16+

Лир с литовским акцентом

Во Владимире состоялась премьера шекспировского "Короля Лира" в постановке Линаса Зайкаускаса

Режиссерская провокация вызвала переполох в стане зрителей, так что своей цели Зайкаускас достиг. И это при том, что спектакль идет 4 часа с двумя антрактами! Владимирская публика к такому хронометражу явно не привыкла. Но затекшие спины – ничто по сравнению с шекспировской бурей страстей.
"Король Лир" избит до хрестоматийности. Тем не менее Зайкаускас, несмотря на постмодернистские приемы, отнесся к сюжету со всем почтением.
Король Лир (народный артист РФ Николай Горохов) на склоне лет отрекается от власти и делит королевство между тремя дочерями – Гонерильей (Любовь Гордеева), Реганой (Анна Лузгина) и Корделией (Наталья Демидова). Коварные Гонерилья и Регана пускают в ход яд лести – в надежде получить жирный куш. Младшей Корделии не нужны власть и деньги, она любит отца бескорыстно. Лир видит в этом гордыню и проклинает дочь.
Зло не остается безнаказанным. Корделия идет с войной на кровожадных сестер, желая защитить отца. Здесь нет ни победителей, ни проигравших. Корделию схватили и повесили в застенках, но и ее сестры сводят счеты с жизнью.
У Лира разрывается сердце. Он не разгадал бескорыстной любви Корделии, не уберег ни ее, ни себя.
Перед зрителем проплывают человеческие грехи и добродетели – предательство, любовь, интриги, ненависть, борьба за власть, верность, лицемерие, искренность, чувство долга.
На сцене – груды камней, свечи, тонкие металлические листы, извергающие удары грома, когда в них яростно врезаются камни. Сверху льется вода, откуда-то из преисподней струится туман, клубясь под музыку, которая специально написана к спектаклю Зайкаускаса его другом, популярным польским композитором Влодзимежом Киниорски. В мелодии вплетены кельтские нотки, перемежающиеся надрывным пением старинной театральной машины "ветродува". Эдакий нью-эйдж, где нашлось место даже джазу. Воображение рисует вересковые поля, мельницы и готическое хмурое небо. Рождается впечатление, что действо происходит не в Англии IX века до нашей эры (как указал Шекспир), а где-нибудь в литовской деревушке середины XX века. Серо-пастельные пиджаки и брюки цвета хаки, сапоги с высокими голенищами, длинные приталенные платья с набедренными платками – шекспировские герои одеты в стиле 60-х годов прошлого века.
Зайкаускас определяет стиль литовской театральной традиции, как "поэтическо-метафорический реализм". И он, безусловно, яркий представитель этой школы. Шекспировские страсти соединились с поэзией ветра, магией огня, таинственностью камня.
Таких постановок владимирская сцена, похоже, не видела…

Андрей ТРОХИН

Просмотры: