Директор департамента образования областной администрации Михаил Корешков: “Владимирское образование востребовано как никогда”.

Наш разговор с директором департамента образования администрации области Михаилом Корешковым состоялся накануне Международного Дня студентов. И конечно, мы не смогли обойти стороной то, что в этом году в...

И самое главное, по словам Михаила Викторовича, к системе владимирского профессионального образования стали поворачиваться лицом владимирские бизнесмены…

Наш разговор с директором департамента образования администрации области
Михаилом Корешковым состоялся накануне Международного Дня студентов. И конечно, мы не смогли обойти стороной то, что в этом году в орбиту нацпроекта "Образование" вовлечены учреждения профессиональное образования.

О профобразовании
– Михаил Викторович, что изменилось в профобразовании области в связи с его вовлечением в нацпроект?
– Владимирская область с его профессиональным образованием очень хорошо стала выглядеть на Всероссийском уровне. В начальном и среднем профессиональном образовании из 56 победителей ПНП – два учебных заведения нашей области. Одно из них, Александровский промышленно-гуманитарный техникум, – очень интересное учреждение. Техникум с двухуровневой системой образования. Здесь можно получить и начальное профессиональное, и среднее профессиональное образование.
Более того, в этом техникуме есть ноу-хау. При нем открыто отделение "Правоведение" (лицей милиции в п. Балакирево). Техникум выиграл в этом году грант – 20 миллионов рублей из федерального бюджета. Столько же выделила и областная администрация.
Второе учреждение – Профессиональный лицей №36 п.Никологоры. На Всероссийских конкурсах профмастерства его выпускники неоднократно занимали первые места. Лицей получил 40 миллионов рублей.
– В нацпроект "Образование" вошла и высшая школа…
– Мы очень рады были за ВлГУ, который выиграл грант 500 миллионов рублей. Это лишний раз подтверждает огромный потенциал университета. ВЛГУ – лидер в системе высшего образования области. А по техническим специальностям университет обогнал многие вузы России.

О бакалавриате и магистратуре
– Сейчас вводится новая система вузовской подготовки – бакалавриат и магистратура. Как в вузах области идет переход?
– Во-первых, этот путь был создан для интеграции с европейским сообществом по высшему образованию. Во Владимирской области система начинает набирать обороты.
Споры о том, вводить или не вводить новую систему, шли очень долго. Из-за чего? Из-за различий в тарифной сетке, т.е. – в бюджетной системе оплаты труда специалистов, бакалавров и магистров. Это был принципиальный вопрос. Сегодня различий в оплате труда в тарифной сетке нет.
Во-вторых, нужно сказать, что и специалитет, и бакалавриат, и магистратура – это один уровень образования -высшее профессиональное образование. Отличаются лишь сроки обучения – на бакалавра учатся 4 года, на специалиста – 4-5 лет, на магистра – 6 лет.
Есть и особенности в послевузовском образовании. Чтобы получить степень кандидата наук, нужно получить образование специалиста или магистра.
Одним из первых, кто начал переходить на новую систему, стал ВГПУ. Сейчас активно занимается бакалавриатом и магистратурой и ВлГУ. Есть по отдельным специальностям бакалавриат в ВЮИ, Ковровской технологической академии. Эта система вводится и в негосударственных вузах.
– Есть ли у вас сомнения по новой системе подготовки?
– Лично у меня есть. И прежде всего, они связаны с судьбой начального и среднего профессионального образования. Мы в свое время обсуждали, что бакалавриат и магистратура очень хорошо вписываются в ту образовательную систему, которая была в советское время. А это значит, что вполне бакалавриат могли бы реализовывать колледжи. Это помогло бы сохранить престижность профобразования. Но было принято другое решение, и сегодня бакалавриат и магистратура – это высшее образование и получить можно их только в вузах.

О среднем образовании
– Сегодня обязательным становится среднее образование. Что это меняет? И обязательно ли заканчивать 11 классов, чтобы его получить?
– Раньше обязательным было 9-летнее образование. К сожалению, после 9 классов многие ребята образование не продолжали. Сегодня мы должны обеспечить всех средним образованием. Но форма его получения может быть разной: в школе, в учреждениях начального и среднего профобразования.
В этой ситуации мы начинаем рассматривать новую роль вечерних школ. Она должна возрастать.
Именно вечерние школы должны подхватить тот контингент, который не будет учиться ни в школах, ни в училищах, ни в техникумах, т.е. тех ребят, которые по разным причинам вынуждены после школы идти работать.
Но это не говорит о том, что они не должны получать среднего образования.

О ЕГЭ
– Порадовали ли департамент результаты ЕГЭ в этом году?
– Мы не идеализируем ЕГЭ, но говорим о преимуществах. Мы впервые за долгое время получили объективную оценку качества и равные стартовые условия для всех сдающих и поступающих.
А если говорить о результатах, то по русскому языку они чуть выше, чем в среднем по России. По математике в прошлом году результаты были ниже, но в этом году мы выровнялись.
– В прошлом году можно было сдавать ЕГЭ по пяти предметам. А что в следующем?
– В следующем году добавятся гуманитарные предметы. В дальнейшем будем стремиться ко всем предметам.
О сокращении бюджетных мест
– С каждым годом в вузах идет сокращение бюджетных мест. С чем это связано?
– Сокращение бюджетных мест идет очень незначительное. Связано это с демографической ямой, в которую мы попали. В 2000 году область выпустила больше 20 тысяч выпускников. А в следующем будет чуть больше 11 тысяч. А расти количество выпускников начнет, дай Бог, только с 2015 года. Так что сокращение будет идти.
Но в первую очередь сокращение касается тех специальностей, специалисты которых на рынке труда не востребованы. К глубокому сожалению, у нас искусственно создана мода на ряд профессий: фильмами, СМИ, родителями, плохой работой по профориентации молодежи. Терять популярность начинают юристы и экономисты. Вот и "поджимают" бюджетные места. Востребованы инженеры, специалисты по IT, строители, педагоги иностранного языка. На этих специальностях сокращения бюджетных мест нет.

О взаимодействии бизнеса и образования
– Насколько востребовано владимирское среднее профессиональное образование?
– Об этом можно судить по тому, что после окончания учебного заведения, даже при условии, что ребята сразу уходят в армию, в службу занятости обращаются не более 2,5%. Остальные 97,5 % активно востребованы на рынке труда.
У нас есть, конечно, проблемы к требованиям работодателя. Им хочется получить специалиста, который бы работал на новом оборудовании, с новыми технологиями, с новыми методиками. И если методики мы можем "вытаскивать" нормально, то на уровне технической части без союза с бизнесом хороших специалистов мы подготовить не сможем. Оснастить более 30 училищ современным оборудованием не можем. Мы пошли сегодня по другому пути. И на него мы возлагаем большие надежды. К примеру, вместе с заводом "Автоприбор" мы создаем корпоративное учреждение профобразования совместно с учебно-производственными участками на производстве. Ведь на "Автоприборе" самое современное оборудование, и ребята учатся на нем. По такой же программе мы очень активно сотрудничаем с александровским "Вестелом". Хорошие контакты сложились с муромскими предприятиями и учебными учреждениями. Неплохие связи с бизнесом по торговым и кулинарным специальностям.
Это новые совместные проекты образования и бизнеса, и я очень рад, что владимирские бизнесмены начинают поворачиваться лицом к системе профобразования, понимая, что без рабочих кадров завтра их бизнес встанет. Мы нащупали совместный интерес бизнеса и профобразования и приблизили его к рынку труда.

О трудоустройстве
– Как решаются проблемы в области трудоустройства выпускников?
– Сегодня есть проблема трудоустройства по экономистам, – и не потому, что вузы готовят плохих экономистов, а потому, что требуются экономисты с опытом работы. То же самое по юристам.
Еще одна проблема. Сегодня служба в армии построена так, что после окончания учебного заведения ребята должны отслужить. И этот разрыв между требованием рынка труда и обязанностью служить в армии создает особую ситуацию, при которой ни работодатель, ни выпускник не могут планировать, где и как он будет работать.
Молодцы те бизнесмены, которые формируют кадры загодя. Они курируют ребят в вузах, кому-то платят стипендии, дожидаются из армии, чтобы молодой человек пришел на конкретное рабочее место.
Конечно, это не массовое явление, но такое есть. Нужно только показать себя. И многие рекрутинговые службы, которые создаются сегодня, очень активно работают в вузах по поиску вот таких перспективных специалистов.

Текст: Наталья ШАПОШНИКОВА.
Фото: Рудольф НОВИКОВ.
г.Владимир.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике