Школа выживания

ОБРАЗОВАНИЕ - Наша главная цель - научить детей самостоятельно жить, ухаживать за собой, готовить, - говорит директор Лухтоновской специальной коррекционной школы-интерната (Судогодский район), обладательница знака "Лучшие люди России"...

– Наша главная цель – научить детей самостоятельно жить, ухаживать за собой, готовить, – говорит директор Лухтоновской специальной коррекционной школы-интерната (Судогодский район), обладательница знака "Лучшие люди России" и ордена "За заслуги перед Отечеством" 2-й степени, Людмила Тихонова. Детей в этой школе учат пользоваться бытовыми приборами, заполнять квитанции и правильно тратить деньги.

Первый раз в первый класс

Лухтоновская школа-интернат – особое учебное заведение. Здесь учатся сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Все ребята – с отклонениями в умственном и физическом развитии.
Сегодня в интернате учатся и живут 66 таких детей от 8 до 18 лет. Из них настоящих сирот всего 24 человечка, остальные – ребятишки, чьи родители лишены прав на ребенка.
В этом году поздравить детей с началом учебного года приехал губернатор Владимирской области Николай Виноградов. Для него в подарок ребята нарисовали картину, подготовили концерт. А губернатор в ответ подарил школе набор развивающих фильмов, а каждому ребенку – сладости и письменные принадлежности.
Больше всего празднику радовались первоклашки. В этом году в 1 класс здесь отправились 5 человек. Всего за два дня до 1 сентября Дениса Силакова, Женю Колесова, Гулю Мамбетову, Сережу Грушевского и Руслана Денисова привезли из Юрьев-Польского детского дома. Учиться и жить они здесь будут до 9 класса.
– Адаптация ребят проходит медленно. Оно и понятно. Здесь все по-другому. В детском доме они что хотели, то и делали, – говорит учительница начальных классов Надежда Смирнова.
В интернате все по-взрослому: уроки, работа на приусадебном участке, занятия в кружках. В выходной день, в воскресенье, (в школе – шестидневка), ребята ходят в походы, ездят на экскурсии. В 9-м классе ученики проходят профориентацию, выбирают будущую специальность.

Школа мастеров

Юра Панкратов в нынешнем году поступил в вязниковское училище №48 на столяра-плотника. Но 1 сентября он встречал в Лухтоново. Света Буланкина и Ира Шиганова – ученицы 9 класса. В следующем году у них начнется новая жизнь. За год многое надо успеть. Девчонки говорят, что уезжать никуда не хотят:
– Люди тут добрые: и воспитатели, и учителя. Мы никогда не забудем школу, подарившую нам столько тепла. А поступать учиться будем на повара.
Все девочки в школе очень хорошо готовят. Их обучают этому специально, готовят к поступлению в училище и, что самое важное, – к жизни.
– Поступают ребята из нашей школы в учебные заведения Вязников, Бавлен, Мурома. Кому что по душе: идут на строительные специальности, на поваров, швей, – рассказывает "Призыву" учитель математики, классный руководитель 9 класса Надежда Никитина.
Для таких школ, как Лухтоновская, разработано 12 профессиональных программ. Здесь реализуются некоторые из них – лозоплетение, швейное, обувное дело, овощеводство, столярное ремесло.
Владимир Кольпиков обучает ребят обувному делу. Сам мастер-самоучка, он готовит детей к взрослой жизни. Ведь им многое надо будет делать самим.
Каждый класс и спальня уютны и неповторимы. Дети сами клеят обои, красят стены. Вместе с учителем труда настилают линолеум. На стенах – рисунки, вышивки, аппликации, сделанные ребятами. Шторки, сшитые девочками, висят на карнизах, изготовленных мальчишками в столярной мастерской.
Все без исключения, начиная с 1 класса, работают в подсобном хозяйстве. Старшеклассники – по 4-5 часов в день. На территории школы-интерната – несколько десятков гектаров земли. Здесь и свои очистные, и водокачки, подстанции, котельная, банно-прачечный блок, свинокомплекс, овощехранилище. Все, что нужно для такой большой семьи.
– Свежая капуста хранится у нас до марта. Кроме нее, всю зиму дети едят выращенные своими руками картошку, лук, чеснок, – говорит Людмила Павловна. – Квашеную капусту и соленые огурцы заготавливаем на всю зиму. Молоко берем два раза в неделю на Судогодском молокозаводе.

Учителей здесь называют "мама"

Преподавательский коллектив в Лухтоновской школе – 35 человек. Преподаватели большей частью молодые. Многие ребята называют их мамами. Благодаря самоотверженности работающих здесь людей, дети получают хорошую социальную и трудовую реабилитацию. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа коррекции и развития. В числе методов психологической разгрузки – пескотерапия.
Очень любят лухтоновские дети читать. Старшие – периодику, младшие – стихи. В качестве обязательной программы – внеклассное чтение.
Вообще, лечение искусством – одно из главных направлений лухтоновской педагогики. Гордость школы-интерната – театрально-хореографическая студия. В репертуаре артистов – русские песни и шуточные сценки из сельской жизни, танцевальные номера. А костюмам может позавидовать любой театр. Все платья, головные уборы, веера шьются в собственном ателье. Одна проблема – зимой уж очень холодно в корпусах. Своей газовой котельной у интерната нет.
В результате коррекционной работы с 1982 года с 48 ребят сняли страшные диагнозы в умственном развитии. К примеру, Женя К., один из выпускников интерната, окончил с красным дипломом Покровский педагогический колледж и сейчас учится во Владимирском педуниверситете. Еще один ученик, Денис В., окончил
сельскохозяйственный хозколледж.

А родные приезжают редко

К сожалению, родственники детей к ним сюда приезжают редко. Забирают ребятишек домой еще реже. Аня, маму которой лишили родительских прав, говорила ей:
– Мама, не пей, пожалуйста, а то меня тебе не отдадут!
Но мама так и не смогла вылечиться. Скоро Аня уедет в Америку, там у нее будет новая семья. Кроме Ани, в США уже уехали 5 лухтоновских детей, еще пятеро – в Италию. Восемь ребят живет во Франции с новыми родителями.

Сначала о детях заботятся, а потом они никому не нужны

К сожалению, педагоги школы не могут решить главнейшую проблему своих воспитанников – дети после окончания школы и училища часто оказываются невостребованными.
И не потому, что они ничего не умеют делать. Просто мало кому из работодателей хочется брать на работу таких работников. Поневоле вспомнишь, что во многих странах мира фирмам, взявшим на работу человека с ограниченными возможностями, гарантированы послабление в налогах и прочие льготы. У нас же остается надеяться на благосклонность работодателей.
Мечтают педагоги и о том, чтобы над интернатом взяла шефство одна из воинских частей области. Мужских рук на хуторе не хватает.
Еще одна из ближайших задач директора школы – восстановить дом – бывшую усадьбу помещика Дубенского. Корпуса учебного заведения раньше располагались именно там. Здание с колоннами давно обветшало, но педагоги надеются, что скоро там разместятся актовый зал, комната психологов, культурно-реабилитационный центр.

Наталья ШАПОШНИКОВА.
Фото автора.
д. Лухтоново,
Судогодский район.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике