БГ: с аурами что-то не то

Про Бориса Гребенщикова написано множество статей, его песни постоянно цитируют, и вполне вероятно, что скоро его произведения будут изучать в школе на уроках литературы, как изучают сейчас Высоцкого...

Про Бориса Гребенщикова написано множество статей, его песни постоянно цитируют, и вполне вероятно, что скоро его произведения будут изучать в школе на уроках литературы, как изучают сейчас Высоцкого и Окуджаву. Творчество группы "Аквариум" – один из тех трех (четырех, пяти – на ваше усмотрение) китов, на которых стоит русский рок, или то, что мы под ним подразумеваем.

Но одновременно песни БГ достаточно сложны для восприятия среднестатистического человека. Они пестрят аллюзиями, реминисценциями и вызывают желание открыть энциклопедию или страничку "Яндекса". Кроме того, в них часто встречаются непонятные для большинства из нас термины из восточных религий. Если слова "Шамбала" и "чакры" еще могут вызвать какие-то смутные ассоциации, то что такое "Сай Рам" и где находится Катманду, для многих остается загадкой.
В связи с этим Бориса Борисовича часто "пытали" журналисты, спрашивая, к какой религии он себя относит, но музыкант, рассказывая о своем увлечении восточной культурой с 1968 года, не давал однозначного ответа. Уклончивое заявление лидера "Аквариума", что он "не выбирал ни буддизма, ни индуизма, ни шаманизма – не выбирал вообще ничего" и "естественным образом" следует своим интересам, позволяло некоторым приписывать музыканта к самым различным конфессиям.
В частности, по Интернету долго бродили утверждения, что Гребенщиков близок к православию или – как вариант – является "православным буддистом". Думается, что ответ на вопрос, во что же на самом деле верит БГ, можно найти в текстах его песен, ведь духовные искания человека не могут не отразиться на его творчестве.
Стоит отметить, что "восточных" мотивов в творчестве БГ более чем достаточно. Однако обращается с индуистской или буддийской символикой рок-музыкант весьма вольно, даже создается ощущение, что относится он к ней совсем без пиетета – возьмем, к примеру, песню "Шумелка":

Я сижу в лотосе,
но этого мало.
Где, где, где,
где моя Шамбала?
Как мне жить,
если с аурами
что-то не то:

И, надо сказать, что аналогичных примеров можно привести немало: чего стоит одна песня "Русская нирвана". Сам же Гребенщиков, объясняя, что он не жалует высокодуховный тон, говорит о том, что "буддист сам же первый посмеется над своим буддизмом". Однако позвольте в этом усомниться. Мир знает немало знаменитых буддистов, но никто из них не был замечен в подобном отношении к своей религии. Все это наводит на мысль о том, что БГ "играет" в буддизм (индуизм, шаманизм – вставить нужное), хотя нельзя отрицать – исходя из его интервью, – что он по-настоящему этим увлечен.
Что же касается отношения Гребенщикова к православию, то тут тоже вырисовывается интересная картина. Пожалуй, больше всего споров велось по поводу песни "Город". В частности, говорилось о том, что в тексте присутствуют новозаветные образы, что не может быть случайным. Но дело в том, что рок-музыкант не только не является автором этого текста, но и исказил его смысл, заменив одно слово. В оригинале была строчка: "Над небом голубым есть город золотой", что наводило на мысль о рае. Гребенщиков же поменял предлог "над" на "под". Сам же певец, как известно, склонный к эпатажу, попросту водил за нос журналистов, то говоря о том, что песня совсем не христианская в своей основе, то предлагая парадоксальные объяснения. Так, на ремарку журналиста о том, что небезызвестный диакон Андрей Кураев не может простить ему эту замену, Гребенщиков сказал следующее:
– Ну, вот видите, получается, что дьякон Кураев – атеист. Я считаю, что Дух везде, он считает – только там, а здесь его нет. Скажите ему, пусть больше в Бога верит.
Кроме того, желающие записать БГ в православные напрочь забывают о том, что в его песнях с завидной частотой встречаются исключительно негативные образы священников. Все-таки сложно заподозрить в симпатии к церкви человека, в чьих песнях можно встретить такие слова:
Когда вышел
священник,
он не знал,
что ему делать:
То ли мазать
всех миром,
то ли блевать
с алтаря…
Впрочем, такие выражения, как "ладан-гашиш", "святая кислота", "мощи святого битла" и вовсе не оставляют никаких сомнений в оценке взглядов Гребенщикова на православие.
Справедливости ради надо признать, что певец нередко использует библейские образы в текстах своих песен. Однако БГ – вряд ли ненамеренно – искажает христианские сюжеты. Примером могут служить такие строчки:

Апостол Павел
и апостол Фома
Спорили друг с другом –
Что такое тюрьма?
Один был снаружи,
другой внутри;
Победила дружба,
Их обоих распяли:

Человек знающий сразу скажет, что ни апостол Павел, ни апостол Фома распяты не были. Можно, конечно, предположить, что Гребенщиков просто допустил ошибку, если бы такие ошибки не встречались так часто. Фантастические образы Святой Софии, Лазаря, апостолов также далеки от житийных, как и сам Гребенщиков далек от православия. Он словно выстраивает в песнях какой-то свой, псевдоправославный сюрреалистический мир, не имеющий никакого отношения к миру церкви, где переплетаются христианская и восточная символика.
Вот что говорит о своем творчестве сам БГ:
– Если даже будет мне видение Будды, или Христа, или кого-то еще, и они скажут: <Кончай-ка ты писать песни...> – я отвечу: <Ребят, извините, но вы не к тому обратились, я вас очень люблю и уважаю, вы целиком и полностью реализованы и все такое, но позвольте мне делать то, что я считаю нужным... Тут я сам знаю... Тут вы мне не советчики...>
По всей видимости, Борис Борисович всеяден, и по-настоящему его не интересует ни одна из существующих религий. Это видно и из текста песни, где он поет: "Я пью за верность всем богам без имен:…"
Да он и сам подтверждает это:
– Любая религия – это объяснение людям вещей, о которых они забыли, но которые должны знать. Это как поход в первый класс. Религия существует для тех, кто Бога не знает и не чувствует.
Мы, конечно, не знаем, чувствует ли Бога Гребенщиков, далеко ли он ушел от этого самого первого класса, да и вряд ли по-настоящему ощущает потребность в Боге человек, называющий себя БГ. В библейских религиях – это принятое сокращение Имени Господа (правда, используется или надстрочный знак в церковно-славянских текстах, или дефис в иудейской традиции).
В заключение хочется посоветовать и православным, и буддистам, и представителям любой другой религии не торопиться записывать Гребенщикова в какой-либо конфессиональный ряд. Если что-то и напоминают талантливо-богохульные гримасы великого рокера, так это посмертное наследие госпожи Блаватской и ее "Теософского общества". Как известно, любимой идеей теософии был религиозный синтез восточных религий и христианства. "Посвященные" в тайную мудрость могли позволить себе препарировать "исторические" религии "для народа" так, как они хотели, иронизируя над их мнимой "наивностью". В западном христианстве этот злой дух, вдохновлявший на ересь и богохульство, метко прозвали "обезьяной Господа".
Однако жизнь не стоит на месте. Весной 2008 года Борис Борисович вошел в число учредителей строительства православного храма-памятника музыкантам Санкт-Петербурга. К какому берегу пристанет великий рокер, будет ясно только с его последним аккордом. Все, как в Писании: "В чем застану, в том и сужу".

Михаил Воронов
Религиовед

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике