Лариса Лужина: “У меня не было романа с Высоцким…”

ВСТРЕЧА ДЛЯ ВАС! Наш корреспондент встретился с народной актрисой России Ларисой Лужиной, звездой советского кино 60-80-х годов, в киноконцертном комплексе "Измайловский" в Москве, и попросил рассказать ее не...

Наш корреспондент встретился с народной актрисой России Ларисой Лужиной, звездой советского кино 60-80-х годов, в киноконцертном комплексе "Измайловский" в Москве, и попросил рассказать ее не только о сегодняшнем житье-бытье, но и вспомнить прошлые годы…

– Лариса, в последние годы вы снимаетесь редко. Да и интересных ролей, кажется, не стало.
– Вы правы. Я критично отношусь к собственной персоне. Кинозвездой никогда не была, к тому же наше кино сегодня испытывает огромные трудности. Фильмов делается мало – нет денег и проката.
Перемены воспринимаю спокойно, трагедии из этого не делаю. С группой актеров мы создали небольшой театр "Ангажемент". Когда удается найти деньги, выпускаем спектакль. Недавно сыграла в чеховской "Чайке" роль Полины Андреевны Шамраёвой. В Перове вместе с Танечкой Конюховой преподаю в детской академии народного творчества "Россия". Ведем с ней актерское мастерство: ставим с детишками этюдики, учим их правильно говорить…

– Вы по-прежнему числитесь в штате Театра киноактера?
– Да, я работаю в нем со времен окончания ВГИКа. Но как это ни парадоксально, Театр-студия киноактера, которому отдано без малого полвека, никогда "приличным" театром не считался. В него ходили, словно на экскурсии, из чисто зоологического интереса: а ну, посмотрим, какой такой Крючков или Ладынина, или Самойлова.
Наш театр и в прежние времена находился на особом положении, а теперь и подавно: творческий процесс прекратился, многие павильоны проданы или сдаются в аренду.

– Многим вы запомнились по фильмам "На семи ветрах" и "Вертикаль". В последнем вы играли с Высоцким. Это правда, что у вас была связь, и что песню "Она была в Париже" Владимир Семенович посвятил вам?
– С фильмом "На семи ветрах" я в то время ездила по всему миру, а потом взахлеб рассказывала про Париж, Варшаву, Осло, Тегеран… Тогда, в 60-е годы, это была редкость – человек, побывавший за границей!
Что касается наших отношений с Высоцким, признаюсь честно – близких не было. Хотя он за мной ухаживал. Но, во-первых, Володя дружил с моим первым мужем, оператором Алексеем Чардыниным. А во-вторых, я тогда была влюблена в другого мужчину. Не до Высоцкого мне было. Володя был невысокого роста, а мне всегда высокие мужчины нравились. Да к тому же он тогда еще не был так бешено популярен. Просто он был хорошим другом.

– А как ухаживал Высоцкий – цветы дарил, о любви говорил, приглашал погулять при луне?
– Нет. Цветов не дарил и о любви не говорил… В основном, читал свои стихи, пел песни… Так было принято, 60-е годы – время романтиков и геологов.

– А как вы стали актрисой немецкого кино, да еще лауреатом Государственной премии ГДР?
– Ну, это целая глава в моей жизни. Режиссер Иоахим Хюбнер начал работать над телеэпопеей "Доктор Шлюттер". Но он никак не мог найти исполнительницу главной роли. Увидев меня в фильме "На семи ветрах" по ТВ, он сказал жене: "Смотри, вылитая Ева". Пришлось выучить немецкий язык.

– А кроме языкового барьера, что еще помнится?
– В "Докторе Шлюттере" мне предстояло сняться в постельной сцене. У немцев, хоть и в ГДР, в отличие от нас, "секс был". Я должна была лежать, правда, в плавочках, но все остальное – открыто. Стою, плачу. Режиссер и так, и сяк. Всех, кроме оператора, удалили из павильона, а я никак не успокоюсь. Глотая слезы, объясняю переводчице: у меня маленькая грудь, если лягу на спину, ее совсем не будет видно. "Хорошо, – сказал Хюбнер, – пусть сидит". Села я, скрестив руки, и так вот меня и сняли.

– А есть несыгранные роли, неосуществленные мечты?
– Как и у вас актеров. Мечтала сыграть княжну Марью в "Войне и мире", но выступила в этой роли лишь в курсовом спектакле ВГИКа. Пробовалась на горьковскую Вассу Железнову. Но в наши дни подобные проекты весьма сомнительны. Не удалось сыграть в спектакле "Женщина в стиле "осень" по пьесе Владимира Дьяченко.

– Ваш сын имеет отношение к кино?
– К его технической стороне. Он окончил Ленинградский институт киноинженеров и работает на "Мосфильме" инженером звукозаписи. Его отец – известный оператор Валерий Шувалов, мой второй муж. Он снимал "Экипаж", "Интердевочку"… Мы давно развелись – по моей вине, Паше было 7 лет. Я просто снова влюбилась, в человека, который был моложе меня. Но я быстро поняла, что он "гуляет". Мы расстались.

– А что сегодня?
– Больше 12 лет я живу с Вячеславом Владимировичем Матвеевым. Он администратор концертных программ. Мы с ним познакомились на гастролях. Он организовывал поездки актеров с концертами, творческими встречами…

– Вы прекрасно выглядите. Поделитесь своими секретами?
– Хожу регулярно в бассейн. У нас там организовался женский клуб: встречаю коллег и узнаю от них много любопытного – советы, рецепты.
Несколько лет назад недалеко от Москвы, под Истрой, как ветеран кино, получила земельный участок. Работы там непочатый край.

– Спасибо, Лариса, за беседу! Приятно встречаться с артистами, ставшими легендами в искусстве. Вы ведь – одна из них!
– Спасибо огромное и вам. Странно: давно уже по-настоящему не снимаюсь, а люди помнят, узнают. Как-то еду на репетицию в театр, сажусь в автобус. Пожилая женщина смотрит на меня добрыми такими глазками и говорит: "Вы тоже в автобусе ездите? А где же ваша машина? Скажите мужу, пусть вас возит, а то украдут…".

Михаил КОСТАКОВ, заслуженный работник культуры России.
Фото автора.
Москва – Владимир.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике