Миссия ВЫПОЛНИМА?

Начало осени в России всегда совпадает с оживлением общественной жизни. В последнее время одним из главных ньюсмейкеров является РПЦ. С приходом патриарха Кирилла активизировались церковные миссионеры. Если в...

Начало осени в России всегда совпадает с оживлением общественной жизни. В последнее время одним из главных ньюсмейкеров является РПЦ. С приходом патриарха Кирилла активизировались церковные миссионеры. Если в прошлые века православная миссия стремилась обратить в веру язычников или защитить собственную паству от соблазнов сект, то теперь надо, в первую очередь, просвещать российский крещеный люд.

Среднестатистический россиянин уважительно относится к православию, но мало о нем знает и в церковь ходит только по самым большим праздникам. Мир светский и Русская православная церковь существуют параллельно, их пути редко скрещиваются. В окружении патриарха родился амбициозный проект, который призван положить конец такому положению вещей. Отныне церковь идет в народ проповедовать учение Христа. Нельзя сказать, что необходимость этого не понимали раньше: священники появлялись в больницах, тюрьмах, армии. Однако теперь церковная проповедь не ограничивает себя этими площадками, миссионеры готовы говорить и со сцены. Вот это действительно революционное начинание.
Пионером проповеди среди рок-музыкантов и байкеров в России является игумен Сергий (Рыбко). В юности будущий пастырь был барабанщиком в рок-группе и участвовал в движении хиппи. Но в 80-е его жизнь круто изменилась: он начал петь на клиросе в храме, а в 1988 году стал насельником Оптиной пустыни. Жизнь в монастыре подвигла молодого инока к поиску общего языка с паломниками. В те годы молодые романтики разбивали свои биваки под стенами возрождающейся обители и допоздна сидели у костров с гитарой. Однажды к ним вышли два инока и проговорили о жизни и вере до утра. Плоды духовного общения вызревают долго и незаметно. Спустя семь лет, когда иеромонах Сергий был уже настоятелем московского прихода, к нему обратилась со словами благодарности молодая женщина. Оказывается, она и ее друзья запомнили беседу с монахами и она изменила их жизнь: ребята крестились, стали прихожанами храмов, а один даже поступил в семинарию.
Спрашиваю батюшку:
– Как относилось к вашей миссионерской деятельности "у костра" монастырское начальство?
Улыбаясь воспоминаниям, он говорит:
– Ходили к паломникам на свой страх и риск. Специально ничего с отцом Мельхиседеком не скрывали, но и не афишировали.
В те годы отец Сергий остро осознал необходимость миссионерской работы с невоцерковленной молодежью. Хорошо известен слоган современных рокеров: рок, наркотики, пиво, секс. Возможно ли переориентировать молодых людей на иные ценности или пусть погибают? Для священника ответ был однозначен: надо спасать тех, кого можно спасти. У него, в отличие от многих духовных лиц, было колоссальное преимущество – он хорошо знал рок-культуру, язык ее символов. Надо ли говорить, как относилась к этому молодежному движению значительная часть российского духовенства? Выросшие внутри православной традиции батюшки не понимали и отвергали всякую ценность рока. С их легкой руки за рок-музыкой закрепилось обвинение в сатанизме. Немалую роль в формировании такого отношения сыграли взгляды католических (!!!) публицистов. Так, священник Жан-Поль Режимбаль утверждал, что рок является "извращенным, чарующим флейтистом", который губит поколения молодежи. Его доводы об эротизме рок-н-ролла, заимствованного у африканских племен, зомбировании ритмом слушателей, росте агрессии толпы под влиянием децибелов оказались чрезвычайно популярными в православной консервативной среде. Идея Режимбаля, заключавшаяся в том, что прослушивание музыкальных записей в обратном порядке выявляет скрытый культ песнопений в честь дьявола, шла на ура. Никто, разумеется, этого не проверял, ибо английского языка в достаточной мере не знали.
Игумен Сергий (Рыбко) проверил "записи наоборот", сатанинских страшилок не обнаружил и опубликовал занятную брошюру "Современная культура: сатанизм или богоискательство". Сама постановка проблемы оказалась революционной. Посыпались десятки и сотни писем рокеров и их благодарных родителей. Тем не менее, выходить на открытую проповедь на рок-концертах батюшка не мог – церковное сообщество легко обвинило бы в измене православию. Но нашелся в РПЦ архиерей, который оценил взгляды отца Сергия на миссионерскую деятельность. Им оказался ярославский архиепископ Кирилл (Наконечный). Владыка долгие годы был правой рукой знаменитого митрополита Серапиона, который в 80-е занимал владимирскую кафедру. Архиепископ Кирилл пригласил отца Сергия в 2004 году выступить в Ярославле на рок-концерте. Аудитория миссионера оказалась незначительной – около 300 человек. Однако начало было положено, "процесс пошел".
В 2006-м лидеры русского рока Юрий Шевчук, Константин Кинчев и игумен Сергий были приглашены митрополитом Кириллом в Данилов монастырь. На этой знаменательной встрече и было принято решение потрудиться музыкантам на православной ниве. Они решили помочь вернуть молодежь в храмы. С этой поры проповедь отца Сергия на музыкальной арене получила одобрение высшей церковной власти. Сейчас он в постоянных миссионерских поездках. В июле просвещал рокеров на фестивале в Херсоне, читал лекции на Селигере, а на днях вернулся из Перми со съезда православной молодежи. Впереди празднование 30-летия группы "Воскресение" и выступление в Питере на концерте "Рок против наркотиков".
На приходе в Москве действует рок-клуб. Молодым музыкантам отвели место для экспериментов, чтобы не травмировали соседей по лестничной площадке. Батюшка внимательно отслеживает все новинки в мировой рок-музыке. Состоит в переписке с известными рокерами. Недавно его приход посетил Кен Хенсли, легендарный певец, клавишник и основной композитор группы Uriah Heep. Кен побеседовал с молодыми прихожанами и остался в полном восторге от этого общения. О своей жизни он поведал следующее:
– Я сидел на кокаине шестнадцать или семнадцать лет. Я стал убежденным христианином в 1993 году, и с тех пор моя вера растет с каждым днем. Я понимаю, что мои отношения с Богом развиваются, но это серьезная работа. Легко говорить, что ты христианин, и я знаю, что тысячи и тысячи людей поступают так. Гораздо труднее по-настоящему жить христианской жизнью. Каждое утро я посвящаю молитве, читаю Библию. Я возвращаю Богу каждый день, который он дает мне. Я достиг этапа, на котором вера – самое важное в моей жизни. И это лучшее решение, которое я когда-либо принимал, я хотел бы порекомендовать его каждому – тем, кто чувствует, что у них нет надежды, тем, кому, может быть, кажется, что их не любят, тем, кто чувствует огромную пустоту, которую мы все порой ощущаем. С этим сталкивается каждый из нас, и тогда нужно молиться.
Пожалуй, откровения западного музыканта заставляют задуматься, как многие явления, а тем паче люди, отнюдь не однозначны. Отец Сергий надеется, что со временем агрессивное отношение православных к рокерам сменится на понимание необходимости общения. Церковь может некоторым помочь обрести веру, но для этого надо научиться слышать друг друга. Речь, разумеется, не идет о том, чтобы играть на гитарах в храме. Отец Сергий подчеркивает свои консерватизм и верность строгим церковным уставам. И очень жалеет, что во Владимирской области его единомышленники не всегда встречают понимание и поддержку:
– В Вязниках иеромонах Антоний попробовал было общаться с местной рок-группой, но кому-то это не понравилось. Хотя сам патриарх проповедовал на рок-концерте в Киеве в 2008 году.
Времена меняются. Небо становится ближе. В том смысле, что человек может выбирать. При этом условии миссия выполнима.

Михаил Воронов

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике