается и старается экономить один из самых важных ресурсов – время на подсчет региональной доли рынка. Коллеги по бизнесу определяют ее в 10%.

– Наша маркетинговая политика заключается в том, что мы не только не снизили расходы на рекламу, но в период кризиса даже увеличили их, – отмечает гендиректор компании Василий Шиповский. – Один пример: до кризиса по Владимиру курсировал один автобус с нашей рекламой, теперь их уже два.

Второй важный имиджевый момент: клиента не ограничивают временем звонка и вызова курьера. Поэтому филиал работает до позднего вечера, в том числе в субботу, и к клиенту выезжают специально обученные сотрудники-курьеры. Прибытие клиента в офис – скорее исключение, чем правило.

Сегодня своими силами фирма покрывает весь регион, два ее агента, работающие по договорам, постоянно присутствуют в Муроме и Коврове, тем не менее филиал намерен развивать сеть представительств.

Что касается заграничных отправлений, международный центр «ДАЙМЭКС» заключил партнерские соглашения с операторами международной почтовой связи.

– Ниши компаний нашей сферы деятельности сложились таким образом, чтобы укрепиться в своем секторе рынка, выделить и закрепить преимущества предлагаемых услуг, использовать свои ноу-хау в работе с клиентами, – анализирует по просьбе «Призыва» региональный рынок Василий Шиповский. – Другими словами, рынок услуг во Владимирской области развит еще недостаточно и каждая из существующих компаний найдет «своего» клиента.

Случаи недобросовестной конкуренции по отношению к «ДАЙ-МЭКС» присутствуют, но их можно пересчитать по пальцам. Генеральный директор филиала подчеркивает, что такие методы его компания принципиально не использует.

«Pony» мчится, «Pony» скачет

Компания «Pony Express» пришла на владимирский рынок 4,5 года назад и начала свою работу с организации домашнего офиса. По оценке представительства, оно контролирует до 40% областного рынка.

– Я закончил Рязанское автомобильно-инженерное военное училище, поэтому логистика мне близка, – мотивирует выбранный им вид деятельности бывший директор представительства, ныне региональный агент и интегратор Валерий Жиманов.

Представительство «Pony Express» организовало совместный с Российским земельным союзом офис. Но союз довольно быстро завершил свою деятельность, а «Pony Express» вместе с архивом Российского земельного союза, его знаменем и связями осталась.

Сегодня Валерий Жиманов передал все дела по управлению офисом компании своей сестре, а за собой оставил только самый ответственный участок – визовый центр. Но навыки логистика навели его на мысль посреднически объединить все существующие в регионе небольшие курьерские службы. Как выяснилось, их во Владимирской области порядка 20 – 25, и они оказывают услуги не только в пределах нашей страны, но и за рубежом.

– Мы располагаем наиболее полной областной курьерской базой, – говорит Валерий Жиманов. – Возим все – от документов до ювелирных изделий, отличаясь от любой инкассаторской фирмы только отсутствием оружия. Кроме того, обеспечиваем визовый сервис, доставку цветов и товаров интернет-магазинов.

Дело в том, что каждая частная компания экспресс-доставки, с которой у «Pony Express» заключен партнерский договор, выходит на рынок со своими услугами. Например, одна из них работает с банками и возвращает клиентам утерянные ключи от ячеек банка и сотовые телефоны. Другая может доставить документы в суд.

Заочное знакомство

Единственной крупной компанией в регионе, с кем отношения у «Призыва» категорически не сложились, было владимирское представительство ООО «Международная курьерская служба «DHL». Однако все коллеги по бизнесу отозвались о самой компании с уважением.

Это – одна из самых дорогих компаний в нашем сегменте, и при этом она пользуется хорошей репутацией, говорили они. «DHL» – интегратор мирового уровня, она замечательно работает за рубежом, хотя кризис по ней ударил сильнее, чем по остальным. Компании пришлось сократить часть персонала, в том числе топ-менеджеров, которые благополучно были подобраны конкурентами.

Кстати

«Почта России» акционируется

Российское правительство предложило премьер-министру Владимиру Путину акционировать «Почту России». По данным газеты «Коммерсант», акционирование государственного предприятия может занять до двух лет, а среди его акционеров появится Внешэкономбанк (ВЭБ). К таким выводам пришла межведомственная рабочая группа, которая отвечает за комплекс мероприятий по созданию Почтового банка РФ на базе «Почты России».

Авторы доклада, представленного вице-премьером Сергеем Ивановым главе правительства в начале июля, утверждают, что существующая организационно-правовая форма «Почты России» непривлекательна для инвесторов, а экономическое положение ФГУП «характеризуется убыточностью многих видов услуг». Акционирование госпредприятия позволит привлечь необходимые инвестиции.

Согласно документу, преобразование ФГУП в ОАО со стопроцентным участием государства пройдет через принятие специального федерального закона. Минкомсвязи, Минфин и Минэкономразвития уже поддержали план акционирования «Почты России».

Проект по созданию Почтового банка на базе ФГУП «Почта России» и контролируемого ВЭБ Связь-банка был одобрен в декабре 2009 года. Для реализации этого проекта был объявлен конкурс на привлечение частного банка-партнера, который получит от 25 до 50% акций в проекте. По размеру розничной сети Почтовый банк может стать крупнейшим в России, вдвое обогнав Сбербанк.

9 июля в Минкомсвязи заявили, что создание Почтового банка откладывается на неопределенный срок, поскольку предложения банков-партнеров могут не устроить «Почту России».

Федеральное унитарное предприятие «Почта России» было создано в 2002 году на базе Министерства связи. Сейчас ФГУП обслуживает более 42 тыс. отделений по всей России. К 2011 году в большей части из них планировалось открыть отделения Почтового банка.

А как у них?

Отказ от монополии избавляет государство от убытков

Несмотря на различия между подходами к реформе и реструктуризации государственной почты в разных странах, существуют общие правила, соблюдение которых определяет эффективность реструктуризации национального оператора и реформирования рынка услуг почтовой связи в целом.

Нидерланды. Первой путь серьезных преобразований избрала голландская почта, ежегодно приносившая государству несколько сотен миллионов убытков. В 1989 г. она стала акционерным обществом, преобразовавшись из государственной службы в независимую компанию, предоставляющую почтовые услуги, услуги логистики и экспресс-доставки.

В настоящее время TPG Post входит в четверку глобальных операторов, 60% ее акций котируется на бирже. Оборот голландской почты превышает 18 млрд евро в год, ей принадлежит компания TNT – международный экспресс-перевозчик, и крупнейшие операторы логистики на европейском и всемирном рынках.

Германия. Первая почтовая реформа в Западной Германии стартовала накануне объединения страны – в июле 1989 г. Именно тогда государственная компания Deutsche Bundespost была разделена на три компании с государственным участием и общественными наблюдательными советами – собственно почтовую службу (Deutsche Bundespost Postdienst), службу коммуникаций (Deutsche Bundespost Telecom) и почтовый банк (Deutsche Bundespost Postbank). Во время «второй реформы» в 1995 г. все три компании были приватизированы, сменив названия на Deutsche Post AG, Deutsche Telecom AG и Deutsche Postbank AG соответственно.

В настоящее время Deutsche Post принадлежат мировой лидер в области экспресс-доставки и логистики DHL, крупнейшая швейцарская логистическая компания Danzas и еще около 40 предприятий по всему миру, которые занимаются посылками, логистикой, предоставляют смежные услуги. До реформы убыток Deutsche Post составлял 600-700 млн евро ежегодно, сейчас она приносит около 1,5 млрд евро прибыли.

Дания. В июне 2005 г. правительство страны продало за 269 млн евро 22% акций почтовой службы инвестиционной компании CVC Capital Partners. 2,5% акций компании были выставлены для выкупа сотрудниками Почты. Дополнительные 0,5% акций вошли в мотивационный пакет руководства компании. Остальная часть компании осталась в собственности государства.

12 октября 2005 г. Почта Дании подписала соглашение о покупке 50% минус одна акция государственной компании Почта Бельгии (De Post/ La Poste). Стоимость сделки, которая вступила в силу с 1 января 2006 г., составила 300 млн евро.

Китай. В настоящее время Почта Китая – Государственное почтовое бюро, существует в виде акционерной компании полностью под контролем государства. 20 июля 2005 г. Государственный совет Китая обсудил и одобрил программу реформ почтовой системы страны. В соответствии с программой Государственное почтовое бюро будет реорганизовано и станет выполнять наблюдательные и управленческие функции. От него отделится группа компаний, которые сохранят название «Почта Китая» и займутся различными видами почтовых услуг, а создание Почтового Сберегательного банка поможет отрегулировать финансовые операции в рамках данной системы.

Ольга Романова

Просмотры: