Благодатный огонь: чудо веры и вера в чудо

В первый день Пасхи Христовой, по традиции, у Золотых ворот духовенство и прихожане встретят кортеж с Благодатным огнем из Иерусалима. Почему для православных он является одной из важнейших...

В первый день Пасхи Христовой, по традиции, у Золотых ворот духовенство и прихожане встретят кортеж с Благодатным огнем из Иерусалима. Почему для православных он является одной из важнейших святынь и как следует относиться к чудесам современному человеку?

Чудо схождения Благодатного огня происходит ежегодно в Великую Субботу накануне православной (!) Пасхи в храме Гроба Господня в Иерусалиме. После молитвы иерусалимского патриарха в Кувуклии, воздвигнутой над трехдневным ложем Спасителя, в церкви появляются световые сполохи и молнии. Молитва может длиться 10 минут, а может и более часа, пока Благодатный огонь не сойдет и патриарх не выйдет к народу с горящими свечами. От них все молящиеся начинают возжигать свои свечи, но иногда они загораются от сполохов сами. Первые минуты Благодатный огонь не обжигает, верующие даже "умываются" им.
Лампады с Благодатным огнем доставляет специальным авиарейсом в Россию фонд святого апостола Андрея Первозванного. В аэропорту Огонь встречают делегации от всех епархий Московского патриархата, чтобы тотчас доставить его своим прихожанам.
Чудо Благодатного огня не дает покоя скептикам: они считают, что он зажигается не чудесным образом, а от лампады, спрятанной в Кувуклии. Однако, согласно традиции, к одиннадцати часам дня Великой Субботы полностью отключается освещение храма, гасятся все свечи и лампады во всем огромном архитектурном комплексе храма. После этого происходит процедура проверки Кувуклии на наличие источников огня и опечатывания ее большой восковой печатью. Свои личные печати на большой восковой ставят представители турецкой стражи, а также израильской полиции. Иерусалимский патриарх допускается в храм Гроба Господня только после досмотра на наличие огня или средств, от которых он может появиться. Разумеется, ни мусульмане, ни израильтяне не заинтересованы в фальсификации этого чуда.
Как ни странно, но наибольшее раздражение схождение Благодатного огня накануне православной Пасхи по молитвам православного патриарха вызывает у христиан – католиков и протестантов. Если среди последних уже есть такие, кто сомневается в Воскресении Иисуса Христа (!), то Ватикан раздражает само чудо, совершающееся только у православных. Поэтому схождение Огня пытаются выдать за фальсификацию, чтобы доказать всеобщее равенство религий перед Богом.
К сожалению, сами православные нередко дают повод своим поведением их оппонентам настаивать на суеверности защитников Благодатного огня, а значит, и его неистинности. Как будут встречать Огонь во Владимире? Скорее всего, сделают упор на торжественные шествия. Все это будет напоминать не столько богослужение, сколько уличный митинг. Зато в храме слова молитв отчетливы, проповедь не заглушается шумом площади. Кстати, а о чем бы надо сказать прихожанам?
Пожалуй, о том, что же такое чудо в христианском понимании. К сожалению, даже православные не всегда понимают, что есть чудо, считая таковым всякое действие, нарушающее законы природы. При этом многие умудряются даже  паранормальные явления положить в основу своего религиозного мировоззрения.
Чего стоит  заявление о том, что чудо Благодатного огня  является главным аргументом христиан в истинности их веры, или что это "неординарное событие, которое выше всех новозаветных чудес"! Уникальное событие Великой Субботы должно было бы заставить православных задуматься над достоинствами своей веры, юлианского календаря ("старого стиля"), послужить поводом для изучения Священного Писания. Из него они бы узнали много нового для себя.
Например, то, что  сама сущность христианства отрицает чудо как основу и "сердцевину" религии. Действительно, Евангелие провозглашает, что  Христос – Сын Божий, Бог, ставший человеком, принявший на Себя нашу человеческую природу. А это исключает всякое привлечение людей к Богу путем "сверхъестественных" доводов и доказательств, так как очевидно, что если бы Христос хотел заставить людей верить в Себя, то, будучи Богом, Он это и сделал бы при помощи чудес. Но даже "сверхъ-естественное" не может сделать человека истинно верующим, если он не ищет сам Спасителя.
Несмотря на величайшие чудеса: десять казней египетских, огненный столп, предводивший их в пустыне, манну, падавшую с небес, падение иерихонских стен и множество других – еврейский народ, по свидетельству Священного Писания, остался неверующим, а впоследствии при совершенных Господом Иисусом Христом многочисленных поразительных чудесах отверг Мессию. Поэтому совершенно очевидно, что сами чудеса для человечества значат очень мало. Они, скорее, могут запугать, чем  вселить в людей любовь и радость.
Сам Христос отказывался дать иудеям "знамение", подчеркивая, что единственным истинным знамением является Его собственное схождение во гроб и воскресение.
Этого же принципа придерживались великие святые мужи. Однажды у святого Феофана Затворника (он, кстати, был владимирским епископом) духовная дочь попросила благословение на поездку в Киево-Печерскую лавру. Подвижник одобрил замысел, но предупредил, что нетленные мощи угодников – знамение грядущего воскресения из мертвых. У нас же многие ездят в паломничества не для укрепления веры, а с утилитарными просьбами: зубы исцелить, загулявшего муженька домой вернуть. Но это еще ничего, появились и "православные" оккультисты, "заряжающиеся" позитивной энергией от святынь. Не сомневаемся, что среди встречающих Благодатный огонь найдутся и подобные деятели, которые будут проповедовать "снятие порчи и сглаза" его пламенем.
Благодатному огню не нужна такая слава! Он – знамение грядущей Пасхальной радости, а не волшебное лекарство в "бабьих баснях". Приукрашивание православных святынь, красивая ложь не идут на пользу вере. Как порой хочется, чтобы православными стали родственники, друзья! Для них, еще не способных усвоить Евангелие, и сочиняют "чудеса" по принципу "кашу маслом не испортишь". Увы, испортишь!
В дореволюционной России само духовенство убедило народ в полной нетленности мощей святых (как у католиков). Наверное, "посещаемость" церквей росла. "Для красоты" в храмах фрагменты костных останков угодников Божьих вставляли в восковые или ватные куклы, имитирующие полную "нетленность". Этим и воспользовались большевики, когда публично вскрывали раки и демонстрировали народу найденное. Думается, безбожие соблазнило бы меньше людей, если бы им с амвонов разъясняли, что церковь признает и частичное нетление, как проявление святости.
Если потенциальные христиане услышат в храмах проповедь Слова Божьего, то подлинное чудо – способность видеть свои грехи, прощать и любить от них не уйдет. У Бориса Пастернака есть прекрасные строки:

"Но чудо есть чудо,
и чудо есть Бог.
Когда мы в смятеньи,
тогда средь разброда
Оно застигает
мгновенно, врасплох".

Михаил Воронов, религиовед

Интересно 
Название "Пасха" является прямым перенесением названия иудейского праздника, отмечавшегося ежегодно в течение недели, начиная с 14-го дня весеннего месяца ниссана. Само название "пасха" представляет собой греческое видоизменение древнееврейского слова "pesah", которое толковалось как "прохождение".
Дата пасхального воскресенья была утверждена в 325 году на первом Вселенском (Никейском) соборе христианской церкви. Срок Пасхи определяется в первое воскресенье после весеннего равноденствия и следующего за ним полнолуния. Православная церковь соблюдает еще одно строгое правило: Пасха ни при каких условиях не должна совпадать с иудейской, об этом есть специальное решение Вселенских соборов.

Кстати
В этом году праздник Пасхи впервые встретят в двух ново-построенных храмах: равноапостольных Кирилла и Мефодия при ВлГУ и во имя Казанской иконы Божией Матери на площади Победы.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике