16+

С таким автобусным сообщением впору лошадь запрягать

Жители большой деревни оказались отрезанными от «большой земли». Деревня Кондряево находится на расстоянии 12 километров от села Мошок, что в Судогодском районе. Добраться до Мошка – хоть из Владимира, хоть из Судогды – проблемы не составляет. Стоит село на муромской дорожке: почти посредине между областным центром и городом на Оке. А вот от Мошка до Кондряево заветные 12 километров можно преодолеть только на своих двоих.

На тот большак, на перекресток…

Конечно, если имеется личный транспорт – разговора нет. Но машины есть далеко не у всех селян. На отечественных авто или иномарках в Кондряево приезжают либо дачники, заполоняющие деревню летом, либо местные жители, работающие в городе. А что же делать остальным?

Остальные – это та категория людей, которым столько хвалебных речей было адресовано в минувшие майские праздники: более полусотни тружеников тыла, ветеран Великой Отечественной войны, участники локальных конфликтов и войны в Афганистане… Вот они вынуждены выкручиваться, кто во что горазд.

Слава Богу, в деревне есть три продуктовых магазина. Два из них коммерческие и один сельпо. В нем хоть и ассортимент скудный, но зато цены вполне щадящие. А вот социальные и административные учреждения – это все в Судогде: больница, собес, администрация и т.д. До них еще добраться нужно. Прежде всего – до Мошка, откуда дальше автобусы идут по расписанию.

Дюжина километров – не шутка. Старый да малый пешком не дойдут. Услуги частного перевозчика дороги – 150-200 руб. Для сравнения – раньше на автобусе этот маршрут стоил 16-17 рублей.

Да, кстати, аптек в Кондряево тоже нет. И если какой-нибудь бабушке срочно понадобится купить таблетки за три рубля, ей придется немало заплатить еще и за частный извоз. Можно, конечно, сразу затариться лекарствами, впрок. Знать бы только, чем заболеешь в следующий раз.

Скажите спасибо, что приехали!

Народ в Кондряево трудолюбивый. Здесь около трехсот домов, в которых постоянно проживают больше четырехсот жителей. Десять дворов держат коров, у многих есть свиньи. Здесь же находится СПК «Родина», где 150 голов крупного рогатого скота и 180 – молодняка. Поля засеяны зерновыми и кормовыми культурами. Жаль только, желающих заниматься сельским хозяйством все меньше и меньше. Молодежь деревня не манит. В том числе – из-за транспортных проблем.

А молодежь-то в Кондряево пока есть. Работает школа, в которой постоянно учатся 22 ребенка. Есть детский сад и фельдшерско-акушерский пункт. Но как уедет молодой человек в город учиться – пиши пропало. Многие местные жители говорят, что потеряли нить, связующую их с детьми. Не едут те на выходные. Да оно и понятно: двенадцать километров туда, двенадцать – обратно, или хлопочи насчет попутки, плати…

А ведь еще в прошлом году автобус ходил с завидной регулярностью – четыре раза в день. Тогда пассажироперевозки осуществляла компания «Бигавтотранс». Но после того, как тендер выиграл частник из Судогды, с нового года автобусы стали ходить всего два раза. В неделю. Если повезет. «Хотя бы так, – вздыхают кондряевцы. – По крайней мере, есть возможность выехать к трассе».

Новый перевозчик селян не балует. По словам местных жителей, автобусы, забирающие людей, в холодную пору часто не отапливались, приезжали с окнами, заклеенными пленкой, и даже за короткий путь до Мошка пассажиры промерзали до костей. А водители на просьбу обогреть салон, привести в порядок сиденья и даже закрыть двери во время движения нехотя бросали: «Скажите спасибо, что вообще за вами заезжаем».

В администрации Судогодского района нам рассказали, что с перевозчиком неоднократно проводились беседы, ему ставили «на вид» поведение его подопечных. Просили провести воспитательную работу с водителями.

На входе в офис предпринимателя висит расписание движения автобусов по району. Черным по белому здесь написано, когда маршрутки должны уезжать из Судогды и во сколько возвращаться обратно. Никаких сообщений о переносе рейсов и тем более извинений на доске информации нет. Да и кондукторы, отвечая на вопросы разгневанных пассажиров, признаются, что давно работают не по расписанию, а по приказу.

Сам перевозчик не скрывает, почему в Кондряево и в ряд других населенных пунктов ездить стали реже. На линию выходят всего три автобуса и две «Газели». Лишь четыре маршрута приносят прибыль, поэтому средств на ремонт техники не хватает. Убытки миллионные, а компенсировать их местные власти не могут: в бюджете нет денег.

Пуст или полон?

Почему же отдали право на осуществление транспортных перевозок столь непунктуальному предпринимателю? А потому! На последнем конкурсе он был единственным, пожелавшим принять в нем участие. И на все претензии у него куча отговорок. Иногда, надо признать, довольно резонных.

Вот, к примеру, дорога до Кондряево далека от совершенства. Зимой в декабре ее латали. Но странным образом. Клали новый горячий асфальт прямо на снег. Еще более дико выглядят отремонтированные участки, сменяющиеся залатанными отрезками асфальта. Те, кто поначалу пытался ездить до Мошка на велосипеде, признаются что это очень тяжело физически: наворачивая зигзаги вокруг ям на дороге, велосипедист проделывает чуть ли не двойной путь.

В общем, беда кондряевцам без собственных машин. А купить свое авто – проблема. Зарплата селян невысока. В среднем 3,5 – 4 тысячи рублей. В страдную пору, длящуюся не больше двух месяцев, можно получить на руки «барские деньги» – 7-8 тысяч. Но и потрудиться придется как следует не покладая рук от рассвета до заката. Да, впрочем, и на такую зарплату не разбежишься.

Однако кондряевцы – народ не только трудолюбивый, но и настырный. Стараются отстаивать свои права теми немногими способами, которыми располагают. В конце апреля они под руководством группы активистов написали письмо-обращение главе Судогодского района Александру Стародубцеву. Подписались около ста человек. Ответа ждали долго. Не найдя поддержки в родном районе, через месяц написали еще одно письмо, в областной «Белый дом». Ответ пришел быстро, но снова из Судогодской районной администрации. В нем сообщалось, что «в настоящее время обеспечить ежедневное автобусное сообщение до д. Кондряево не представляется возможным. В связи с убыточностью рейсов по маршруту «Судогда – Кондряево», отсутствием постоянного пассажиропотока произошло сокращение рейсов до д. Кондряево».

Наполняемость автобусов, действительно, не всегда была большой. Иной раз в автобусе ехали 2-3 человека. Однако в часы пик, когда люди возвращались с работы домой, транспорт был наполнен под завязку.

Но в администрации ссылаются на апрельское исследование наполняемости пассажиропотока. По словам кондряевцев, в последнее время автобус ходил нестабильно, опаздывая или опережая расписание. В итоге люди, чтобы подстраховаться, добирались своим ходом, кто во что горазд. Вот и бегал нечаянный автобус полупустым. При предыдущем перевозчике таких проблем вообще не возникало, по приходу комфортабельных автобусов можно было сверять часы.

Таксисты потирают руки

В законе прописано, что населенный пункт, находящийся на расстоянии более трех километров от основной трассы, считается удаленным. Но, к сожалению, нет такого закона, который бы строго обязывал муниципалитеты обеспечивать транспортное снабжение своих поселений. Да и наказывай – не наказывай, что толку, коли денег в казне не хватает?

Как рассказала зам. главы администрации Судогодского района Нина Медведева, проблемы возникают не от хорошей жизни. И решают власти вопросы – по возможности. На прошлой неделе в Судогодской администрации прошло совещание по поводу кондряевского автобусного сообщения. Решено заложить на следующее полугодие в бюджет района 175 тысяч рублей на покрытие убытков перевозчика.

Так что, может, проблема будет снята. Но не раньше июля. И то при удачном раскладе. Дело в том, что в июле будет проведен новый открытый аукцион по перевозке автомобильным транспортом. В том числе – по ежедневному сообщению до Кондряево. Если найдутся желающие в нем участвовать и строго выполнять условия, предъявленные конкурсантам, – считай, повезло селянам. Если же опять претендентов будет негусто, а работать они будут по принципу «как хочу, так и делаю» – копи, баба Маня, деньги на такси.

Кстати, говорят, нынешний перевозчик задумал свернуть деятельность, если компенсации убыточных рейсов не возобновятся. Придет ли кто ему на смену – вопрос. Селяне в раздумьях. А вот кто обрадовался таким слухам, так это таксисты. Они уже сейчас неплохо зарабатывают на кондряевцах и жителях других пострадавших от этой проблемы сел, у которых не хватает терпения стоять часами на остановке в ожидании общественного транспорта.

Юлия Блощененко

Просмотры: