Счастье – взлететь в небо и вернуться на землю

Во Владимире стартовал фестиваль сверхлегкой авиации (СЛА). Наша область второй год принимает у себя участников чемпионата России по "воздушному" виду спорта.

Во Владимире стартовал фестиваль сверхлегкой авиации (СЛА). Наша область второй год принимает у себя участников чемпионата России по "воздушному" виду спорта.

В этот раз соревнования посвящены 30-летию объединенной федерации СЛА России. Вернуться с небес на землю с отличным результатом и приподнятым настроением – желание каждого любителя авиации.
Наверное, многие помнят ощущение из детства, когда летаешь во сне, и все внутри замирает от восторга и страха. Хочется взлететь еще выше, но стараешься не совершать лишних движений, чтобы не исчезли легкость и вдохновение полета. Авиаторы признаются: желание испытать именно это, ни с чем не сравнимое, волшебное чувство не во сне, а наяву и влечет их в небо.

Поиск совершенства
Сегодня путей в небо много, и каждый летательный аппарат дарит пилоту свое <чувство неба>. Но ни вертолет, ни самолет наверняка не дадут того самого, похожего на сон чувства свободного парения в воздухе. Лишь полеты на дельталете, параплане и других <летучих кораблях> сверхлегкой авиации возвращают человека в заоблачный мир детства, где фантазии становятся реальностью.
Сверхлегкая авиация – самый молодой вид спорта в России, он появился чуть больше 30 лет назад. <Сверхлегкость> для летательного аппарата – это вес до 495 кг. Поэтому к СЛА относят дельтапланы и парапланы (безмоторные аппараты) и микросамолеты, дельталеты, мотопарапланы, паралеты (моторные судна). Все виды этих воздушных машин демонстрировали на аэродроме в Семязине спортсмены и пилоты-любители.
В юбилейном фестивале приняли участие авиаторы из Москвы, Санкт-Петербурга, Иванова, Костромы, Вологды, Перми, Томска, Казани и других городов. Владимирскую область представили три экипажа дельталетов из александровского клуба <Сапсан>, муромский мотопарапланерист Владимир Бондарев и владимирец, серебряный призер чемпионата России-2007, пилот одноместного паралета Владимир Митрохин.
В нашей области поклонников неба довольно много. Любители полетов тренируются при поддержке областной федерации СЛА, владимирского областного совета РОСТО, Владимирского аэроклуба РОСТО и клуба СЛА ВЭМЗ.
А среди гостей области в первый день фестиваля одним из самых зрелищных смотрелось выступление авиаклуба <Точка отрыва> из Перми. Команда дельтапланеристов в профессиональной синей летной форме сразу привлекла внимание зрителей. Но отличие пермских летчиков от любителей было заметно не по одной экипировке и военной выправке.
– Наша команда занимается не только тренировочными полетами и катает туристов, – рассказывает <небесный капитан> Юрий Гилей. – А еще успешно справляется с заданиями поисково-спасательных служб, МЧС, прокуратуры, авиалесохраны, сельского хозяйства. Пилоты выполняют патрулирование земли с воздуха, аэрофото- и киносъемку.
Применение сверхлегких летательных аппаратов не удовольствия ради, а пользы для – это направление будущего. Пилоты уверены, что нет предела совершенству, и их работа скоро раскроет новые горизонты для многих отраслей экономики. Летательные машины станут так же незаменимы в быту, как сейчас автотранспорт. Ну а пока полеты остаются привилегией романтиков и уделом мечтателей.

Под знаком воздуха
Самый популярный среди легких аппаратов – дельтаплан. С него и начиналась в нашей стране в 70-х годах СЛА как вид спорта. Младше его на целое поколение параплан. Но дельтаплан выигрывает у новичка в скорости и дальности полета.
– Если параплан тяготеет к плавности, то дельтаплан – к стремительности, – поясняют пилоты со стажем. – Современные дельтапланы способны разлетаться до 120 км/ч, а парапланы – до 60. Каковы возможности корабля с умелым управлением? Они грандиозны! И это не преувеличение. Можно выполнять фигуры высшего пилотажа – петли, крутые виражи и штопор. Можно летать под музыку, демонстрируя воздушный фристайл. Можно вдвоем на дельтаплане-тандеме. Можно висеть на одном месте при сильном ветре или мчаться с безумной скоростью.
Превосходство дельтаплана и в остроте ощущений: летишь лицом вниз – держишься, как птица. А со стороны: это как полет бумажного самолетика – он парит и меняет направление, следуя потоку воздуха. Жаль, что дельтаплан гораздо тяжелее при транспортировке. Трудно перевозить технику до аэродрома! Поэтому обычно на дельтапланах летают либо около старта, имея возможность всегда вернуться обратно, либо на организованных соревнованиях.
Дельтаплан получил свое название по сходству горы с греческой буквой дельта в окрестностях Феодосии, где в 70-х проводились первые в истории советской СЛА полеты. Хотя есть версия, что первый дельтаплан появился еще в прошлом тысячелетии. Его изобретателем считается Леонардо да Винчи, а идею древнего летучего корабля недавно воплотили американцы. Говорят, 500-летнее изобретение художника даже превосходит современные модели по летным характеристикам. Что интересно, многие из российских дельтапланеристов и сегодня конструируют <корабли> сами, совершенствуя технику и дизайн по наитию.
Оказалось, среди участников соревнований немало талантливых инженеров, технологов, профессиональных конструкторов. Авиация для них – хобби, а стремление своими руками создать <птицу счастья> объясняется не столько чисто российской тягой к изобретательству, сколько дороговизной готовой техники.

Законы равновесия
СЛА – вид спорта заоблачный и по ценам, попасть в него может не всякий. Только участие в чемпионате России стоит 1700 рублей с человека. А сам крылатый аппарат – от 500 тысяч до 2,5 млн рублей. Причем в России эти машины почти не производят. Но у охотников за приключениями трудности только будят творческое воображение, и техническая мысль работает на полную катушку. Летчики целыми днями мастерят тележки и моторы для аппаратов в гаражах и на дачах. Проблема в другом – недоумение родных и ревность близких. Все-таки авиаспорт – увлечение экстремальное во всех смыслах.
– Мы берем только крылья для дельтапланов в Москве, – признается руководитель александровского авиаклуба Андрей Щеколдин. – Двигатели и тележки делаем сами. Крылья – самая серьезная часть аппарата, гарантия равновесия пилота, их надо покупать с умом. Опасны ли полеты? Если все рассчитаешь верно, то нет. Дельтапланы выдерживают перегрузки и легки в эксплуатации. Но нужно быть предельно внимательным. Ошибка равнозначна падению! Наверное, риск присутствует в любом деле, которое затеваешь, чтобы расширить обыденный круг интересов. Особенно, если хочешь испытать новые ощущения.
Небо – неизвестно и удивительно. Кого-то это пугает или угнетает, а нам – просто необходимо как воздух. Кому-то надо отвлечься от повседневных забот, выжечь адреналин, кто-то хочет почувствовать себя человеком-птицей, – мотивов великое множество: Конечно, приобретая возможность легко парить над землей, получаешь опасность не совсем удачно на нее вернуться. И это справедливо – это жизнь. Но, как в любой сфере, можно свести риск к минимуму, если приобрести необходимые знания и опыт, отнестись к полетам серьезно, а не как к разовому приключению.
Летать слесарь Андрей Щеколдин научился пять лет назад на курсах при МАИ. Но сначала полетами его увлек сосед по даче в деревне Комшилово Александровского района, инженер-конструктор Рудольф Салтыков. Он строит воздушные машины и летает уже 20 лет. Позже к группе присоединились молодой бизнесмен Илья Орлов и парашютист Александр Воробьев. На чемпионате России комшиловский авиаклуб выступает уже второй раз.
– Цена вопроса и курсы вождения – на самом деле не препятствие к полету, – говорят пилоты. – Но одно дело – летать в поле за деревней, а другое – организованные вылеты. Трудно добиться официального разрешения, многие <воздушные> законы устарели. Пора править кодекс и само отношение к авиаторам:
Даже в Семязине в первый день фестиваля разрешение на полеты спортсмены не получили. Пришлось отложить старт на завтра.

И легкость в мыслях необыкновенная
В ходе чемпионата конкурсантам надо будет исполнить особую программу. Пролететь выше и быстрее всех и вернуться на место старта, покорить ломаный маршрут, сбросить груз точно в цель.
– Такие полеты требуют от спортсмена знаний навигации, личной интуиции, выносливости и выдержки, – считает председатель областной федерации СЛА Ирина Ефремова. – Летные соревнования азартны и высокоинтеллектуальны, пилоты решают в полете множество задач. Надо верно выбрать время старта, найти восходящий поток, чтобы набрать высоту, и в течение полета надо все время искать такие потоки, перелетая от одного к другому, преодолевая маршрут километр за километром. Суть в том, что воздух прозрачен, и потоки можно найти лишь по косвенным признакам.
Во время полета от пилота требуется необычайная наблюдательность, способность к быстрому анализу, раскрываются скрытые резервы организма. Летчик просчитывает каждую минуту полета, как шахматист, десятки вариантов. Одна ошибка – и пропустил соперников вперед, еще одна – и уже надо искать площадку для вынужденного приземления. Послушать пилотов в конце летного дня – можно вообразить, что к облакам, воздушным потокам и дельтапланам они относятся как к живым существам.
Дельтапланеризм очень демократичен – им занимаются мужчины и женщины, люди любого возраста, от старшеклассников до пенсионеров. Он доступен людям разного достатка – бизнесмен может купить <корабль> за миллион, а студенту под силу построить аппарат с приятелями в местном дельтаклубе. Главное – опытный инструктор и надежный дельтаплан. Летчики утверждают, что любой здравомыслящий человек способен овладеть искусством парящего полета.
Говорят, первый шок от неба – это глубокое чувство тишины. В высоте совсем не слышно привычных звуков земли. Это словно другое измерение, отрешение от суеты, погружение в душевную невесомость. Те, кто пришел в авиаклуб и испытал желанное с детства ощущение полета, преодолел свою <точку отрыва>, заболевает небом на всю жизнь.
– У нас остаются только ненормальные, – смеется Андрей Щеколдин. – Одержимые чувством пространства, готовые летать до самозабвения, растворяясь в облаках, сливаясь с ветром. В гармонии с землей, небом, с самим собой.

Елена ПЕВЦОВА
Фото автора

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике