Национальные проекты в социальной сфере, озвученные президентом страны, наделали в обществе немало шума. Слишком многое обещано разным категориям граждан, в том числе учителям.

Изменений в сфере образования учительское сообщество буквально ждет – не дождется. В октябре "Призыв" публиковал интервью с директором областного Департамента образования Михаилом Корешковым. В нем Михаил Викторович подробно разъяснял суть преобразований. Но тогда не были до конца известны механизмы действия нового проекта. Сейчас многое прояснилось.

Деньги получат школы, учителя и талантливая молодежь

Важно понять, что национальный проект "Образование" и выплаты, которые он предполагает, – это не замена бюджетному финансированию. Нововведения призваны укрепить "слабые места" в сфере образования, главное из которых – недостаток денежных средств в школах и учительских карманах.
Однако проект предполагает не только повышение зарплаты и выделения грантов. Он будет реализован в нескольких направлениях:
– Информатизация образования – оснащение школ компьютерными классами и предоставление им выхода в Интернет. В 2006 году 20 тысяч российских школ будут обеспечены компьютерной техникой. Во Владимире ситуация с компьютеризацией школ лучше, чем в среднем по России. Тем не менее отстающие школы есть – в будущем году они догонят своих "коллег".
– Поддержка инициативной и талантливой молодежи. Государство выделит несколько тысяч грантов, предназначенных для студентов, молодых ученых и изобретателей, победителей всероссийских и международных олимпиад. Уже в январе в стране будет создана специальная комиссия, которая отберет молодежь, достойную грантов. Для облегчения отбора организуется постоянно обновляющаяся база данных со сведениями о юных дарованиях. В нее войдут около 50 тысяч человек.
– Материальные вложения в университеты и школы. За 2006 год около 30 вузов и 6 тысяч школ России получат гранты в размере 1 миллиона рублей. Подчеркнем, что это касается только высших учебных заведений и общеобразовательных школ. Ни ПТУ, ни СУЗы, ни учреждения дополнительного образования претендовать на грант не могут.
– Поощрение лучших учителей. 10 тысяч лучших педагогов страны получат грант в размере 100 тысяч рублей каждый. Речь идет только о педагогах общеобразовательных школ.
– Повышение качества воспитательной работы через повышение оплаты за классное руководство в размере 1 тысячи рублей.
– Развитие системы профессиональной подготовки в армии, то есть создание нечто вроде профессиональных училищ в Вооруженных Силах.

Сколько добавят классным

Самая животрепещущая тема, безусловно, это денежные выплаты учителям.
– Прояснились критерии выдачи 1 тысячи рублей за классное руководство, – говорит директор областного Департамента образования Михаил Корешков. – Ее получат городские классруки, у которых не менее 25 человек в классе, и сельские, у которых в классе не менее 14 человек. Учителя, в чьих классах меньше детей, будут получать и меньше денег, то есть доплата будет прямо пропорциональна наполняемости класса. У некоторых учителей она составит, например, 700-900 рублей.
Будет ли отменена существующая сейчас доплата за классное руководство – однозначно сказать нельзя. Владимирские чиновники от образования ответить на этот вопрос сегодня не могут. Но поскольку все доплаты по национальному проекту идут уже сверх имеющегося финансирования и правительством рекомендовано не снижать уже имеющиеся надбавки, есть шанс получить 1 000 рублей дополнительно. Выплачивать ее будут предположительно раз в квартал.
Если же 1000 рублей просто заменит нынешнюю надбавку за классное руководство, то реальное увеличение зарплаты будет ниже. Сейчас классруки дополнительно получают 20% от ставки – в среднем 400-540 рублей. За вычетом налогов прибавка составит 2-3 сотни, а не 1000.

Главное – правильно выбрать лучших

Чтобы участвовать в конкурсе на получение гранта в 1 миллион рублей, школа должна соответствовать некоторым формальным показателям.
– Это прежде всего юридическая самостоятельность школы, высокие качественные показатели, социальные показатели – отсутствие в школе правонарушений, в том числе со стороны учеников, материальные показатели – наличие компьютеров и выхода в Интернет. Школы, соответствующие этим критериям, будут участвовать в конкурсе на приобретение гранта, – объясняет Михаил Корешков.
Непосредственно на конкурс школа должна будет представить проект инновационного развития. Выигранный миллион и пойдет на реализацию этого проекта.
В выборе лучших учителей прежде всего будут участвовать педагогическое сообщество и независимые эксперты.
– Критерии отбора лучших школ и учителей – очень больной вопрос, – говорит Михаил Викторович. – К 1 января во Владимире будет создан общественный институт, который и будет отбирать лучших. В него войдут и некоторые чиновники, и педагоги, и представители науки, и даже журналисты. Это должно будет обеспечить максимальную объективность.
Пока неизвестна квота – сколько грантов для школ и учителей будет выделено на Владимирскую область? По предположениям Михаила Викторовича, несколько десятков. Неизвестно, будут ли вычитаться налоги.
– Вопрос интересный, – улыбается Михаил Викторович. – Мы настаивали на том, чтобы к учителям гранты доставались в полном размере. Раз обещали 100 тысяч рублей – дайте 100 тысяч, а не 80 или 90.

Корректно ли сравнивать?

Наша попытка выяснить отношение учителей к нововведениям оказалась не совсем удачной. В школах не знают подробностей проекта, хотя до 1 января остались считанные дни.
Вот мнение директора владимирской школы N7 Светланы Жуковой:
– Повышение за классное руководство незначительное, учительских проблем оно не решает, несмотря на то, что об этом очень громко говорят. Тем более, что касается оно не всех учителей – например, в нашей школе классруков только половина от общего числа педагогов.
Что касается лучших учителей. Как можно их справедливо выбрать? Какие критерии здесь будут работать? Сравнение зачастую бывает очень некорректное. Как можно сравнивать, например, результаты работы учителя обычной школы и гимназии (которые тоже по статусу являются общеобразовательными учреждениями), если у этих учителей изначально в классе разные дети? В гимназию отбирают сильнейших детишек, а в школу приходят все без отбора. Ясно, что показатели здесь будут неравные, но это же не значит, что учитель обычной школы хуже.
То же самое касается школ. Что делать нам, если наша школа находится в неблагополучном районе, и мы учим ребят из неблагополучных и неполных семей? Мы не попадаем в конкурс даже изначально по формальным признакам. Не получится ли так, что гранты получат наиболее благополучные школы, а те, которым действительно нужна помощь, так и останутся чахнуть?
На мой взгляд, единственный способ материально помочь учителям – приравнять их к госслужащим. Педагоги работают на государство. Только в этом случае зарплата у нас росла бы автоматически и более ощутимо. А эти меры "точечные" и кардинально ничего не меняют.

Евгения ЦВЕТКОВА.
г. Владимир.

ЦИФРА НОМЕРА
100 тысяч рублей получат десятки владимирских учителей уже осенью 2006 года.

народный опрос "Призыва"
Какой должна быть зарплата педагогов?

Анатолий Иванович, пенсионер:
– Зарплату учителям надо повысить хотя бы до 15 тысяч рублей. От предмета обучения зарплата не должна зависеть. Платить надо за благородный, но неблагодарный труд, к тому же очень тяжелый.

Леша, учащийся 6-го училища:
– Учителя с нами мучаются, мы это сами понимаем, им надо платить хотя бы по 10 тысяч. Чем больше будут платить, тем лучше нас будут учить.

Любовь Александровна, рабочая "Автоприбора":
– Добавить зарплату учителям обязательно надо, обучая детей, они готовят будущее нашей страны. Дифференцировать зарплату не следует, труд любого учителя всегда очень сложный.

Настя, сотрудник проектного института:
– Работа учителя не сопоставима ни с какой другой. За их труд платить надо намного больше, чем сейчас платят. Детей учить – это очень сложно.

Опрашивал Владимир СОПУНОВ.
Фото Натальи ШАПОШНИКОВОЙ.
г. Владимир.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике