Готовы ли мы к реформе ЖКХ?

ОТКРЫТАЯ ТРИБУНА Наш корреспондент беседует с начальником МУП ЖРЭП-7 Владимира Сергеем Черновым

Слово губернатора много значит

– Сергей Александрович, недавно губернатор Николай Виноградов сказал, что наше ЖКХ развалилось не потому, что там люди работать не умеют, а потому, что все бремя затрат было переложено на них. ЖЭУ оказались в долгах, как в шелках. Насколько важна для вас эта оценка сейчас, когда собственники помещений в многоквартирных домах должны выбрать форму управления?
– Очень важна. Многие квартиросъемщики уверены, что средств на ремонт жилья не хватает потому, что они тратятся неэффективно. Отсюда – неуважение к работникам нашей отрасли: плотникам, слесарям, дворникам. Порой людям кажется, что штаты жилконтор раздуты. На самом деле в системе жесткая экономия средств. Например, в нашей организации при нормативе 550 человек работают 360. При этом зарплата работника в среднем составляет 3 тысячи рублей в месяц.

Мы понимаем, что наша отрасль – не просто отрасль экономики, но и сфера жизнеобеспечения. Мы обеспечиваем теплом и водой 24 тысячи человек. Этим все сказано. Я искренне благодарен тем людям, с которыми я работаю. Им можно доверять любое ответственное дело. Они не подведут.

Люди нам доверяют

– Разделяют ли ваше мнение жители? Если они уверены в жилконторе, то не будут искать другую управляющую компанию. Впрочем, они могут создать ТСЖ или принять управление домами на себя. Какую из трех форм управления по новому Жилищному кодексу люди предпочитают?
– Первый и второй этапы проведения общих собраний собственников показывают, что большинство доверяет обслуживание своего жилья и в дальнейшем нам. Из 216 домов сегодня жители 144-х выбрали МУП ЖРЭП-7 управляющей компанией. Два дома выбрали ТСЖ, но до настоящего времени решение не реализовано. В 14 домах собственники не пришли ни к какому решению. По остальным идет сбор бланков решений и подсчет данных.
– Проголосовав, жители все проблемы с себя сняли?
– Накопившиеся проблемы в один день не исчезнут, их решение требует времени и средств. Десятки лет ЖКХ финансировалось по остаточному принципу. Сегодня накопились большие проблемы. Изношенность жилфонда у нас составляет 60%. Более 85% домов находится в эксплуатации более 30 лет, и не все они прошли капремонт. Из-за этого – повышенная аварийность жилфонда, вызывающая справедливые нарекания жителей.
– А теперь этот непроведенный в свое время ремонт жители должны будут оплатить из собственных средств?
– Жилищный кодекс с 1 января 2006 года предусматривает, что в структуру платежей собственника жилого помещения входят отчисления на капремонт общего имущества дома. Речь идет о больших суммах. К этим расходам людям надо быть готовыми.

Кто посчитал?

– И опять пойдут разговоры, что ЖКХ все мало. Что отрасль опять вздувает тарифы. И поди, мол, их проверь…
– Такие разговоры со временем должны прекратиться. Во-первых, тарифы на техобслуживание будут устанавливаться собственниками с учетом предложений управляющей компании, и никто не вправе взять с жильцов больше, чем определено. В домах, не выбравших способ управления, тарифы назначат местные власти.
Мы сейчас проводим собрания с жильцами, объясняем положения нового ЖК. Рассказываем, что собственники теперь вправе сами управлять своим домом, выбирать исполнителей для коммунального обслуживания.
– Почему большинство жильцов предпочитают ничего не менять?
– Собственники не готовы еще к управлению собственными домами. В заочном голосовании по вопросу, готовы ли они заложить расходы в 2,6 руб. с кв. м. на капремонт в ежемесячные платежи, собственники 74 домов ответили – не согласны. Но в таком случае, как привести в порядок разрушенное хозяйство? Бесплатно ни трубы, ни кровельное железо никто нам не отпустит.
– Но, возможно, вами завышен тариф?
– Нет. Я вам это объясню на примерах. Возьмем дом №39 на улице Диктора Левитана. Мы запланировали отремонтировать на нем кровлю. Это обойдется примерно в 700 тысяч рублей. Если мы по названному тарифу – 2,6 рубля – будем собирать деньги на крышу, нам потребуется целых 5 лет. Это без учета того, что стройматериалы год от года дорожают.

Такая же ситуация в доме №26 по проспекту Ленина. Здесь с учетом тарифа нужная сумма на замену кровли накопится только через 5,6 года.
– А если нужно произвести ремонт лифта?
– Такая работа нами запланирована в доме №21 по проспекту Строителей. Квартир там немного. Чтобы собрать требуемые 80 тысяч рублей с учетом сбора в 2,6 рубля, нам потребуется 1,6 года.
И так по каждому объекту, включенному в предварительную программу капремонта на 2006 год. Чтобы выполнить эту программу, подрядным организациям нужно заплатить аванс 30% и в течение месяца после окончания работ – оставшуюся сумму. Где взять деньги, если даже при принятии тарифа на капитальный ремонт мы будем их собирать более 5 лет?

Не исключаю, что муниципалитет может часть расходов взять на себя. В частности, об этом в интервью вашей газете говорил мэр города Владимира Александр Рыбаков. Он отметил, что дома, построенные в 60-е годы, сегодня в неудовлетворительном состоянии. И жители, которые приватизировали в них квартиры (в основном, это пенсионеры), не сумеют вынести на своих плечах затраты на обслуживание жилья.

Но мэр подчеркнул, что при сегодняшней законодательной базе мэрия не имеет права выделять из бюджета средства на оплату этих расходов, кроме расходов на содержание муниципальной доли.

Какой будет найден выход из ситуации, сказать трудно. Администрация Владимира, жилищные предприятия усиленно работают в этом направлении, готовят предложения для горсовета. Думаю, собственникам не стоит ждать манны небесной, необходимо самим проявлять инициативу.

Отрасль проблемная, но не убыточная

– Что бы вы могли сказать в утешение жильцам, которые в очередной раз должны "понять и потерпеть"? Можно ли говорить, что 100-процентная оплата коммунальных услуг окажется владимирцам по карману?
– Я знаю все проблемы отрасли, из которых на поверхности только десятая часть. Это и расчеты за энергоресурсы, проблема с невозмещением убытков прошлых лет, неполное возмещение за предоставленные льготы и другое.
Дай Бог нам их разрешить как можно быстрее. А жителям важно понять, что решение всех жилищных проблем – стабильная прибыльная организация.

Я в этом уверен. У меня был опыт такой работы во Владимире в организации, которая стала получать прибыль. Совместно с председателями КТОСов решались многие вопросы коммунального обслуживания и благоустройства. Люди это заметили.

Отрасль может быть прибыльной при грамотной тарифной политике и экономии средств. Но о сетях я не случайно заговорил. Сегодня на пути к квартирам из-за утечек и отсутствия изоляции коммуникаций теряется большое количество теплоносителя. Это завышает стоимость фактически потребляемых услуг.
– От чего бы вы хотели предостеречь жильцов?
– Если собственниками помещений способ управления домом не выбран или решение о выборе формы управления не реализовано, орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации. Именно с ней собственники будут обязаны заключить договор на предложенных условиях. На это многие и надеются по привычке. Мол, придут и решат за них.
– А в чем здесь опасность?
– Рынок обслуживания жилья еще не сложился. Кроме муниципальных жилищных предприятий серьезных организаций, имеющих опыт управления большим жилым фондом, нет.

Участие в конкурсах на выполнение различных работ по ремонту и обслуживанию жилищного фонда зачастую принимают фирмы-однодневки с минимальным уставным фондом, нулевым бухгалтерским балансом, отсутствием лицензий, резерва денег и штата опытных сотрудников.

Вряд ли кто-то хочет превратить свое жилище в экспериментальную площадку, где на собственных ошибках будет проходить становление новоиспеченной конторы. Что, если дом прекратят обслуживать в разгар подготовки оборудования к пуску отопления или при аварии? Ведь личным имуществом по долгам такого предприятия учредитель ответственности не несет. Значит, хозяева останутся наедине со своими проблемами на неопределенное время.
– А ЖРЭП – муниципальное учреждение – такого себе позволить не может?
– Конечно. Жилищное предприятие, будучи стабильной структурой, заинтересовано в сохранении и развитии достигнутых производственных показателей. Готово к диалогу с собственниками многоквартирных домов по расчету тарифа на техническое обслуживание, идя по пути не только его повышения, но в ряде случаев и снижения.
Во Владимире в 2006 году, по результатам конкурса, планируется создать единый расчетно-кассовый центр. Перечисления по квартплате от жителей каждого дома будут аккумулироваться на отдельных субсчетах. По аналогии с системой финансирования ТСЖ, поступившие деньги будут расходоваться исключительно на ремонт и содержание конкретного дома в объемах реально полученных сумм. У каждого собственника будет возможность проверить целевое использование поступивших денег управляющей организацией из отчетных данных.

Людям пора понять, что выбор формы управления домом важен прежде всего для них самих. Я обращаюсь к землякам: не будьте пассивными, вникайте в процесс, участвуйте в собраниях, выбирайте правильную, на ваш взгляд, форму управления домом.

На собрании важно соблюсти необходимые процедурные требования, чтобы решение его было правомочным. Ряд собственников представили протоколы общих собраний, где управляющей компанией выбрано наше предприятие. Но их, к сожалению, нельзя признать правомочными из-за процедурных ошибок. Такой серьезный вопрос лучше доверять профессионалам. Голосование продолжается, до 15 декабря ждем ваших решений.

Беседовала Светлана АЛЕКСАНДРОВА.
Фото Рудольфа НОВИКОВА.
г.Владимир.

ЦИФРА НОМЕРА
85% домов, обслуживаемых владимирским ЖРЭП-7, находится в эксплуатации более 30 лет.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике