За бугром можно выучиться, не вставая с дивана

Чем западная система университетского образования отличается от российской, каковы ее преимущества и недостатки? На эти вопросы отвечает кандидат педагогических наук, преподаватель Владимирского педуниверситета Елена Рогачева.

ЗАЧЕТКА

За бугром можно выучиться, не вставая с дивана

Чем западная система университетского образования отличается от российской, каковы ее преимущества и недостатки? На эти вопросы отвечает кандидат педагогических наук, преподаватель Владимирского педуниверситета Елена Рогачева.

– Елена Юрьевна, вы работали в вузах многих стран Европы и в Америке. Какое впечатление производит организация обучения на Западе?

– На мой взгляд, она интересна, прежде всего, тем, что все направлено на воспитание социальной позиции. При этом преподаватели стараются, чтобы у студента формировалось критическое мышление, умение анализировать, аргументировать. На занятиях используются ролевые игры, метод дискуссий, проектов. Например, в области экологии это может быть проект спасения погибающего ручья. Студенты расчищают заброшенный ручей, изучают почвы и т.п. На Западе обучение обязательно стараются связать с личным опытом студента. Недавно я побывала в Вашингтоне, на семинаре для российских преподавателей "Гражданское образование". Мы увидели, как американских учащихся знакомят с правовой системой США. Студенты работают в библиотеке конгресса, посещают Верховный суд. Там считают, что любой гражданин должен знать, как рождается закон.

– В наших университетах очень часто учат ради того, чтобы учить. Учеба во многом является самоцелью. Хороший пример, как мне кажется, изучение иностранного языка. На занятиях часто возникает мысль, что главное – выучить наизусть какой-то отрывок из старого учебника, правильно повторить за преподавателем фразу, а не научиться говорить на чужом языке так, чтобы тебя действительно понимали.

– В западных университетах, например, в Америке, иностранные языки преподаются с явной коммуникативной направленностью. Их занятия скорее похожи на клубную работу, грамотности речи не уделяется слишком много внимания. Наши же преподаватели работают с большей самоотдачей. Ведь оснащенность российских вузов необходимым оборудованием намного хуже. В Америке на меня произвело большое впечатление широкое использование компьютерных систем в обучении. Студенты и преподаватели друг друга практически не видят. Можно лежать на диване и одновременно сдавать экзамен.

– Многим нашим студентам такая организация учебного процесса пришлась бы по душе. Ведь им, бедным, приходится проводить в университете почти весь день, посещая многочисленные лекции и семинары. А потом еще до ночи готовить домашние задания.

– Западный студент действительно чувствует себя свободнее. Там над ним никто не стоит. Посещать занятия – не принудительная обязанность. Считается, что, если человек учится, значит, это ему нужно, а не кому-то другому. Тем не менее, определенные механизмы контроля существуют. Большую роль играет необходимость платить за обучение. Ведь если не сдал экзамены, к примеру, за семестр, придется заплатить за него еще раз. То же самое, если пересдаешь зачет, контрольную работу и т.п. Недаром в Германии студенты называют университет "тюрьмой со стеклянными окнами".

– Возможны ли там ситуации, когда преподаватель, явившись на занятие, не застает студентов?

– Да, поэтому даже профессора идут на свои семинары с некоторым душевным трепетом. По посещаемости занятий вполне можно судить о популярности преподавателя. Кроме того, в университетах Германии, например, существует довольно жесткая система контроля за преподавателями. Когда пришел, когда ушел – все это фиксируется секретарем кафедры.

– Каковы взаимоотношения преподавателей и студентов?

– Они основаны на взаимоуважении. Если студент не подготовился к занятию, никто не будет ему на это указывать, стыдить. Ему не нужно скрывать свое незнание. В свою очередь, студенты очень ценят труд и время своих профессоров. Занятия проходят в самой доброжелательной обстановке, "стороны" могут пить кофе, откровенно задавать друг другу вопросы.

– Так все-таки стоит ли учиться на Западе? Ведь часто можно услышать, что наше образование более фундаментальное, дает более глубокие знания.

– Их система образования прежде всего нацелена на то, чтобы научить учиться, самому добывать нужные знания. Научить некритическому критическому мышлению – вот их задача. Конечно, здесь встает вопрос о том, какой должна быть степень свободы. Элементы авторитарности присутствуют и на Западе. Есть интересный парадокс. В Америке родилась идея глобального образования, американцы призывают формировать человека мира, толерантность, а сами подчас хотят, чтобы весь мир слушал только их. Может быть, поэтому в Европе сейчас поднялась волна протеста против "большого Макдоналдса"? А стоит ли учиться за границей? Я думаю, что стоит, хотя бы для того, чтобы лучше понять ценности своей страны и то, как много нас все-таки объединяет.

Беседовала

Ольга ИСТРАТОВА.

г.Владимир.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике