из первых уст

Привыкайте к новым словам: ЕГЭ и ГИФО

После публикации в нашей газете интервью с министром образования России Владимиром Филипповым ("Призыв" от 26 декабря 2002 года) редакция получила много откликов. Читатели просят рассказать подробнее о том, что ждет выпускников школ в связи со скорым введением Единого госэкзамена (ЕГЭ). Часто спрашивают нас также и о ГИФО – государственных именных финансовых обязательствах. Наиболее часто встречающиеся вопросы наш корреспондент задал первому замминистра образования Виктору Болотову и замминистра Александру Киселеву.

ДЕНЕЖКА

Согласно опросу, проведенному Минобром совместно с Высшей школой бизнеса, расходы жителей России на высшее образование для своих детей в 2,5 раза превышают расходы на другие дорогостоящие покупки.

80 процентов россиян считают, что поступление в вуз сопряжено с огромными затратами, но только 17 процентов респондентов не согласны их нести.

Более трети россиян платят до $500 в год за обучение детей в вузах, а 8 процентов семей – более тысячи долларов. Для большинства людей это огромные деньги.

Около 10 процентов россиян вынуждены продавать квартиры, машины и другое имущество, чтобы оплатить детям высшее образование.

– Владимирская область пока что не работает с ЕГЭ. Но со временем к нему придет и она. Расскажите подробнее о том, что такое ЕГЭ? (Виктор Самоедов, г.Владимир).

Виктор Болотов: – Главными принципами Единого госэкзамена являются независимость, объективность и стандартизация. ЕГЭ принимается независимой от учителей школы комиссией. Экзамен сдается по единой для всех выпускников школ страны процедуре, имеет единые экзаменационные задания. В 2003 году сдавать ЕГЭ будут 600-700 тысяч выпускников в 48 регионах России. Результаты ЕГЭ будут засчитывать в качестве вступительных экзаменов 260 вузов России.

Александр Киселев: – Многим семьям просто не под силу дать своему ребенку высшее образование. С введением ЕГЭ абитуриенту не надо будет ехать, скажем, с Дальнего Востока в Москву, что само по себе очень дорого. Сдал экзамен, разослал его результаты в те вузы, в которые хотел бы поступить, и жди ответа. Потом, в зависимости от набранных баллов, выбирай себе вуз из тех, которые готовы тебя принять.

Кроме того, усложнится жизнь "репетиторов", которые за деньги не столько готовят по предмету, сколько обеспечивают протекцию при поступлении в вузы. По нашим подсчетам, введение ЕГЭ сократит расходы при поступлении в вуз на 10-15 процентов.

– Слышали, что по результатам сдачи ЕГЭ в некоторых регионах страны государство уже начало финансово помогать студентам. Так ли это? (Семья Селивановых, г.Муром).

Александр Киселев: – Да, это так. В республиках Марий Эл, Чувашии и в Иркутской области (всего в 6 вузах) мы проводили эксперимент. Он заключался в том, что выпускники школ по результатам сдачи ЕГЭ получали государственные именные финансовые обязательства (ГИФО) для оплаты обучения в этих вузах.

Как это происходило на практике? Выпускник сдавал ЕГЭ и мог сам рассчитать ГИФО. Он выбирал три предмета, конкурсные для данных вуза и специальности, суммировал полученные баллы и делил их на 3. Получался средний балл. Бюджет предоставлял выпускникам ГИФО по следующей схеме:

Те выпускники, которые набирали менее 35 баллов, ГИФО не получали. Но суммы, приведенные в таблице, еще не все. Каждый получал до 8 тысяч рублей по другим статьям бюджета.

Со временем повсеместное внедрение ГИФО приведет к тому, что с их помощью будет учиться половина всех студентов. И вузам небезразлично, кто составит эту половину. Вузы крайне заинтересованы в том, чтобы у них было как можно больше толковых и талантливых студентов.

– Говорят, что сдача ЕГЭ приведет к уменьшению коррупции в школах и вузах. Так ли это? Не встречает ли Минобр сопротивления со стороны педагогов? (Анна Симонова, г.Владимир)

Виктор Болотов: – ЕГЭ как метод борьбы с коррупцией – это, конечно, важный, но главным образом управленческий аспект. Нам важнее другое. Посмотрите на нынешние традиционные выпускные и вступительные экзамены с точки зрения ребенка. Это двойной стресс для детей и родителей.

ЕГЭ, если не пугать им учителя, повысит объективность оценки работы педагога. Кстати, учителя уже сейчас переживают, что по итогам ЕГЭ администрация школ будет лишать их категорий. Позиция Минобра и местных органов образования – не использовать результаты ЕГЭ при аттестации учителей.

Волнуются элитные школы. ЕГЭ показывает, что в целом ряде случаев их репутация, а значит, и цены за обучение – дутые. Но мы также не рекомендуем использовать результаты ЕГЭ при аттестации школ. Волнуются вузы. Они считают, что прием по результатам ЕГЭ нивелирует абитуриентов и отсечет суперталантливых ребят. Мы считаем, что сдача ЕГЭ на 100 баллов – уже подвиг, посильный 0,1% школьников. Нынешняя школьная "пятерка" соответствует 70-75 баллам ЕГЭ. Таких ребят надо брать сразу. Плюс к этому резко расширяем возможности вузов по зачислению по итогам региональных предметных олимпиад.

Еще вузы беспокоятся, что падает престиж золотых и серебряных медалей. Медали останутся, но как моральное поощрение. Но они будут ликвидированы как льгота при поступлении в вуз. Так что нынешние восьмиклассники и их родители уже могут не безумствовать на предмет добывания медали любой ценой. Как говорили в моем студенчестве, лучше иметь красную морду в синем дипломе, чем синюю морду – в красном.

А вообще-то мы исходим из того, что заказчик нашей услуги – все общество. Россия не имеет права на плохое образование, и для нас важнее интересы всей страны, чем узкокорпоративные интересы отдельных профессиональных групп.

Подготовил
Иван СТЕПАНОВ.

Фото из архива редакции.

ЦИФРЫ

В 2002 году в государственных вузах страны только 46% ребят учились бесплатно. Учитывая количество студентов в коммерческих вузах, Минобр считает, что только 40 процентов ребят могут получать высшее образование бесплатно.

Наплыв выпускников школ в вузы продлится, по оценкам Минобра, еще 2-3 года. Затем число студентов сократится на треть от нынешнего.

91 процент выпускников 11-летней школы стремятся поступить в какой-либо вуз.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике