16+

Альтернатива для карапуза

Вариативные программы дошкольного образования в нашей стране появились в начале 90-х: до этого все было просто – единая типовая программа, как и одинаковый для всех школ комплект учебников. Проблема выбора перед родителями и педагогами не стояла. Теперь, казалось бы, выбор есть, но реализовать свое право на него родителям совсем не просто.

Наверное, неправильно было бы полагать, что бурный всплеск образовательных новшеств постперестроечного времени явился лишь следствием ложно понятой свободы, когда каждый детский сад в погоне за имиджем набирал по нескольку неопробованных обучающих методик, а каждый учитель тешил свои амбиции, разрабатывая собственный авторский курс.

Государство и общество осознали необходимость преодоления тенденции единообразия и унификации образования, господствовавшей в российской образовательной системе до конца 80-х годов. Находясь в жестких условиях выживания, фактически предоставленное само себе, образовательное сообщество искало выход зачастую путем проб и ошибок. В стремлении уйти от шаблона инициативные руководители и воспитатели детских садов открывали группы, работающие по альтернативным методикам, нацеленным на индивидуальный подход и творческое развитие ребенка.

Сегодня вариативность образования по-прежнему декларируется как один из основополагающих принципов образовательной политики нашего государства, но год от года разнообразия обучающих моделей становится меньше. Во владимирских детских садах в течение последних трех лет существует устойчивая тенденция сокращения групп, реализующих вариативные образовательные методики. Порядка 85% ДОУ города Владимира работают по программе, взятой на вооружение еще в 1962 году. О том, действуют ли во владимирских ДОУ альтернативные системы обучения дошкольников и есть ли у них будущее, рассказала методист по дошкольному образованию городского информационно-методического центра Любовь Гребнева.

Даешь легкий старт!

– Любовь Евгеньевна, очевидно, что период бума новых образовательных методик остался в прошлом, существует ли сегодня тенденция возврата к единообразию в обучении дошкольников?

– Политика Министерства образования РФ в настоящее время преследует цель упорядочить образовательную деятельность. В отношении детских садов это выглядит следующим образом: ДОУ должны обеспечить равные стартовые возможности всем детям для перехода на следующую образовательную ступень, то есть подготовить их к поступлению в школу.

До последнего времени у нас не было четких требований к обучающей деятельности дошкольных образовательных учреждений. Уровень подготовки к школе выпускников различных детских садов существенно отличался, дети с трудом адаптировались как к поступлению в школу, так и к переходу в другой детский сад, кроме того, значительное количество детей вообще не посещают ДОУ.

Совсем недавно вышел приказ Министерства образования, который эти требования устанавливает. Детский сад, воспитатели не ущемляются в праве выбора той или иной образовательной программы, но так или иначе они обязаны обеспечить реализацию установленного минимума содержания образования – образовательных отраслей: «здоровье», «безопасность», «познание», «социализация», «труд», «художественное творчество», «музыка» и др.

–   И эти требования входят в противоречие с вариативными программами?

–  В определенной степени. Так, например, если в оригинальной системе Монтессори практически отсутствует такой элемент, как музыка, а в Вальдорфской педагогике нет физической культуры, воспитатели, работающие по данным программам, должны будут ввести эти элементы. Иначе они не выполнят установленных требований.

По шаблону работать проще

– Какие из вариативных образовательных программ представлены во владимирских детских садах?

–  Во Владимире около 85% детских садов работают по программе коллектива авторов под редакцией М.А. Васильевой, которая формально тоже считается вариативной. То есть из 89 ДОУ 80 реализуют данную программу. В 17 детских садах есть группы, работающие по программе «Дом радости»; в 10 – по программам «Радуга» и «Развитие». Другие вариативные программы представлены незначительно. В четырех детских садах действуют альтернативные программы зарубежной педагогики – система Монтессори (ДОУ № 7 -Загородный парк и ДОУ № 106 – п. Энергетик) и Вальдорфская педагогика (ДОУ № 35, 108).

– Почему же подавляющее число ДОУ предпочло программу Васильевой, по которой работали еще в 60-70-годы?

–  Эта программа, действительно, существует давно, но она постоянно обновляется, переиздается, причем большими тиражами. По этой программе воспитателям легче работать в том плане, что она опробована многолетней практикой и не требует дополнительного обучения на каких-либо курсах, в отличие, например, от авторских программ. Скажем, методика «Дом радости» очень востребована родителями, например, в ДОУ ¹103 увеличилось число групп, реализующих ее, уже действуют или открываются группы «Дома радости» в Суздале, Юрьев-Польском, Судогде и других городах области. Но чтобы получить лицензию на право реализации этой программы, надо пройти авторские курсы обучения, а это требует дополнительных средств. Воспитатели на свою зарплату зачастую не могут себе этого позволить.

Немалые деньги нужны и на методическое обеспечение: система Монтессори, например, предполагает дорогостоящий раздаточный материал, выполненный по специальным технологиям, – ручная работа, экологически чистые материалы, безопасные краски. А без достаточного методического обеспечения процедуры аккредитации и лицензирования детский сад не пройдет.

Свобода ребенка -принцип западной педагогики

–  Какие достоинства есть у вариативных программ по сравнению с традиционной?

– Я думаю, многие родители изъявляют желание, чтобы их ребенок занимался по той или иной вариативной программе не случайно: он и видят результат. Программа Васильевой не плохая, но в достаточной степени стандартная, предполагающая фронтальные, то есть коллективные формы занятий, а каждый ребенок индивидуален. Поэтому, например, процесс обучения по программе «Дом радости» идет более интенсивно за счет хорошо разработанной системы индивидуальных занятий.

Педагогические методики зарубежных школ, используемые во владимирских ДОУ, предполагают для ребенка больше свободы выбора и творчества по сравнению с нашими, российскими.

– Как, по-вашему, есть ли будущее у альтернативного образования дошкольников?

–  Я думаю, вариативные программы не уйдут из образования: у родителей и детей всегда должен быть выбор. К сожалению, сегодня наши родители плохо осведомлены об образовательных программах и очень часто бывают довольны у же хотя бы тем, что их ребенок посещает детский сад. Но по большому счету программа -еще не все. Главное – это воспитатель. Хороший педагог сможет достойно работать по любой программе.

Найти воспитателя с горящими глазами

Без хорошего педагога, безусловно, самая лучшая программа не достигнет своей цели, поэтому все мы хотим для своего ребенка, как в детском саду, так и в школе, действительно, педагога «с большой буквы», по призванию, а не по диплому.

Нередко родители, выбирая детский сад, ищут не программу, а именно воспитателя, которому не страшно доверить малыша. И если, несмотря на весьма скромную зарплату, достойные педагоги встречаются и в традиционных детских садах, то специалисты, работающие по альтернативным методикам, вызывают уважение вдвойне. Они не только любят детей и обладают профессионализмом – им приходится проявлять инициативу, изыскивая средства на развитие своих проектов, и выдерживать нападки критиков, результатами своей работы ежедневно доказывая, что нетрадиционные формы обучения имеют право на существование.

Точка зрения

О методиках обучения и воспитания детей рассказали воспитатели, более 10 лет реализующие альтернативные программы образования дошкольников:

Татьяна Медведева, воспитатель группы Монтессори (ДОУ № 7):

– По системе итальянского педагога Марии Монтессори я работаю 13 лет. Начинала свою деятельность, наверное, как и все, с традиционной программы. Но, пройдя обучение по альтернативной методике и опробовав ее на практике, я поняла, что она имеет немало преимуществ. Программа Васильевой жестко регламентирует деятельность ребенка, она хорошо подходит для формирования навыков коллективизма: ведь дети все делают «хором», но она не позволяет ребенку «раскрыться». Когда в нашу группу попадают дети из традиционных групп, они часто боятся высказывать свое мнение, потому что в них заложен страх совершить ошибку. Система Монтессори исключает давление на личность ребенка. Воспитатель не заставляет ребенка заниматься, а скорее подстраивается под него. Дети всегда имеют право выбирать, что хотели бы делать во время занятия: они расходятся по уголкам группы – один работает с буквами, другой берет математический материал, третий изучает форму предметов. При этом процесс познания идет интенсивнее, поскольку материал выполнен таким образом, чтобы как можно шире задействовать сенсорику ребенка – его органы чувств. Например, когда ребенок исследует буквы, он не только называет букву и видит ее на картинке, но и может потрогать (это так называемые «шершавые буквы»), обвести ее пальцем, таким образом готовясь к письму.

Марина Муратова, воспитатель группы Вальдорфской педагогики (ДОУ № 35):

– Дети отличаются от взрослых, они по-другому воспринимают окружающий мир, их физиология находится в стадии формирования. Поэтому они и учатся совсем не так, как взрослые. Если в традиционных программах ребятам сразу предлагают осмыслить то или иное понятие, то мы стараемся первоначально задействовать эмоциональную сферу, образное мышление. Как, например, изучают тему «цветы» по традиционной методике? Малышей просто ставят перед фактом, что есть полевые растения, а есть садовые, и показывают их на картинке. Я обязательно принесу детям живые цветы, дам их понюхать, потрогать, а может, и попробовать! А когда они поделятся своими впечатлениями, спрошу: почему ромашка – полевой цветок, а маргаритка – садовый. Чувствуете разницу? Мы не подносим детям знания «на блюдечке с голубой каемочкой», а ставим их в ситуацию, когда они находят для себя эти знания сами, извлекают крупицы истины из привычных, обыденных вещей.

Татьяна Гордеева

Просмотры: