Святые места. “Новый собор” города Коврова

Сегодня колокольня Спасо-Преображенского собора - центральная фигура панорамы старого Коврова из-за Клязьмы. Высокая, величественная, стоящая на вершине крутого спуска к реке, она видна за много километров. Она как...

Сегодня колокольня Спасо-Преображенского собора – центральная фигура панорамы старого Коврова из-за Клязьмы. Высокая, величественная, стоящая на вершине крутого спуска к реке, она видна за много километров. Она как бы указатель для путешественников, следующих со стороны Камешкова в Ковров. А начиналось все так.

Планы постройки ещё одной церкви в Коврове, помимо издревле находящегося там Христорождественского собора, озвучила ковровская городская Дума на заседании 26 февраля 1874 года. Решение "возвести новый храм на месте, которое отведено на плане под городской сад" было отправлено в марте архиепископу Антонию (Павлинскому) ковровским городским головой Я.А.Мытарёвым.
Но ковровский благочинный протоиерей Сила Алексеевич Архангельский не одобрил проекта строительства нового храма. Его не устраивало выбранное место (к северу от главного ковровского собора). По его разумению церковь следовало возводить южнее, учитывая тенденции расширения города. Следует заметить, что Сила Архангельский оказался весьма прозорлив и сегодня Ковров сильно разросся к югу, по отношению к границам города 1870-х гг. Кроме того, батюшке просто не хотелось служить в двух храмах сразу, считая это слишком обременительным, так как изначально задумывалось, что новая церковь будет приписана к Христорождественскому собору.
Но доводы уважаемого протоиерея показались недостаточно убедительными, и в августе того же 1874 года владимирский губернатор утвердил и проект храма, и место его постройки именно к северу, на территории городского сада. Владимирский архиепископ также поддержал решение Думы г. Коврова, о чём 20 сентября вышел Указ Владимирской духовной консистории № 6458.
Мне неоднократно приходилось слышать и другую историю возникновения храма, которая очень сильно напоминает легенду о селе Любец. Якобы Екатерина II, проплывая по Клязьме мимо и восхитившись красотой местности, указала: "Здесь должен стоять храм Божий". Остаётся только развести руками.:

Автором проекта нового храма стал архиепископ Владимирской казённой палаты и Владимиро-Суздальской епархии Николай Андреевич Артлебен, получивший образование в Московском дворцовом архитектурном училище. Учёный и публицист, исследователь древнерусской архитектуры, он со знанием дела спроектировал один из красивейших соборов во Владимирской губернии.
В начале июля 1876 года между Ковровом в лице городского головы Я.А.Мытарёва, протоиерея С.А.Архангельского, нескольких купцов и почётных граждан с одной стороны и крестьянином деревни Даниловки Судогодского уезда Василием Михайловичем Бадьевым с другой, был заключён контракт о строительстве собора. Дворянство, купечество, духовенство и простые жители города собрали 10 тысяч рублей серебром – именно таковой оказалась стоимость подряда. Тогда же началось строительство.
Интересно, что строителем крупнейшего храма в городе стал крестьянин. Обыкновенный деревенский житель, который хотел и умел работать и которого позже новая власть объявила "кулаком" – кровопийцем и мироедом.
Хочется отметить и ещё одного человека, принимавшего активное участие в строительстве собора и руководившего его возведением. Это церковный староста соседнего Христорождественского храма, купец 2 гильдии Михаил Дмитриевич Сомов. В 1879 году, когда новый собор был построен и начались внутренние отделочные работы, он пожертвовал 1500 рублей на устройство храмовых и местных икон. В том же году за свою благотворительную деятельность и усердие Сомов получил благословение Святейшего Синода и специальную грамоту. А один из четырёх сыновей Михаила Дмитриевича, Иван, тоже был церковным старостой, но уже как раз нового, Спасо-Преображенского собора. В 1905 году за многие пожертвования на украшение церкви его наградили золотой медалью на Станиславской ленте для ношения на шее.

Пять лет в храме велись отделочные работы. В 1884 году новый собор освятили в присутствии духовенства и высоких чинов из губернского центра. Собралось и много ковровчан, а также жителей близлежащих селений. К сожалению, до этого праздничного дня не дожил архитектор Николай Артлебен. 25 марта 1882 года (по новому стилю) ему исполнилось 55 лет, а на следующий день он скончался:.
Главный престол освятили в честь Преображения Господня, придельный южный – во имя святителя и чудотворца Николая, северный – в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость". Дворяне Ковровского уезда Култашевы в освящённый собор приложили крест с частицами мощей великомучеников, который был утверждён в икону Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
Собор, как и предполагалось, был приписан к Христорождественскому храму. Христорождественский причт вел службы в Спасо-Преображенском соборе и первым священником "по совместительству" стал Алексей Григорьевич Радугин, который являлся таковым до своей кончины в 1905 году.

Ковровчане очень полюбили новую церковь. В народе собор сразу прозвали "новым собором" (и называют так до сих пор) и "красной церковью" из-за того, что храм построен в русском романтическом стиле и возведён из красного кирпича. Говоря современным языком, церковь пользовалась популярностью. Люди шли в Спасо-Преображенский собор на богомолье, жертвовали на его процветание и украшение.
Октябрьский переворот 1917 года круто изменил уклад жизни людей. Перемены затронули буквально все слои общества. Не осталось в стороне и духовенство. На основании приказов, декретов и распоряжений новой власти храмы грабились, закрывались, уничтожались, а священников арестовывали и в лучшем случае держали в заключении. В 1922 году из Спасо-Преображенского собора вынесли почти все ценные вещи, оставив лишь самое необходимое для проведения богослужений. Один из руководителей изъятия церковных ценностей в Коврове и уезде в 1922 году доносил, что среди прочего количества серебра, изъятого из городских церквей, имеется "один бриллиант из иконы Скорбящей Божией Матери в Спасо-Преображенском соборе". Варвары не останавливались ни перед чем:.
В конце 1929 года храм ещё был открыт и находился в ведении религиозной общины обновленческого толка. К тому времени уже вовсю велась бумажная работа по закрытию и ликвидации собора. После череды решений уездного и губернского уровня о расторжении договора с общиной собора, о его закрытии и передаче церковного здания под "дом физкультурника", после отмены этих решений ВЦИКом, собор всё-таки закрыли по решению всё того же ВЦИКа от 20 июня 1931 года. Однако дому физкультурника не суждено было расположиться в церковных стенах. Бывший собор побывал и тюрьмой, и рабочим общежитием, и складом.

После революции 1917 года к Спасо-Преображенскому собору приписали Михаило-Архангельскую церковь. Небольшая по своим размерам, она выстроена при бывшем Ковровском тюремном замке всего в нескольких десятках метров от "красной церкви" на средства ковровчан. Освящена церковь в 1899 году в честь Собора Архистратига Божия Михаила и всех Сил бесплотных. Первым ее настоятелем стал Аркадий Алексеевич Введенский.
В 1920-е годы церковь была приписана к Спасо-Преображенскому собору. В 1923 году Михаило-Архангельскую церковь закрыли, передав её в ведение Ковровского дома заключённых. Ему очень мешало такое соседство с молитвенным зданием, вызывавшее "неудобство для нормального течения жизни в домзаке", помещение церкви было "крайне необходимо для культурно-просветительских надобностей домзака" и также не исключалась возможность побега арестантов через храм.
В 1980-е годы к бывшей Михаило-Архангельской церкви пристроили администрацию Ковровского "Водоканала". Новые хозяева обратили храм в сауну. Некоторое время назад ходили слухи о возможной передаче бывшей тюремной церкви Владимирской епархии, но эта идея, кажется, так и испарилась вместе со слухами.
В те же 80-е годы прошлого века было решено возвратить Церкви Спасо-Преображенский собор. На специально открытый в одном из ковровских банков счёт потекли пожертвования от организаций и частных лиц на ремонт здания церкви. Стоит только удивляться и радоваться – с каким рвением после десятилетий современного "смутного времени" люди жертвовали на благое дело восстановления храма.
В 1991 году Спасо-Преображенский собор вернули Русской православной церкви. Вокруг храма устроена новая ограда, разрушенная при его разорении, а прихожан, как и в былые времена, приветствует колокольный звон с высокой звонницы, ставшей одним из символов старого и нового Коврова.

Текст и фото: Владимир УШАКОВ.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике