В Литве две религии – баскетбол и театр

Режиссер Линас Зайкаускас ставит во Владимире "Короля Лира". В августе владимирцев ждет сюрприз - премьера этого спектакля. Во всемирно известную шекспировскую трагедию будет привнесен литовский театральный стиль, который...

Режиссер Линас Зайкаускас ставит во Владимире "Короля Лира". В августе владимирцев ждет сюрприз – премьера этого спектакля. Во всемирно известную шекспировскую трагедию будет привнесен литовский театральный стиль, который сам режиссер определяет как "поэтический метафорический реализм". Главный режиссер новосибирского театра "Старый дом" дал интервью нашей газете.

– Линас, Литву называют маленькой европейской страной с большим театром. Литва подарила нам целую плеяду известных режиссеров. Чего стоят такие имена, как Някрошюс и Гинкас. В чем корни этого явления?
– Есть большое количество других известных режиссеров – Гинтарас Варнас, Саулюс Варнас, Йонас Вайткус, Альгис Латенас. Почти все мы, литовские режиссеры, которые разбежались из Литвы, главным образом преследовали экономические цели. Потому что за границей лучше платят. Ну, как со спортсменами? Да? (Смеется). Спортсмены уезжают в те клубы, где лучше платят. Так же и с режиссерами. В Литве даже шутка такая есть, что в стране две религии – баскетбол и театр.
Почему в Литве такая сильная театральная школа? Большую роль в этом сыграл успех. А успех всегда привлекателен, он порождает тех, кто желает его повторить. Когда-то в Литве, в маленьком городке Паневежис, был очень знаменитый театр. В 60-е, 70-е и в 80-е годы это был один из самых лучших театров Советского Союза. Он гремел наравне с "Таганкой" и БДТ. Руководил этим театром Юозас Мильтинис, который учился во Франции у великого режиссера Шарля Дюллена. Он жил в одной комнате с великим актером и режиссером Жан-Луи Барро, был другом Марселя Марсо, Жан-Люка Делара. И вот он вернулся после Франции в Литву, в Паневежис, в провинциальный фабричный городок. И в этот театр началось настоящее паломничество! Приезжали люди из Москвы, Ленинграда, Киева.
То же самое и с баскетболом. Когда-то, еще до второй мировой, в Литве появилась команда, которая выиграла чемпионат Европы, и баскетбол стал необычайно популярен в Литве.
Появился театр, который стал очень известным, популярным, успешным. А успех порождает моду. Литовцы гордились, что к нам, в такой маленький городок, приезжают люди со всего Союза. Специально! Это привело к тому, что многие молодые люди стали активно интересоваться театром. Именно Паневежис породил такого знаменитого актера, как Донатас Банионис, который удостоился на днях российского ордена Почета.
Молодые литовцы стали уезжать в Москву, Питер учиться на режиссеров. Кто-то, конечно, не смог пробиться, но все равно родилась целая плеяда звезд – Някрошюс, Войткус, Панегимас и т.д.
С другой стороны, рядом была Польша. В 70-е, 80-е годы польский театр считался чуть ли не "намбер ван" в театральном мире, где творили такие авангардисты, как Ежи Гротовский, Тадеуш Кантор, Юзеф Шайна и другие. Все они влияли на процесс. Соединение русского реализма с польским авангардом породило что-то новое, свое, необычное. В Литве практически не было хорошей драматургии. Но всегда была очень сильная поэзия – Юстинас Марцинкявичус, Эдуардас Межелайтис. Я могу назвать три десятка имен. Был поэтический бум, впрочем, и в России тоже. Вспомните вечера в Политехническом. В итоге поэзия, которой активно увлекались литовские режиссеры, повлияла на стилистику национального театра. Это можно назвать "поэтическим метафорическим реализмом". Но это всего лишь моя теория.
– Во времена советской "оттепели" театр стал островком свободы для миллионов людей. "Современник", "Таганка". Сейчас театр стал индустрией развлечений. Вас это не расстраивает?
– Расстраивает. Но с театром так не везде. Лев Гумилев очень прав со своей теорией пассионарности. В Германии, в немецкоязычных странах, театр просто процветает! Штайн, Остермайер. Множество имен! В Германии, Австрии, Швейцарии правительства выделяют большие деньги на развитие театров. В каждом маленьком немецком городке обязательно есть большой драматический театр, камерный и оперный. Театры могут приглашать самых лучших режиссеров со всего мира и платить им очень хорошие гонорары, поэтому самые лучшие режиссеры стремятся попасть в Германию. Там творят американец Боб Вилсон, швейцарец Люк Бонди, прекраснейший режиссер Ямомото.
Так что все относительно. В одной стране – кризис, в другой – процветание. Сейчас в пятерке лидирующих стран мира по части театра – Румыния. Там настоящий расцвет театра. Сколько великолепных режиссеров – Андрей Щербан, Габор Томпа, Хаусваттер.
– Ваш отец занимался антисоветской деятельностью, был сослан в Сибирь. Что вы думаете о Советском Союзе?
– Думаю только плохо. Но я отличаю Советский Союз от России. Народ – это одно, а верхушка – другое. Моему отцу помогли бежать из сибирского лагеря простые русские люди, рискуя собственной жизнью. Купили ему билеты из Красноярска до Москвы, а оттуда в Литву. Они спасли ему жизнь. Я люблю хороших людей безо-тносительно их национальности. И ненавижу хамов, воров, бандитов.
Моя жена русская. Помню, как я ее первый раз вывозил в Литву. Она переживала: "Там же русских не любят". Мы с ней везде говорим по-русски, не скрывая это, и ни разу не встречались с неприятием со стороны окружающих. Если ты не хамишь, ведешь себя прилично, если ты вежлив, воспитан, тебя везде хорошо примут.
– Трудно не согласиться. Я посмотрел вашу биографию. Вы очень мобильный режиссер. Омск, Уфа, Норильск, Новосибирск. Теперь вот Владимир. Откуда такая мобильность?
– Понимаете, востребованность есть. Меня приглашают. Сегодня моден реализм, завтра – постмодернизм, послезавтра – еще какой-нибудь "изм". Сегодня можешь быть на волне, а завтра не сумеешь подстроиться к новой моде. Я не говорю, что работаю исключительно ради искусства. Мне нужно содержать семью, престарелых родителей, которым больше восьмидесяти лет.
– Вы работаете в провинциальных театрах. Мечтаете о столичной сцене?
– Да, хочется. Но меня туда еще не приглашали. Каждому, особенно тому, кто работает в искусстве, хочется известности, успеха.
– Знаю, что дружите и сотрудничаете с известной актрисой Ириной Алферовой, она играла в Новосибирске в вашей постановке по Чехову. Она вас называет замечательным режиссером.
– А я ее называю замечательной актрисой.
– Как вам с ней работается?
– Прекрасно. Я бы очень хотел продолжения сотрудничества. В искусстве много зависти. Многие говорили: "Зачем ты приглашаешь Алферову? Она такая плохая актриса, совсем зазвездилась". Напротив, работа с ней доставила большое удовольствие. Она репетировала всего лишь шесть дней, в то время как спектакли ставятся по два месяца. И она была очень точна, полностью готова к премьере.
– Алферова активно работает в антрепризе, поэтому понятно, откуда это качество. Это медийное лицо. Вы пригласили ее в расчете, что зритель пойдет на Алферову?
– Я не скрываю – это так. Она сама родом из Новосибирска. А мне была нужна звезда. Ирина согласилась. Я очень обрадовался. Да, это был пиар-ход. Я руковожу театром, хочу, чтобы у меня ставили спектакли хорошие режиссеры, играли хорошие актеры. Я приглашал в наш театр Кшиштофа Занусси, он поставил у нас спектакль. Новосибирск об этом только и говорил. Но это не только известные личности, это – великие мастера. Они же не просто так стали звездами. Ни Занусси, ни Алферова планку точно не опустят.
– Вы говорили про пиар-ходы. Вы преподавали рекламу в одном из варшавских университетов. Как вас занесло в эту сферу?
– Случайно. Знакомым театральным спонсорам нужно было организовать рекламную кампанию. Попросили меня помочь. Увлекся этим. Засел за учебники – и дело пошло. Провел одну рекламную кампанию, другую. Потом пригласили даже преподавать.
– То есть вы свои новые знания активно применяете в творчестве?
– Да. Приглашаю звезд, налаживаю контакты с фестивалями, продюсерами. Вот и сейчас веду переговоры, чтобы Владимирский драмтеатр поехал на зарубежный фестиваль. Может внести коррективы финансовый кризис. Но я знаю, что "Король Лир" в 2010 году будет приглашен в Польшу, в Люблин, где проходит один из крупнейших европейских фестивалей "Театральная конфронтация". Вернее, нас уже пригласили, но будут ли деньги на поездку, неизвестно.
– Кстати, кто будет играть Корделию?
– Наташа Демидова, молодая актриса, вчерашняя студентка актерского курса Николая Горохова. Она замечательно вошла в роль. А короля Лира сыграет ее педагог – народный артист России Николай Горохов.

Андрей ТРОХИН

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике