16+

Зеленоглазое такси уходит из-под контроля

Удивительное дело: чем больше во Владимире фирм, предоставляющих услуги такси, тем чаще от диспетчеров клиенты слышат ответ: «Свободных машин нет». В чем же причина?

Последние 2-3 года рынок таксомоторных перевозок во Владимире развивается стремительными темпами. Таксистов много, а на дорогах они подчас ведут себя неадекватно. Что же мешает нашим таксистам работать стабильно и качественно?

Приструнить не удалось

Три года назад муниципальные власти Владимира взялись было за наведение порядка на рынке услуг таксомоторов. Тогда число аварий с участием таксистов и количество нарушений ПДД зашкаливало. Кроме того, этот сегмент рынка был в значительной степени нелегальным: слишком много развелось «бомбил».

Чиновники решили, что нужно регламентировать отношения с перевозчиками – пусть те заключают договора с администрацией. В документах власти надеялись прописать пункты, которые следует соблюдать таксистам для обеспечения качества и надежности пассажирских перевозок. На этот призыв сначала откликнулись всего с десяток предприятий. Позже список пополнился до 21 организации – это примерно 1000 машин. Сколько действительно во Владимире работает таксомоторных фирм, сказать сложно: одни говорят о 30, другие – о полусотни.

Подробное содержание договора планировалось расписать в правилах таксомоторных перевозок. С ними вышла настоящая эпопея.

Такие разные желтые номера

Напомним, в 2008-м требования к работе таксомоторов были ужесточены. Те должны были иметь отличительный знак такси (оранжевый фонарь, раскрашенный в черно-белые шашечки), надписи «Такси», «г. Владимир», знак ЮЛ, номер телефона такси.

Самое главное – наличие желтого госномера, свидетельствующего об осуществлении коммерческих перевозок. Местные власти не смутил тот факт, что федеральные законы предписывают иметь желтые номера транспортным средствам, чья вместимость больше 8 человек. Таксисты были возмущены. Причина не столько в том, что им пришлось бы заплатить госпошлину за регистрацию новых номеров (на тот момент она была всего 500 рублей), а в том, что при наличии таких номеров точно бы пришлось проходить техосмотр дважды в год.

До этой поры многие таксисты перед ежегодным техосмотром снимали отличительные знаки (фонарь и станцию) и проходили процедуру, как все легковушки. В еще больший шок таксистов повергло другое требование, которое выдвигалось по инициативе налоговиков. Это необходимость обзавестись кассовыми аппаратами: клиенту выдается чек, подтверждающий факт поездки. В противном случае нарушителям грозил штраф: юрлицам –   30-40 тысяч рублей, ИП-шникам – 1500-2000 рублей.

Помимо этого, административная ответственность «светила» таксистам за отсутствие договора с администрацией: 5 тысяч рублей – на должностных лиц и 15 тысяч – на юридических лиц. А также за нарушение порядка организации перевозок легковыми такси: на физлица –  1-2 тысячи рублей, на должностные – 5-10 тысяч рублей, на юрлица –  50 тысяч рублей. Все эти пункты возмутили таксистов, большая часть компаний, осуществлявших перевозки, регулярно опротестовывала штрафы в суде.

Некоторые организации, заключившие договор и готовые играть по правилам, все же обзавелись кассовыми аппаратами и желтыми номерами. Но необходимость в них отпала сразу же, как только в прошлом году вступили в силу федеральные правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом. В результате чего городские правила были отменены. Таксисты стали работать по федеральному нормативному документу.

– Конечно, контроль таксомоторных перевозчиков со стороны администрации необходим. Мы рассчитываем, что будет введено лицензирование на этот вид деятельности. Тогда на этом рынке наступит больший порядок, – считает зам. начальника управления промышленности и транспорта Владимир Новожилов.

В ожидании чека

Федеральные правила, регламентирующие работу, в том числе и легкового такси, оказались более лояльными, нежели прежние городские правила. Поэтому, несмотря на то, что они действуют уже больше года, дисциплины среди таксистов особо не прибавилось.

– Нам выдали визитки с фотографией и ФИО водителя. Оранжевый фонарь с шашечками у нас у каждого свой. Так и работаем, – говорит таксист Юрий Новиков.

Правила же требуют нанесения на кузов легкового такси цветографической схемы, представляющей собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке. Во Владимире у большинства таксомоторов она отсутствует. Вместо нее на половине машин наклеено название и телефон такси, как того в свое время требовало городское положение о таксомоторах.

В салоне на передней панели должно быть нанесено название такси, условия оплаты, визитка (бэйджик) водителя, а также наименование, адрес и контактные телефоны органа, контролирующего таксомоторы. Такая информация – далеко не у каждого. Многие работают в качестве частников по заказу или договору аренды, такие машины вообще не имеют характерных признаков такси, кроме антенны радиостанции. Федеральный документ разъясняет порядок выдачи чека за оказанную услугу. Выдается либо кассовый чек, либо квитанция в форме бланка строгой отчетности. На практике чаще всего на руках у клиента не остается ни того, ни другого.

Собаку – на поводок, грызуна – в коробку

Не лишним будет рассказать о ряде пунктов, по поводу которых у таксиста и человека, его вызвавшего, частенько возникают разногласия. Клиенты нередко не могут найти вызванный автомобиль. То диспетчер неправильно понял пассажира, то дал неверные указания таксисту, то сам водитель заблудился или предпочел стоять и ждать там, где ему удобно, а не там, где договаривались. В общем, нюансов множество. А результат один: клиентам приходится разыскивать машину, тратить время и нервы. Причем услуга от этого дешевле не становится. В федеральных правилах же предельно ясно написано, что диспетчер по прибытии сообщает местонахождение, госномер машины, марку и цвет кузова такси, а также фамилию, имя и отчество водителя.

Следующий момент. Часто таксисты требуют дополнительной платы за багаж. Так вот, в легковом такси разрешается провозить в качестве ручной клади вещи, которые свободно проходят через дверные проемы и не мешают смотреть в зеркало заднего вида. Кроме того, таксисты увеличивают тариф за провоз зверей, что тоже незаконно. Потому что правилами предусмотрена их поездка вместе с хозяином при выполнении ряда требований: собаки должны быть в намордниках и на поводке, птицы – в клетках с глухим дном, кошки и грызуны – в корзинках или коробках.

Почему их нет?

Наконец, почему все-таки, когда такси так нужны в район Доброго или на Нижнюю Дуброву – вечером, в будний или выходной день, их нет? Хотя стоит лишь выйти на улицу, машины стоят на стоянке.

– Частные фирмы такси работают по графику, по двое на машине, меняясь, как правило, через каждые 12 часов. В ночное время с маршрута съезжает большая часть машин, потому что заказов не так уж много, –   рассказывает водитель такси с 20-летним стажем Юрий Новиков. –   Вечером машин достаточно, но заказов еще больше. Кроме того, водителям выгоднее ехать по маршруту длиной, к примеру, один километр и получить 100 рублей, чем проехать 15 километров и получить 150 рублей.

Так что у клиентов остается два варианта: либо заказывать услугу заранее, возможно, звонить напрямую таксисту (они нередко оставляют свои визитки пассажирам), либо хитрить и сообщать диспетчеру не реальный маршрут «Дуброва – Доброе», а неопределенный, допустим, «по городу».

Кстати

Сейчас функция контроля такси фактически осталась только у ГИБДД. Во Владимире ее выполняет отдел технадзора. Его инспектора собирают архив на таксистов-нарушителей. Регулярно проводятся проверки предприятий такси на предмет соблюдения ими федеральных правил. Проверки отдельных таксистов на дороге не проводятся, только на постах и станциях техосмотра и только инспекторами отдела технадзора.

В этом году таксисты совершили во Владимире 145 ДТП и 2378 нарушений правил дорожного движения. По словам инспекторов, чаще всего они нарушают правила обгона, превышают скорость, останавливают там, где это запрещено. По этим причинам и случаются аварии. К сожалению, в отделе технадзора не так много сотрудников, на всех таксистов их явно не хватает. Отсюда и несоблюдение правил перевозки.

Анна Тумановская

Просмотры: