За верность сцене

На днях спектаклем "Восемь любящих женщин" прошел бенефис одной из ведущих актрис облдрамтеатра, заслуженной артистки РФ Татьяны Евдокимовой. Она более 40 лет служит театру, вызывая у зрителей уважение,...

На днях спектаклем "Восемь любящих женщин" прошел бенефис одной из ведущих актрис облдрамтеатра, заслуженной артистки РФ Татьяны Евдокимовой.
Она более 40 лет служит театру, вызывая у зрителей уважение, восхищение, любовь. Все, кого судьба свела с Татьяной Ивановной, скажут – она само очарование. Прелестная, лёгкая, весёлая и вместе с тем серьёзная, верная в дружбе, любви и профессии.
Сколько статей было написано о невероятно дружной семье Евдокимовой-Шевченко. Иногда казалось, что их семейный, жизненный успех затмевал успех актёрский. Но театр и семья в жизни Татьяны Евдокимовой переплелись в единую линию жизни и существуют в полной гармонии.
Иногда союз двух актёров может быть чреват соперничеством и завистью…
– Что вы! – искренне удивилась Татьяна Ивановна. – У нас совсем наоборот, мы стараемся быть внимательны, прислушиваться друг к другу творчески.
Евдокимова по природе – строитель, человек, создающий судьбу умело, умно и тактично по отношению к окружающим её людям. В юности мечтала быть педагогом, затем геологом: её влекла романтика, ей нравилось искать старинные предметы… Но родители, отец – актёр Русского театра на Украине, мама – помощник режиссёра, хотели, чтобы дочь тоже стала артисткой. "Ты нигде не увидишь, не узнаешь и не получишь того, что получишь в театре. Театр – это целый мир", – убеждали они дочь.

В то время театр, в котором играл отец Тани, имел статус передвижного, её постоянно срывали с учёбы в школе. Девочка с малых лет впитывала запах кулис. Когда Таня училась в 6-м классе, театр обрёл стационар в Каменец-Подольском на Украине.
– Театр этот очень славился, – вспоминает Татьяна Ивановна. – Актёры, которые играли там, прекрасно работали в других театрах.
Отца Евдокимовой публика обожала. Зрители только слышали его голос за кулисами и сразу начинали аплодировать. Его приглашали в Киев, но он не изменил своему театру.
После школы Татьяна поступила в училище культуры на режиссёрское отделение.
– Это было прекрасное время, – оживляется актриса. – За два года я узнала очень много. Нас учили всему понемногу: игре на баяне, танцам, вокалу, использованию технических средств.
Всё это пригодилось выпускнице, когда после училища она пришла на работу в школу старшей пионервожатой.
Как-то во время гастролей Хмельницкого театра в Каменец-Подольском вожатая Евдокимова повела на очередной спектакль ребят. Он должен был проходить на сцене ДК, где наша героиня играла в Народном театре. И, как это часто бывает, у них заболела актриса. Администрация предложила Татьяну.
– Спектакль не состоялся, – улыбается она. – То ли сломался автобус, то ли мы застряли где-то…
Хмельницкий театр ставил "Свадьбу в Малиновке". Главную роль в нём играл Рейнгон Васильевич Похвала. Он очень нравился девушке. После несостоявшегося дебюта её спросил: "А не хотите к нам в театр?"
Дома обрадовались решению дочери.
– Сначала меня взяли в балет, затем потихоньку вводили в массовки.

Не помнит Евдокимова, был первый ее спектакль
удачей или нет, но то, что она стала актрисой, её увлекло. Она любит репетиционный процесс, постижение образа. А случай в лице Дмитрия Михайловича Чайковского сыграл в её судьбе решающую роль. За четыре года работы в Хмельницком театре Евдокимова сыграла несколько ролей. Именно в тот период в театр пришла молодёжь. В её составе был Григорий Сергеевич Шевченко, который закончил Харьковский театральный институт. Он сразу заметил юную актрису. Все в театре стали говорить о начинающемся романе Евдокимовой и Шевченко. Вскоре они стали мужем и женой.
Родители Татьяны настаивали о переходе в русский театр. Из Хмельницкого молодая театральная пара поехала в Армавир. Там их заметили, пригласили в Орджоникидзе, а затем – в Лиепайский драматический театр…
– В каждом из этих театров в силу обстоятельств мы работали год-два, – уточняет Татьяна Ивановна. – Шёл поиск себя.
Режиссер театра Владимир Михайлович Каплин обратил внимание на талантливых артистов и пригласил несколько человек в Калугу, среди них – нашу героиню с Шевченко. 11 лет работы в Калужском театре были самыми плодотворными в жизни Евдокимовой. На его сцене она сыграла множество ролей советской и зарубежной классики. Здесь же она получает звание заслуженной артистки России. Звёздной ролью актрисы стала Филумена в одноимённой пьесе Эдуарда де Филиппо. Достойным партнёром Евдокимовой стал и Шевченко, исполнявший роль Доменико.

Обстоятельства поставили перед актёрской парой
новую проблему – они должны были уйти из театра. И вновь в их судьбе возник Его Величество Случай – народный артист России Владислав Фёдорович Коробкин, работавший тогда во Владимирской драме и знавшего их по работе в Калуге. Он, узнав об их положении, посоветовал тогдашнему главному режиссёру владимирского театра Баранову посмотреть эту пару.
– Случилось это в 1980 году, – вспоминает Татьяна Ивановна. – Баранов, увидев нас в одном из спектаклей, пригласил нас во Владимир.
Евдокимова понимала, на что шла, что должна заново утверждать имя. Во Владимире блистали свои, среди которых Галина Ляпина, Людмила Акинина. Но это не пугало Татьяну Ивановну, она и тогда, и сейчас готова к честной конкуренции, к творческому соревнованию.
Баранов ставил тогда "Ночной переполох" и собрал в одном спектакле сильных актёров владимирской драмы. Премьера прошла с большим успехом. Критики не скупились на добрые слова в адрес режиссёра и актёров. "Повеяло МХАТом!"- говорили тогда.
За 25 лет работы на сцене нашего театра зрители полюбили саму актрису и её героинь. А их за четверть века было множество: Василиса Мелентьева в одноимённой пьесе Островского, комиссар в "Оптимистической трагедии" Вишневского, Долли в "Хэлло, Долли!" Уайлдера. Помнят театралы в исполнении Евдокимовой главную роль в спектакле "Актриса на роль жены Достоевского" Радзинского. А к одному из бенефисов артистки именно для неё была поставлена "Филумена Мартурана", ставшая сенсацией и не сходящая с репертуара в течение долгого времени.
Сегодня, несмотря на неполную занятость в репертуаре, Татьяна Ивановна продолжает играть и удивлять своей игрой, профессионализмом, умением сделать любую роль событием.

Смена руководства в театре сделала возможным возобновление обменных гастролей театров. В 2004-2005 годах наш театр побывал со спектаклями в Калуге, в городе, в котором произошло становление и утверждение Евдокимовой как актрисы.
– Конечно, я волновалась, – говорит Татьяна Ивановна. – Ведь мы не виделись 24 года с теми, с кем когда-то я начинала. Там и сейчас сохраняется дух театра, особая аура театра, трепетное и уважительное отношение к актёрскому ремеслу. А это очень важно в наше время.
Татьяна Ивановна с радостью делится о своих последних работах: в "Бешеных деньгах" по Островскому и в "Восьми любящих женщинах" по Тома. Она протягивает программки, где оба режиссёра, Иванов и Плетнёв, – высоко оценили игру нашей героини. С позволения актрисы читаю: "Удивительно умная, талантливая, светлая личность Татьяна Ивановна! От всего сердца поздравляю Вас с премьерой"! Счастья Вам! Успехов! Вит.Иванов".
И вторая: "Татьяна Ивановна! Счастлив от встречи! С премьерой! Всё не случайно! Спасибо! А.Плетнёв".
Такие признания дорого стоят. Ради этого стоит жить и творить.
Поразительное свойство характера Татьяны Ивановны Евдокимовой – разговор о своих ролях, творческом пути тут же переводится в эмоциональный и восторжественный рассказ о коллегах, партнёрах, о том, какие талантливые и прекрасные люди работают рядом. Она неизменно доброжелательна и открыта всему новому в искусстве и жизни.
Есть в натуре актрисы нечто, объединяющее всех её героинь. Неиссякаемость душевного потенциала героинь Евдокимовой тесно взаимосвязана с её мирочувствованием, с целостностью её натуры и полнотой существования в этом мире. Открытость тревогам, болям, проблемам и радостям окружающей жизни не изнуряет, не опустошает актрису, а, напротив, питает её, как почву, на которой произрастает личность и расцветает талант.
У Татьяны Евдокимовой есть всё, что необходимо актрисе и женщине, – сцена, любимые партнёры, верные зрители, хорошая семья. С бенефисом Вас, дорогая Татьяна Ивановна!

Текст: Михаил КОСТАКОВ.
Фото из архива автора.
г.Владимир.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике