Белокаменные соборы пляшут под дудку Сергея Евстратова

Давно подмечено, что на зеленые лужайки к владимирским белокаменным соборам так и просятся свирели и жалейки. Не случайно на своих шкатулках мстерские художники воспроизводят расхожий сюжет: пригожий кудрявый...

Давно подмечено, что на зеленые лужайки к владимирским белокаменным соборам так
и просятся свирели и жалейки. Не случайно на своих шкатулках мстерские художники воспроизводят расхожий сюжет: пригожий кудрявый пастушок старательно играет
на дудочке возле храма Покрова на Нерли. И вот в областном центре пастораль ожила.

Правда, вовсе не с фольклорным музыкальным сопровождением. Возле музейных палат теперь можно услышать профессионально исполненную тему из "Печали одинокого пастуха" Джеймса Ласта.
Популярную мелодию на свирели ловко играет отнюдь не юный пастушок, а вполне зрелый, убеленный сединами мужчина. Возле него заинтересованно толпятся праздные туристы. Из вполне пастушьей (растаманской даже) торбы, висящей на его плече, жалобно-просяще выглядывают проигнорированные хозяином жалейки, свирели и дудочки.
– Попробуйте, – предлагает желающим музыкант.
Я тоже старательно подула в пищик. Моя печаль была не похожа на печаль Джеймса Ласта, и новоявленный учитель музыки охотно принялся делиться приемами игры на немудреном, казалось бы, инструменте.
В следующий раз, как по заказу, аккурат у Дмитриевского собора я застала руководителя народного ансамбля Дома культуры села Добрынское Сергея Евстратова, того самого "одинокого пастуха", в более интересной компании. Преподаватель музыкальных дисциплин Владимирского областного колледжа культуры и искусств Виктор Бессарабов, зная о воскресном хобби мастера, пришел к нему настроить старые и подобрать новые инструменты.
– С Сергеем я знаком достаточно давно, мы с ним однокашники по культпросветучилищу, которое в свое время заканчивал и я, – рекомендовал он "Призыву" деловито приводящего в чувство расстроенную жалейку умельца, вокруг которого вновь начала собираться толпа. – Поскольку я преподаю ознакомительный курс "Фольклорный инструментарий" для студентов специализации "Народное творчество", я заказываю ему инструменты. Нам нужны свирели, жалейки, кое-какие ударные – трещотки народные и круговые, рубели. Они задействованы в творческих работах студентов, потому что любая теория должна поверяться практикой.
Нуждается в народных инструментах и созданный в колледже культуры и искусств студенческий фольклорный театр, который поставил актуальный для нашей области, а в последнее время и страны, музыкальный спектакль "Петр и Февронья". Все действо в нем построено на звучании аутентичных, как подчеркивает Виктор Бессарабов, инструментов.
Сергей Евстратов, по словам коллеги, принадлежит к числу уникальных мастеров, сохраняющих исконно русские традиции. Чтобы перечислить всех, кто в нашей области владеет секретами "музыкального производства", хватит пальцев одной руки.
– Сергей по образованию – музыкант, и с ним легко договориться о том, какой инструмент нам нужен, как его следует подстроить, – поясняет Виктор Бессарабов. – Таким умельцам, как он, необходимо помогать, – может быть, грантами, тем более что в следующем году исполняется сорок лет его творческой деятельности.
Уроженец Гусь-Хрустального района Сергей Евстратов появился на свет 2 апреля 1950 года. Тогда еще в ходу были гармони, а гармонисты считались первыми парнями на деревне. Каждый уважающий себя самодеятельный музыкант придумывал фирменный наигрыш, по которому его узнавали жители сельской округи.
– Клуб был далеко, и гармонисты регулярно собирались на вечерки из соседних деревень, – вспоминает Сергей Евстратов. – А я так любил их слушать, что отец на день рождения подарил мне гармонь работы самого знаменитого в районе мастера. И я начал играть.
После выпускных экзаменов Сергей напрямик заявил отцу, что хочет освоить баян. Родители дали денег, и целью первой поездки парнишки в Москву была вовсе не Красная площадь, а именно – баян. Играть на нем он тоже учился сам, а в 1968 году выдержал неслабый конкурс в колледж культуры. Вот какие были времена!
Из колледжа Сергея призвали на срочную службу в радиотехнические войска. Безвылазно сидя на сопке под городом Ковдор Мурманской области, в 17 километрах от финской границы, он и там умудрился организовать эстрадный ансамбль, на концерты которого съезжались городские жители, а танцы под "живую" музыку пользовались огромным успехом у прекрасного пола.
После армии доучивался заочно уже на хоровом отделении колледжа. В 1970-м приступил к работе в отделе культуры собинской администрации, создал в селе Ворша инструментальный ансамбль. Потом был московский ДК завода им. Лихачева, ВЭМЗ, сельские дома культуры.
Сейчас Сергей Евстратов руководит народным коллективом при ДК села Добрынское, который объединяет любителей песни самого разного возраста. Здесь в день грядущего 60-летия, выхода на заслуженную пенсию, и 40-летия профессиональной деятельности он собирается устроить свой творческий вечер.
А специалистом по деревянным духовым инструментам Сергей Евстратов стал из любопытства. Семь лет назад его народному коллективу понадобилась жалейка. Мастер, работавший в ансамбле "Русь", Сергей Константинов, на скорую руку выполнил срочный заказ.
– Я по этому образцу начал резать из кленовой заготовки свой инструмент, но дело не заладилось, – улыбается Сергей. – Пытался вызнать тайны ремесла у мастеров-однофамильцев Захаровых, но они учили крайне неохотно. Пришлось доходить до всего самому. Мучился, мучился – и получилось.
Сначала Сергей Евстратов изготавливал жалейки, потом свирели, а позднее – и многоствольные продольные флейты, на Руси известные как цевницы, или флейты Пана. В последние годы к этому увлечению вполне логично добавилась реставрация музыкальных инструментов.
Кстати, таланты отца по наследству достались дочери мастера Елене. Она по его стопам тоже пошла в областной колледж культуры и искусств, пела в ансамбле "Владимирские рожки", потом получила в Москве высшее образование и сейчас поет в московском казачьем ансамбле "Вольница", который уже четвертый раз выступает у Леонида Якубовича в телепередаче "Поле чудес".

Ольга РОМАНОВА
Фото А. Николаева

Кстати

Сергей Евстратов внес вклад в добрынский фольклор

В Интернете отыскалась заметка, написанная известным (ныне, увы, покойным) владимирским журналистом Евгением Емельяненко в 2001 году и посвященная празднику гармони, который организовали директор ДК села Добрынское Валентина Егорова и небезызвестный теперь читателям "Призыва" Сергей Евстратов.
В заметке, между прочим, сообщается, что "исполняются частушки не только на "пятачке" возле сельского Дома культуры. Самодеятельные артисты под руководством Сергея Евстратова регулярно выезжают с концертами в военные городки, госпитали и больницы. И везде искрометная, задорная частушка принимается на бис. Она вселяет дух оптимизма, лечит раненые сердца, заставляет забывать о душевных и физических болях, пробуждает веру в счастливый день".
Кроме того, автор этого занимательного текста с удовольствием приводит в материале частушки, исполненные в тот день добрынскими юмористками под аккомпанемент Сергея Евстратова. Вот некоторые из них:

Я иду, а бабы судят
И считают мне года.
Я не елка, не береза,
Не засохну никогда.

У меня картошку съели
колорадские жуки.
Проживу и без
картошки,
Лишь бы были мужики.

"Добрынские частушечницы знакомы с экономической ситуацией в районе и отражают эту ситуацию в своем творчестве, – пишет далее автор. – На празднике гармони они, к примеру, негласно адресовали одну частушку председателю соседнего колхоза. В советские времена этот председатель был вхож в высокие кабинеты, умел выпросить там дополнительные, внеплановые фонды и лимиты. Благодаря этому колхоз процветал, а слава о его председателе перешагнула границы области, о нем, председателе, много писала центральная пресса.
Но вот грянули перестроечные времена, и оказалось, что прославленный председатель абсолютно не приспособлен к работе в рыночных условиях. Колхоз рухнул, все его богатство оказалось растранжиренным. Вот как говорится об этом в частушке:

Про один колхоз писали
22 писателя,
А в колхозе два яйца.
И те у председателя".

Были исполнены на том сельском празднике и частушки, посвященные непосредственно гармонисту, Сергею Евстратову:

Гармонист, гармонист,
Нос твой, как картошка.
Не видать бы тебе девок,
Кабы не гармошка.

Или еще:
Вот спасибо гармонисту.
За игру отличную.
Сам он парень мировой
И любит симпатичную.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике