16+

Пластик рубль бережет

Сфера использования пластиковых банковских карт расширяется. Все больше владимирских магазинов и предприятий предлагают работникам и клиентам услугу оплаты безналичным путем. Какие нюансы при этом стоит учитывать обладателям этих карт?

Море плюсов

Фактически все пластиковые карты, выдаваемые банками, работающими на территории России, международного образца, то есть он и принимаются не только у нас, но и в большинстве стран мира. Технические и финансовые возможности банков и платежных систем позволяют проводить операции в любой валюте. На один счет можно завести несколько карт – для себя и своих близких. Это позволит контролировать расходы всех членов семьи и в то же время обеспечит доступ к деньгам.

Неоспоримое преимущество пластиковых карточек – все деньги всегда с собой. А это означает готовность к любым неожиданным и незапланированным покупкам. Плюс и в том, что отсутствует риск потери всех денег вместе с кошельком. В случае же пропажи карты достаточно позвонить в банк и заблокировать счет. Ее удобно использовать в заграничных поездках. Деньги на карте не нужно декларировать, следовательно, можно взять любую сумму, нет необходимости запасаться иностранной валютой, кроме того, за счет своего небольшого размера и веса она занимает мало места в сумке или кошельке.

Банки привлекают и разнообразием карт. Предлагают как самые обычные и простые в использовании, так и оригинальные, вплоть до индивидуального дизайна. На карточке можно разместить любимую фотографию, рисунок или графическое изображение. Крупные банки располагают моментальными или мгновенными картами. Не надо ждать по 1-2 недели на оформление, можно забрать карту в тот же или на следующий день. Наибольшей популярностью пользуются универсальные или классические карты с логотипом MasterCard и VISA. Крупные компании практикуют корпоративные карты. Владимирские филиалы предлагают и VIP-карты: золотые и платиновые. Кредитные организации уверяют, что самые надежные – чиповые карты. Они, помимо магнитной полосы, имеют чип (микропроцессор). Наличие чипа позволяет повысить степень защиты карты от подделки, несанкционированного доступа и, как следствие, снизить возможность совершения мошеннических операций и финансовых потерь.

Однако для потребителей более существенным вопросом станет выбор карт по иному признаку. Так, различают пластиковые карты дебетовые и кредитные. При использовании дебетовых карточек клиенту необходимо иметь наличность на счету. С отрицательным балансом ее использовать нельзя. В отличие от кредитных карт: с их помощью возможно потратить еще некую сумму, которую, однако, придется возвращать. Средствами на счете кредитки владеет банк. Кредитные карты активно пропагандируют банки. Так, при получении потребительского или автокредита клиентам часто вручают еще и кредитную карту на сумму 10-30 тысяч рублей. Некий бонус от банка. Вдруг пригодится, не надо собирать дополнительных документов, достаточно только ее активировать. Плюс еще весьма заманчивые условия в виде первых 30-45 дней со дня активации без взимания процентов.

Большую опасность таят карты с разрешенным овердрафтом. По характеру они представляют собой нечто среднее между дебетовыми и кредитными. С такими картами можно воспользоваться как своими доходами, так и кредитом банка. Как правило, размер кредита пропорционален 30-50% зарплаты клиента. Проблема в том, что клиент часто и не подозревает, что часть суммы, находящейся у него на карте, не его личная, а предоставлена банком в виде кредита. Обладатель карты зачастую, увидев большую, чем ожидалось, сумму, думает, что предприятие выплатило ему премию или обещанный дополнительный гонорар. И только спустя время выясняется, что деньги надо возвращать. Здесь лишь один совет – при снятии наличности стоит обращать внимание на графу «текущий» счет. Это и есть наш, заработанный счет, остальное предлагают банки.

Внимательность не помешает

По статистическим данным, в нашей стране функционируют свыше 150 млн пластиковых карт, половина из них – зарплатные. Они получили широкое распространение в силу разных причин. Во-первых, потому что они очень удобны для работодателей. Это оптимизация бухгалтерского учета, экономия времени при выдаче заработной платы, конфиденциальность информации о доходах сотрудников, что немаловажно при гибкой системе заработной платы для отдельного сотрудника. Во-вторых, это выгодно банкам. Большая клиентская база в лице сотрудников фирмы, которым можно предлагать другие банковские услуги – например, кредитные.

Так, Сбербанк предлагает сотрудникам владимирских предприятий выгодные, сниженные проценты по потребительским и автокредитам. Работники банка обзванивают всех сотрудников компании, пользующихся зарплатными картами, и сообщают о процентных ставках и условиях кредитов. Более того, на сотовые телефоны, на номера которых оформлена услуга «Мобильный банк», присылают информацию с указанием суммы, которую пользователь без труда может взять в кредит. Есть и еще одно преимущество привлечения предприятий к зарплатным картам, от которого банк всегда останется в выигрыше. Это прекрасная возможность пользоваться совершенно бесплатно чужими деньгами. Ведь очень многие сотрудники не снимают всю сумму сразу в день зарплаты, а значит, на счетах лежат «живые» деньги. Зарплата клиента становится своего рода вкладом до востребования, за который банку не надо платить проценты.

А есть и минусы

Спрашивается, почему же пластиковые карты до сих пор не стали лидерами при платежах за товары и услуги? Потому что, за исключением крупных городов, на пути у клиентов возникает масса неудобств. Первое – это неразвитость платежной инфраструктуры, то есть весьма скудное число банкоматов. Отнюдь не в каждом торговом центре или крупном магазине можно встретить нужный банкомат. Хорошо, что с любого банкомата в случае чего можно снять деньги с собственной карты, правда, не без комиссии.

Второй недостаток – это как раз наличие комиссии. Большинство банков снимают комиссию с тех карт, которые оформлены не у них, но есть и такие кредитные организации, которые даже со своих клиентов берут деньги за каждую операцию.

Третий минус – карты принимают не везде. К примеру, их не берут в эконом-магазинах, аптеках, общественном транспорте, парикмахерских. А здесь многие из нас бывают достаточно часто.

Четвертый недостаток – частые сбои в системе. Типичная ситуация, когда банкомат зависает, если в нем нет денег. Также нередко программа сбивается, когда на счете остается 500-600 рублей, и бывает проблематично снять 300-400 рублей. Кстати, пятый и шестой недостатки – это частое отсутствие денег в банкоматах и запрет на снятие всей суммы со счета. Седьмой минус – это высокий риск мошенничества, восьмой – необходимость помнить пин-код.

Во  Владимире наибольшим спросом среди населения пользуются карты трех банков: Сбербанка, «Приватбанка» и «Московского индустриального банка». Все указанные недостатки есть и у них. Замечено, что банкоматов «МИБ» достаточно много расположено в магазинах и торговых центрах, чего нельзя сказать о банкоматах «Приватбанка». Огромный плюс Сбербанка в том, что он устанавливает в торговых центрах не только обычные банкоматы, но и с возможностью оплаты коммунальных услуг. Отпадает необходимость идти в банковские отделения. «МИБ» и Сбербанк не взимают лишних комиссий, тогда как «Приватбанк» берет за каждую операцию 1% от суммы.

«МИБ» всегда спрашивает, с какого счета клиент хочет снять деньги – с текущего или, возможно, с другого, за которым кроется кредитный. А «Приватбанк» до последнего не возвращает карту, хотя все операции уже завершены: банкомат задает клиенту вопросы и выдает информацию, и пока от всех этих услуг не откажешься, карту не получишь.

Отдельно стоит сказать об оплате за товары, купленные в магазинах одежды, игрушек, бытовой техники. Во Владимире карты повсеместно принимают только в сетевых магазинах, в остальных – это редкость. Видимо, из-за того, что опыт работы и распространение карточной оплаты не так велики, порой так трудно добиться справедливости после покупки некачественного товара. Казалось бы, закон в этом вопросе однозначен. На возврат денег за приобретение товара с браком отводится всего 10 дней. Однако при безналичной оплате услуг появляется лишняя преграда. Срок поступления денег за возвращенный товар на счет держателя карты зависит от скорости прохождения информации между торговой сетью, ее банком и банком потребителя. И в банковской сфере есть вполне определенный срок возврата – до 30 дней. Так что клиенту скорее всего не удастся вытянуть из банков пени, когда они растянут процедуру возврата средств на месяц.

Анна Тумановская

Просмотры: